Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Духов Н.Л.: От первого лица

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Справка о технической деятельности главного конструктора танкового производства Кировского завода Духова Н. Л. Работу на Кировском заводе начал с 1932 года. В течение полутора лет работал по конструированию сложных приспособлений массового производства для обработки частей трактора "Универсал" , которые были освоены и приняты на производство.

После этого работал в конструкторско-технологи-ческой группе по разработке межоперационных допусков, при подготовке производства к постановке на серийное производство танка Т-29 .

В соответствии с решением Правительства об изготовлении на Кировском заводе 75-т ж. д. кранов был командирован в г. Москву в ЦВКБ, где участвовал, как представитель Кировского завода, в контроле и приемке чертежей 75-т ж. д. кранов. Во время изготовления этих кранов на Кировском заводе вел производство их по конструкторской линии. По окончании производства кранов был переведен в конструкторскую группу по разработке чертежей нового легкового автомобиля Л-2 . В 1937 г. был переведен в СКБ-2 Кировского завода и назначен руководителем расчетной группы. Здесь под моим личным руководством были систематизированы материалы и разработаны методики и нормы тягового и прочностного расчетов танков, принятых как типовые для последующих проектов танков Кировского завода.

Затем я был назначен начальником КБ Т-28 , бывшего тогда основным объектом танкового производства Кировского завода. Для Т-28, кроме целого ряда более мелких усовершенствований, как по ходовой части, вооружения, была под моим руководством разработана новая бортовая передача, чем был окончательно разрешен вопрос аварийного ответственного узла танка Т-28.

В 1938-1939 гг., при разработке в СКБ-2 новых тяжелых типов танков, мною был разработан технический проект тяжелого танка КВ .

После защиты проекта под моим руководством были изготовлены рабочие чертежи и опытный образец танка KB, успешно прошедший испытания и принятый для серийного производства. В 1939 г., при освоении в серийном производстве танка KB, был назначен зам. главного конструктора танкового производства. За разработку и постановку на серийное производство танка KB награжден орденом Ленина.

В 1939-1940 гг., во время войны с белофиннами , за разработку минных тралов, защитных и ряда других приспособлений для нужд фронта награжден медалью "За трудовую доблесть". В 1941 г., в начале войны, был командирован на ЧТЗ , где мною был дан ряд принципиальных конструктивных решений, давших большой производственный эффект. Эти решения впоследствии были приняты на всех последующих модификациях и новых образцах танков конструкции Кировского завода. Сюда относятся разработка новых упрощенных стыковых соединений броневых деталей тяжелых танков, без снижения качества бронезащиты, внедрение броневого литья, включая башни тяжелых танков, исключительно простые и надежные в эксплуатации катки ходовой части для тяжелых танков, принятые как стандартные до последнего времени на танках конструкции Кировского завода. Кроме этого, была проведена большая работа по снижению трудоемкости машины, сыгравшая существенную роль в повышении выпуска тяжелых танков.

В процессе производства в обеспечение бесперебойного выпуска танков давались сотни более мелких конструкторских решений. Следует указать на одно из них, предотвратившее срыв выпуска танков KB, - это заменитель подшипника ГПЗ * 244 (Государственный подшипниковый завод. - Ред.), применявшегося в ведущем колесе танка KB, в количестве 4 штук на машину. Мною была разработана оригинальная и исключительно простая в производстве и надежная в эксплуатации взаимозаменяемая конструкция заменителя подшипника 244, обеспечившая безаварийную работу танка в пределах гарантийного километража. Пока ГПЗ не наладил после эвакуации производство, Кировский завод в течение четырех месяцев смог обеспечить бесперебойный выпуск танков. За вышеперечисленные работы в 1942 г. я был награжден орденом Красной Звезды. В 1942 г., в соответствии с решением ГОКО, была проведена коренная модернизация танка КВ-2 , в результате чего был создан КВ-1 С , имеющий значительно повышенную динамику против танка KB и оригинальные, более совершенные узлы - система охлаждения (новый тип железных водяных и масляных радиаторов высокой теплоотдачи), трансмиссии (новая 8-скоростная коробка перемены передач и планетарный механизм поворота) и ряд других усовершенствований. За эти работы в 1943 г. мне присуждена Сталинская премия. В 1942 г., в июне месяце, Кировскому заводу было поручено поставить на серийное производство танки Т-34 . Освоение в производство танка Т-34 было закончено в течение одного месяца. За время производства танка Т-34 на Кировском в узлы Т-34 были внесены ряд принципиальных конструктивных улучшений, принятых и на других заводах, производящих танки Т-34. Главнейшие из них - литые траки из стали 27 СГТ вместо стали Годфильда, штампованные полутраки вместо цельных штампованных, профилированный прокат бандажей опорных катков под сварку, новая конструкция смотровой командирской башенки, проведен ряд конструктивных улучшений 5-скоростной КПП, в результате чего приказом по Наркомату Кировский завод назначен головным по наиболее ответственному силовому узлу танка Т-34.

Разработаны, испытаны и подготовлены для серийного производства: одноблочная масляная система для Т-34, значительно повышающая эксплуатационные качества масляной системы, главный диск с дисками Ферр, клыковый и бесклыковый траки из профилированного проката, оригинальные резиновые самоподвижные манжетные сальники и т. д. За эти работы в январе 1944 г. я награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме этого, под моим непосредственным руководством и участием разработана и поставлена на серийное производство модификации танка КВ-1, KB-1С , СУ-152 , КВ-85 , а также последние типы тяжелых танков, начиная с момента их проектирования, испытания и постановки их на серийное производство. Н. Духов, 1944, г. Челябинск

Ссылки:

  • Духов Н.Л.: вклад в работу Танкограда
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»