Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Танк "прорыва" ИС - инициативная разработка Танкограда

Наступающая Красная Армия встретила яростное сопротивление противника на улицах Будапешта и Варшавы, Берлина и Праги. Но адекватного противоядия нашим танкам они так и не нашли, тем более что челябинские танкостроители под руководством Ж. Я. Котина и Н.Л. Духова предложили новые боевые машины. Н. С. Патоличев , имея в виду именно их, писал в мемуарах: "Не возьми на себя эта группа товарищей ответственность за танк ИС , может быть, он и не появился бы своевременно на фронте. А пришел танк ИС на фронт в решающий, а затем и завершающий период войны и сыграл большую роль в окончательном разгроме немецко-фашистских захватчиков".

Между тем эти танки появились на свет вопреки внешней логике событий. Дело в том, что в постановлении Государственного Комитета Обороны о выпуске на Кировском заводе танков Т-34 строго указывалось, чтобы все внимание конструкторов было сосредоточено на выпуске этих машин и не отвлекалось на побочные цели. Затем к работе по выполнению поставленной задачи прибавились новые обязанности: надо было проектировать и осваивать в производстве СУ - самоходную артустановку .

И все же мысль о новом, более мощном танке не давала покоя ни Котину, ни Духову, ни их ближайшим помощникам. Немецкому "тигру" надо было противопоставить достойного соперника. Путь к машине ИС, начатый еще в 1942 году, был довольно трудным. Один из первых ее вариантов, воплощенный в металле, оказался не вполне удачным. Он имел даже свой индекс - KB-13 , но так и остался подвижной лабораторией. Цехи завода не увидели танка такой марки.

В 1942 году еще не было танковых пушек калибром 85 и 122 мм, которые впоследствии составили огневую силу ИС. Правда, пушкари уже думали над ними и тем стимулировали творческую мысль танкостроителей.

Мотористы под руководством И. Я. Трашутина работали над тем, как повысить запас хода боевой машины, непрерывно увеличивали мощность и ресурс двигателя. Настоящей проверкой зрелости советской военно- инженерной мысли стало участие наших танков и самоходок в боевых операциях на Орловско-Курской дуге летом 1943 года. В столкновении с бронированными "зверями" фашистов помимо самоходных артустановок участвовала еще одна новинка - танк КВ-85 , вооруженный только что созданной 85-мм пушкой .

В дни грандиозного сражения под Курском наркомат доверил Николаю Леонидовичу руководство конструкторским бюро челябинского индустриального гиганта. Главным конструктором Духов оставался до конца войны. Ж. Я. Котин возглавил КБ опытного производства .

Появление двух коллективов вместо одного было вызвано возрастающей сложностью задач, которые решали проектировщики. Работа над новым тяжелым танком велась в инициативном порядке, битва под Курском только ускорила ее. Именно тогда удалось решить проблему размещения в корпусе машины необходимого количества более крупных снарядов. Несмотря на меньшую скорострельность, за счет новой системы управления огнем способность поражения целей осталась на требуемом уровне. Наконец появилась возможность предъявить новинку...

Однажды в кабинете Патоличева появились директор завода Зальцман и главный инженер Махонин . С ними вошли Духов и Котин :

- Красная Армия наступает,- начал Зальцман. - Ей настоятельно необходим более мощный танк.

- Танк прорыва, - добавил Котин.

- Танк прорыва - это звучит убедительно,- отзвался Патоличев.

- Каковы же его тактико-технические и боевые качества? Все четверо словно ждали этого вопроса. На стол секретаря обкома легла справка с основными характеристиками новой боевой машины. Ее лобовая броня - 120 мм, тогда как у "тридцатьчетверки" - 45, а у KB - 75. Бортовая броня соответственно 90, 45 и 75 мм. Скорость выше, чем у КВ. У нового танка лучшая проходимость, вооружение - 85-мм пушка. Усовершенствована и наиболее уязвимая часть танка - башня: она имеет обтекаемую форму.

Но переход завода на выпуск такой модели, конечно, требовал серьезной перестройки производства. Да и работа самих конструкторов над новой машиной не предусматривалась ни в одном документе. Если подойти формально, они "нарушили", "действовали вразрез", "отвлекли силы". И все же, рассудил Патоличев, постановка вопроса о перестройке оправдана и даже необходима. А что касается директив, то ранее утвержденные программы завод не только выполняет, но и постоянно перевыполняет.

