Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Сталин приказал: КВ - модернизировать или снять с производства

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Ранней весной 1942 года на завод прилетел из Москвы нарком танкостроительной промышленности Вячеслав Александрович Малышев . Для разговора он вызвал двух главных - Котина и Трашутина , их заместителей Духова и Вихмана .

- Вы, Николай Леонидович, - сказал Малышев, - кажется, органически не способны делать то, что вам неинтересно, так?

- Безусловно,- в тон ему ответил Духов.

- Я вам сейчас кое-что расскажу и прошу вас принять это не только как указание наркомата, но и как очень интересное и важное дело.

Малышев закурил, помолчал, поудобнее устроился в кресле.

- Недавно Государственный Комитет Обороны рассматривал технические характеристики танка КВ. Так вот, вывод был неутешительный для всех нас. Товарищ Сталин сказал... - Нарком полистал свою записную книжку.

- Вот его слова: "Танк слишком тяжел, его не выдерживают мосты, поэтому приходится их обходить, на что тратится много времени. Это недопустимо. Такой танк нам не нужен. Его необходимо значительно облегчить. Если не удастся, снять с производства". Вот такой приговор...

Последнюю фразу Малышев произнес тихо, с болью. Для всех сидящих в кабинете, в том числе и для наркома, танк KB был родным детищем. Совсем недавно им восхищались. KB сметал со своего пути эскарпы, надолбы, ежи, подавлял доты и дзоты. Неужели снимать с производства?

Духов, возглавлявший конструкторский коллектив Танкограда в первые месяцы войны, напомнил предысторию - как получилось, что машина стала тяжелее, чем предусматривалось в проекте 1939 года. На KB устанавливали литую башню: она была и более стойкой, и более тяжелой. В этом и заключалась главная причина утяжеления танка.

Вместе с наркомом Котин, Духов, Трашутин, Вихман искали пути модернизации боевой машины. Постепенно стали вырисовываться основные направления предстоящей работы: некоторое уменьшение толщины бортовой брони, более рациональная конструкция башни, совершенствование трансмиссии, повышение мощности двигателя. Модернизацию удалось сделать в короткий срок и, самое важное, без остановки серийного производства.

Совершенствовать машину помогали и отзывы танкистов с фронта. Однажды поступило сообщение о том, что при движении KB на третьей скорости по тяжелой, раскисшей глинистой почве происходят поломки зубьев одной из шестерен в коробке перемены передач. Причины дефекта выясняла заводская комиссия. Вскоре инженер Н. Ф. Шамшурин представил чертежи более надежной коробки перемены передач. Духов умел оценить истинное значение таких вот ничтожных винтиков. В работе конструктора мелочей он не признавал и не раз говорил своим коллегам: - На фронте мелочи могут привести к гибели человека - нашего человека. То, что неопытному инженеру представлялось мелочью, для Николая Леонидовича было проявлением особо тонких свойств машины, не сразу раскрывающей до конца свой "характер". Советские конструкторы внесли серьезные изменения в танк KB весной 1942 года, но эти переделки нельзя и сравнивать с работой Порше по созданию новой тяжелой машины - "тигра".

Начало выпуска своего "зверя" гитлеровцы планировали лишь на конец 1942 года, тогда как KB не только не был снят с производства, но после модернизации стал поступать на фронт уже в августе. Всего же в 1942 году кировцы изготовили в шесть с половиной раз больше тяжелых танков, чем в 1941 году. Основную массу вновь выпущенной техники завод направил к берегам Волги, где разгоралось жаркое пламя Сталинградской битвы . Для проведения контрнаступления под Сталинградом было сосредоточено около 900 танков, в том числе КВ-1 и КВ-1С (индекс "С" был присвоен модернизированной машине и означал "скоростной"). Оставаясь тяжелым танком, КВ-1С по весу и маневренности приблизился к знаменитой "тридцатьчетверке". Интересно, что цифра 42,5 тонны - вес машины после модернизации - оказалась почти такой же, какую первоначально запроектировал Духов в 1939 году. И когда в мае 1942 года ему вручали орден Красной Звезды, нарком В. А. Малышев сказал, что тем самым отмечается не только его последняя работа, выполненная в исключительно короткий срок, но и верная позиция, занятая накануне войны. Позднее, в марте 1943 года, когда завод уже выпустил не одну тысячу танков КВ-1С, Духов , Сычев , Шамшурин , Синев и другие конструкторы были удостоены Государственной (Сталинской) премии. знаменитой "тридцатьчетверке"...

Ссылки:
1. КВ-1С танк: усовершенствование коробки передач
2. БИТВА УМОВ (конструкторов танков)
3. КВ-1С танк

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»