|
|||
|
Т-28 танк
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. В октябре 1932 года завод приступил к производству мощного трехбашенного танка с 76-мм пушкой в центральной башне и пулеметами в двух других. Конструкторы рассчитывали на то, что экипаж танка из шести человек сможет гибко маневрировать огнем, подавляя одновременно несколько целей. По вооружению, защите и ходовым качествам Т-28 считался в то время лучшим танком в мире. Изображение его на медали "За отвагу", учрежденной позднее, свидетельствует о популярности танка. Все работы по танку Т-28 на "Красном путиловце" проводились в ударном порядке. В феврале 1933 года, всего через пять месяцев после получения чертежей, начался монтаж первых машин. И тут же на завод пришла весть о том, что десять танков Т-28 должны участвовать в первомайском параде на Красной площади в Москве . Как только первые машины прошли обкатку, их погрузили на железнодорожные платформы. Для обучения механиков-водителей из числа военнослужащих времени не оставалось, и от завода выделили группу рабочих, выдали им синие комбинезоны, комплект инструментов, необходимые материалы и отправили в Москву. Танки еще не были как следует испытаны и доведены до полной готовности, поэтому тренировки, проводившиеся по программе подготовки к параду, проходили днем и ночью в очень напряженной обстановке. Накануне первомайского праздника в разгар тренировок на Ходынское поле приехали нарком тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе , нарком обороны К.Е. Ворошилов и начальник Политуправления РККА Я.Б. Гамарник . Осмотрев машины, они обратили внимание на то, с каким напряжением водитель поворачивает рычаги. Управление действительно было слабым местом машины и требовало конструкторской доработки. Руководители партии и правительства пожелали краснопутиловцам успехов в работе и уехали. На рассвете первые танки тронулись в путь, колонна растянулась на целый километр. Чувствовался недостаток опыта у водителей. Когда машины выехали на Красную площадь, тысячи людей восторженно встретили трехбашенные краснопутиловские танки. Как грозные крепости прошли они по площади, демонстрируя возросшую мощь Советской страны. С этого дня трехбашенные танки, многократно сфотографированные во время парада, много лет символизировали советские бронетанковые войска. После парада на заводе началась большая и кропотливая работа по доводке машин Т-28 и увеличению их выпуска. Несколько месяцев велись всесторонние испытания. Конструкторы, инженеры и рабочие-рационализаторы внесли в конструкцию более 600 различных изменений и усовершенствований, машина стала надежнее и прочнее. Однако специалистов-танкостроителей на заводе оказалось недостаточно, поэтому дирекция и партийный комитет вынуждены были обратиться к наркому тяжелого машиностроения с просьбой выделить специально подготовленных людей. Серго Орджоникидзе с пониманием отнесся к просьбе руководителей завода и распорядился направить на "Красный путиловец" группу выпускников Военной академии механизации и моторизации РККА. Завод получил имя С.М. Кирова и стал называться Кировским. Собственно, с этой основной машиной и шла армия на штурм еще не разведанных дотов, целых подземных городов из бетона. Это был средний танк, не уступавший лучшим зарубежным образцам. Скорость его - 37 километров в час, экипаж из шести человек укрыт 20-30-миллиметровой броней, пушка - калибром 76,2 миллиметра (эта огневая мощь выводила танк далеко вперед!) и три пулемета (в главной и носовых башнях)... Но уже первые бои показали: все три башни танка имели слабую броню, не "держали" снарядов новейшей противотанковой артиллерии. Уже в ходе финской кампании и после нее началась спешная экранировка Т- 28, на лоб наваривались "экраны" - листы броневой стали, толщина "лба" доводилась до 50-80 миллиметров... Но и вес прибывал, что делало машину тихоходнее.
Ссылки:
|