Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Новая концепция Кировских танкостроителей

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Машины, отвечающие доктрине фашизма - скорость и масса огня T-III и T-IV рождались в фирмах "Порше" , фирма "Крупп" , "Рейнметалл" . Их предназначали для короткой войны, для первого неожиданного удара. Гитлеровские конструкторы не заботились о высокой проходимости - танковые клинья, как нож в масло, должны прорваться по дорогам в глубь территории и замкнуть кольцо окружения. Хорошая броня не нужна - противник будет ошеломлен и подавлен, его артиллерия не успеет поразить танки. А от пуль пехоты защитит и противопульная. Не было ни в одной армии мира танков, которые не пробивались бы снарядами противотанковой артиллерии. Опровергнуть немецкую концепцию вызвалось КБ Кировского завода в Ленинграде во главе с Ж. Я. Котиным , который дал молодому ведущему инженеру Николаю Леонидовичу Духову задание на проектирование танка противоснарядного бронирования. Каким должен быть танк?

Подвижность - неотъемлемое качество боевой машины. Но не в ущерб бронированию!.. Много позднее нарком танковой промышленности В. А. Малышев писал: "В 1938 г. конструкторы ни в одной стране мира не работали над созданием танков с толстой броней, с мощными пушками и мощными дизелями... В течение многих лет до этого все попытки конструкторов усилить броневую мощь и вооружение танка терпели неудачу. Вес танка намного увеличивался, скорость и маневренность снижались. Считалось, что попытки усилить броневую защиту и вооружение вызовут ухудшение других боевых качеств машины. Надо было найти смелость и силы разорвать с общепризнанными традициями, пойти новой дорогой в танкостроении"

Духова в комбинезоне танкиста часто видели на полигоне. Вместе с испытателями гонял он опытные машины по пересеченной местности и препятствиям. На бывшей "линии Маннергейма", где остались противотанковые препятствия, внимательно изучал возможности своей машины по их преодолению. Принимал участие в обслуживании и ремонте машин.

Считалось, что калибр 76 мм - предел для танка. А Николай Духов решается установить на свой танк 152-мм гаубицу для стрельбы прямой наводкой. Пришлось, конечно, увеличить высоту башни и перенести центр тяжести в более высокую точку. Были опасения, что танк опрокинется при выстреле, развалится башня, выйдет из строя трансмиссия.

Как и положено, первый выстрел произвели со всеми предосторожностями, выведя длинный шнур от спуска через люк. Башню развернули в наиболее опасное положение - на борт. Выстрел! Машина осталась целой и невредимой. Так родился прообраз мощных самоходных орудий, впоследствии принявших участие в Великой Отечественной войне. Но и КВ-2, который выпустили малой серией, внес вклад в Победу. Летом 1941 года десятки фашистских средних Т-Ш и тяжелых "рейнметалл" развалились, как картонные коробки, от ударов 152-мм снарядов.

Конечно, не один Духов создавал танк. Над разработкой боевой техники трудился огромный коллектив. Но Николай Леонидович был его душой. Из конструктора он превращался в исследователя, умел критически анализировать ход работы, применяя полученные данные для улучшения конструкции.

"Я много испытал машин на своем веку, - вспоминал участник испытаний танков 1930-х годов офицер И. И. Колотушкин , - но такого коллектива никогда не видел. Иным разработчикам толкуешь, толкуешь о замеченных недостатках в машине, а они с пеной у рта защищают свое изобретение, стараясь доказать безгрешность конструкции . Духову и его помощникам стоит только слово сказать, и они тотчас же постараются выяснить, не конструкция ли виновата".

В свою очередь и слово Духова для испытателей было весьма авторитетным. В 1943 году Духову довелось осматривать один из первых подбитых на фронте фашистских танков типа "пантера" . В устройстве бортовой передачи он обнаружил хорошо знакомый механизм, спроектированный им еще в 1938 году для танка Т-28 . Факт такого заимствования - лучшая аттестация профессионального уровня Духова в первый год его танкостроительной биографии.

Ссылки:

  • ТАНК КВ - КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»