|
|||
|
КВ-1С танк: усовершенствование коробки передач
Основной модернизации подверглась коробка передач , впоследствии обеспечившая надежную работу танка. Здесь надо отдать должное конструктору Н.Ф. Шамшурину . У него Духов проводил больше времени, чем в других группах. Их объединял особый творческий подход к намеченной цели, умение из множества вариантов проработок выбрать самый лучший, самый оригинальный. Николай Федорович в СКБ-2 пришел в июле 1937 года. В войну имена Котина , Духова , Шамшурина почти всегда будут упоминаться вместе. Последний разрабатывал коробки передач для танка КВ-1 , а также КВ-3 , так и не увидевшего жизнь. Теперь, когда судьба танка КВ-1 поставлена на карту , Николай Федорович с особой ответственностью принялся за проектирование узлов для машины. Были вновь сконструированы главный фрикцион и бортовой редуктор. При проектировании коробки передач Николаю Федоровичу удалось выбрать кинематическую схему с лучшей динамикой, большими резервами прочности, меньшими габаритами. Она обеспечивала включение восьми передач вперед, двух - назад. Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты . Это явилось совершенно новым в технологии основного производства на танкостроительных заводах страны. Картер коробки передач изготовлялся не из дорогостоящего силумина, как прежде, а из чугуна. На старых коробках из-за разности коэффициента линейного расширения силумина и стали происходили разрушения конических подшипников, износы зубьев шестерен. В данном случае этот дефект исключался из-за близости коэффициентов линейного расширения стали и чугуна. Однако при стендовом испытании первой опытной коробки передач произошло разрушение картера и коробка развалилась на части. Шамшурин долго искал причину разрушения коробки и нашел ее: между зубьями шестерен попал кусочек гаечного ключа величиной с копейку, оставленного в картере при сборке узла слесарем-сборщиком. Было ясно, что кусочек металла в картер попал случайно. Чтобы не подвести под удар слесаря, который работал с перенапряжением сил в течение нескольких дней и ночей, Шамшурин скрыл причину аварии. В результате вопросом конструкции коробки передач занимался нарком Малышев , в приказном порядке он велел заменить чугун силумином. И все-таки Шамшурин на следующий день убедил Малышева, отстоял свою коробку передач с чугунным картером. Ссылки:
|