В этом обсуждении особенно активен был Духов. Инженерные службы, говорил он, накопили большой опыт унификации и стандартизации танковых узлов и деталей, трудоемкость их изготовления по сравнению даже с предыдущим годом значительно снижена. Но в машине, которую руководство завода предлагает для замены KB, много оригинальных, вновь спроектированных узлов. Само по себе это неплохо, однако потребует большой работы по перестройке производства. В результате выполнение текущей программы на какое-то время снизится, причем потери окажутся достаточно ощутимыми - на уровне полутора-двухмесячного выпуска.

Участники обсуждения решили под свою ответственность для проведения испытаний сделать три танка - при соблюдении, конечно, строгой секретности, насколько это будет возможным в условиях гигантского предприятия. Вскоре три танка были готовы. Ночью их угоняли за город, в степь, где с рассветом начинались испытания. И лишь с наступлением темноты конструкторы возвращались в Челябинск. Так продолжалось до тех пор, пока они не убедились, что новая машина оправдывает их ожидания.

Патоличев, также участвовавший в испытаниях, вспоминает: "Николай Леонидович Духов запомнился мне чаще всего улыбающимся. Даже когда он излагал сложнейшие проблемы, касающиеся тех или иных конструкторских решений, с его лица не сходила приятная улыбка. Эту духовскую улыбку можно было видеть и тогда, когда он, уставший, вылезал из-под танка.

Копаться в танке было его стихией. Таким он и запомнился - в промасленной одежде и улыбающийся".

В начале сентября 1943 года на завод приехал Малышев . Умалчивать о проделанной работе теперь уже не имело смысла. Ему показали чертежи. Нарком внимательно изучил их. Затем осмотрел машины, сам испытал танк и принял решение немедленно доложить вопрос о нем на очередном заседании Государственного Комитета Обороны .

В условиях, когда численное превосходство в этом виде вооружения уже было прочно обеспечено, ГКО счел возможным пойти на замену прежней модели. Танк прорыва, названный в честь Верховного Главнокомандующего буквами ИС - "Иосиф Сталин", стали готовить к серийному выпуску. О темпах перестройки завода говорит рапорт на имя В. А. Малышева:

"Рады сообщить Вам, Вячеслав Александрович, что в результате упорной работы первые два танка ИС собраны, прошли испытания и сегодня, 31 октября 1943 года, сданы заказчику. За 56 суток полностью спроектирована технология и выполнена первая очередь оснастки, что обеспечило изготовление первых танков ИС и мотора В-2ИС на базе серийного производства.

А в это время на одном из подмосковных полигонов в присутствии К.Е. Ворошилова проходили испытания еще более мощного танка ИС-2 с пушкой калибра 122 мм . Вражеская трофейная машина стояла на расстоянии 1500 метров. Прогремел выстрел. Снаряд не только пробил лобовую броню, но и прошил всю внутреннюю "начинку" танка, вырвал по швам сварки корму и отбросил ее на несколько метров. В январе 1944 года советские ИС-2 уже участвовали в Корсунь-Шевченковской операции . А вскоре добычей наших разведчиков стал любопытный документ: секретный приказ врага, в котором гитлеровское командование предписывало войскам избегать встречных боев с этими танками и стрелять по ним только из засад и укрытий. И еще интересный штрих: когда подписывалось постановление об установке 122-мм пушки в тяжелый танк, было сказано: "Это намного опередит события". И действительно, ничего равноценного врагу создать не удалось. Слишком резким был рывок вперед. Огневая сила ИС-2 по сравнению с KB выросла более чем в пять раз, и он полностью соответствовал своему назначению - стал грозным танком прорыва. Имя Духова неотделимо от таких завоеваний всего заводского коллектива, как организация в годы войны сначала поточного, а затем конвейерного выпуска тяжелых боевых машин.

Примечательно, что именно при производстве танков прорыва уральцы полностью освоили конвейерную сборку. Работа по уменьшению трудоемкости исключительно сложного производства - а ее Духов постоянно держал в поле своего зрения - сказалась и в другом. Параллельно завод смог наладить выпуск мощных самоходных установок - ПСУ-122 и ИСУ-152 . Их голос громко прозвучал в многозвучном хоре орудий войны. Особенно пригодились эти самоходы при штурме сильно укрепленных районов, таких, как крепость Кенигсберг .

Правительство высоко оценило вклад главного конструктора Танкограда в дело серийного освоения новой, особенно грозной техники. Он был награжден тогда вторым орденом Ленина.

Ссылки:

  • Музруков Б.Г. (1904-)
  • КБ-11: Духов Николай Леонидович- начальник конструкторского сектора
  • ДУХОВ Н.Л.: В ТАНКОГРАДЕ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»