|
|||
|
Духов Н.Л. на "Красном путиловце" становится конструктором танков
Источники: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. По окончании в 1932 году Ленинградского политехнического института Духова как инженера автотракторной специальности направили на "Красный путиловец", где он без промедления приступил к практической конструкторской деятельности. В 1930-е годы многие машиностроительные заводы начинают выполнять военные заказы по проектированию и выпуску танков, усовершенствованию их конструкций. Ведется такая работа и на "Красном путиловце" (с 1935 года Кировский завод) , где для этих целей было организовано Специальное конструкторское бюро N 2 ( СКБ-2 ). К созданию танков в 1937 году был привлечен и Николай Леонидович Духов. См. фото (дух) Духов Н.Л.-молодой инженер. В "Истории Кировского завода" написано, что "это был способный инициативный конструктор, уже привыкший к самостоятельной работе...". За несколько месяцев Духов освоил специфику проектирования боевых машин и вскоре стал заправским "танкистом": он занимался наиболее ответственными узлами, трудясь в группах по созданию танков Т-29 и Т-28 под руководством Ж Я. Котина См. фото (дух) конструкторы Кировского завода. Преподавательскую даровитость Духова в ЛПИ первым раскрыл профессор Л.В. Клименко , который обратил внимание на то, что тот вносит в свою работу элементы творчества. Именно профессор Клименко рекомендовал Николая Леонидовича для чтения лекций в автотранспортном техникуме и институте. Студенты полюбили молодого преподавателя за его знания, раскованность, талант инженера, хотя вначале смотрели на него удивленно, когда он вошел в аудиторию, аккуратно одетый, с широкими плечами спортсмена. Свой предмет он знал досконально. Без конспектов исписывал доску формулами. - Это поэзия, - любил повторять Духов, - в формулах и цифрах заложен весь смысл инженерной науки! Его ученик инженер А. Б. Потапов вспоминал: "Духов умел преподавать предмет, увлечь студентов. Его считали одним из лучших преподавателей в институте". Надо заметить, что Духов работал самозабвенно, а когда требовалось, часто оставался ночевать в КБ. Это было замечено, и он был вызван к директору завода. - Это правда, что вы часто ночуете в КБ? - спросил директор. - Правда, - сказал Духов, - работы много. - Вы далеко живете, за городом? - В Петергофе, у дяди. Отец помер в 1929 году, мать живет с сестрой под Харьковом, а я сам по себе. Директор неожиданно для Духова предложил: - У меня есть в резерве одна комната. Будете теперь жить в Ленинграде. Теперь можно было быстро попасть на работу, а после работы отдохнуть и заняться любимым делом - продумыванием и решением необходимых вопросов, связанных с работой. Правда, первые пять лет работы на этом знаменитом заводе еще сопровождались некоторым "профессиональным рысканием". Заказы там выполняли самые разнообразные, но почти всегда пионерского характера. Нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе обычно поручал краснопутиловцам изготовление таких машин, которые раньше привозили из- за границы или делали с помощью иностранных специалистов. Страна вступила на путь индустриализации, и собственные инженерные кадры были залогом того, что необходимые Родине моторы и турбины, автомобили и трактора будут своими, советскими. Всеобщее восхищение на первомайской демонстрации 1933 года вызвали шесть автомобилей "Ленинград-1". Сверкая на солнце черными лакированными кузовами и серебристыми хромированными деталями, они двигались во главе колонны краснопутиловцев - первые легковые авто, изготовленные полностью из отечественных материалов. Николай Духов входил в группу, работавшую над чертежами для выпуска этих машин. Затем он выполнял другое важное задание - проектировал приспособления для вытачивания на станках деталей пропашного трактора "Универсал" . Эта работа принесла Духову опыт подготовки сложного крупносерийного производства. Примечательно, что пропашник первым из советских тракторов стал экспортироваться за границу: в Голландию, Ирак и Турцию. В мае 1935 года на завод (тогда он уже носил имя Кирова) приехал Орджоникидзе. Когда во втором механосборочном цехе собрались рабочие, инженеры, хозяйственные руководители, нарком сказал: - У нас нечем поднять паровоз в случае аварии. На дорогах возникают пробки, тысячи тонн грузов простаивают по нескольку суток. Такое положение дальше нетерпимо, товарищи! Железнодорожному транспорту нужны мощные 75-тонные подъемные краны . Оглядев аудиторию, Серго продолжал: - Почему правительство выбрало именно ваш завод? Чертежей нет, придется воспользоваться разобранным иностранным образцом и копировать. Вы знаете, как это трудно. Технологию составлять нам некогда, времени на всякого рода эксперименты у нас нет. В ненормальных условиях, в которых придется создавать кран, могут выручить только производственный опыт и ваша путиловская сметка... От наркома кировцы узнали, что правительство пробовало заказать краны германской фирме "Демаг" , единственному в мире изготовителю подъемных механизмов большой мощности. Выполнить заказ за полгода фирма категорически отказалась. Получив задание Орджоникидзе, дирекция завода обратилась в проектную организацию "Гипростальмост" с просьбой срочно изготовить чертежи. Но оттуда ответили, что на это потребуется семь с половиной месяцев. Оставался один выход: послать в Москву, где находился разобранный кран, своих людей. В тот момент выполнение правительственного заказа целиком зависело от группы конструкторов, в которую входили Н.Л. Духов , А.Ф. Архангельский и Г.С. Никифоров . Трудились они от зари до зари. И прислали чертежи через 23 дня! После этого никто уже не считал Духова новичком - стало ясно, что он не боится никаких инженерных поручений. Его хвалили на общезаводской конференции передовиков производства. И только после признания успехов молодого конструктора встал вопрос о его переводе в отдел танкостроения . Заводу предстояло выполнить новый заказ - теперь уже оборонный. Ссылки:
|