|
|||
|
Духов Н.Л. после войны
Источники: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Если в годы войны Духова знали главным образом в Челябинске , то теперь к нему пришла всесоюзная известность. Его портреты не раз появлялись на страницах центральных газет, о нем писали журналы "Огонек" и "Техника - молодежи". Духову шел сорок второй год, а как конструктор он был совсем молодым - с инженерным стажем всего 13 лет. И молодой конструктор очень сблизился с молодежью: многие из тех, кто прибыл в Челябинск с эвакуированными заводами, разъехались по домам. Их места в инженерных службах ЧТЗ, конструкторских бюро заняли недавние выпускники уральских вузов. Были непосредственные ученики Духова. Духов имел непререкаемый авторитет; влияние его личности на молодых конструкторов было заметным даже в житейских делах. Молодые люди стремились быть похожими на него и в крупном, и в мелочах. Увлечение конструкторов спортом было повальным, потому что спорт - давнее пристрастие Духова. Еще в годы войны Духов увлекся мотоциклом и позднее уезжал на двухколесной машине в лес, на охоте Летом 1946 года в Челябинске впервые проводилась легкоатлетическая эстафета на приз заводской газеты "За трудовую доблесть". Николая Леонидовича попросили быть главным судьей, и он очень серьезно отнесся к этой обязанности. Его тянуло к людям, в гущу событий. В то же время он оставался скромным и до удивления штатским, несмотря на золото генеральских погон и блеск многочисленных орденов. Естественно, что его не могли не уважать. Уважали. Но констатировать это - все равно, что ничего не сказать. Он легко располагал людей к себе неиссякаемым дружелюбием. И было в его характере что-то особенное, привлекательное... Впрочем, никакой загадки тут не было; известно, что особенно привлекательным делает человека гармоничное сочетание интеллекта с эмоциональным обаянием. С ним было легко, приятно, интересно. Кто-то заметил, что юмор Николая Леонидовича близок гоголевскому. Видимо, подразумевалась его склонность к сравнению, сопоставлению... А может быть, имело значение добродушие Духова. Разумеется, Духов имел отношение к литературе, постольку поскольку страстно собирал библиотечку: в ней стояли по соседству книги по технике и толстые тома классиков. Он был на все сто инженером, конструктором. Помнится, Чернышевский писал о Гоголе: "В русском народе много встречается юмористов, но почти всегда их юмор едок, несмотря на свою веселость; юмор малороссов простодушнее". Белинский же считал, что юмор Гоголя "спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком". Вот в этом Духов был похож. Люди, много лет знавшие его по работе, не зря называли его "хитрым хохлей" - он мог (и это ему удавалось!) прикинуться простачком, слукавить. Собеседник верил в его искренность даже тогда, когда речь шла о конструкции какой-нибудь машины, - даже в том случае, если он обнаруживал "непонимание". ...В первые послевоенные годы Духов попал в ситуацию, которой желал бы избежать. С. Н. Махонина , проработавшего главным инженером завода с первого до последнего дня войны, перевели на другое предприятие. Главному конструктору, как он ни возражал, пришлось принять на себя несвойственные ему обязанности главного инженера. Главный инженер - это не только конструктор, но и технолог. Проблемы технологии были также близки Николаю Леонидовичу. Но душу не перелукавишь. Он всячески выкраивал время для КБ. А там опять было горячо: производственники требовали чертежи пахотного трактора С-80 , нужда в котором была исключительной. Духов, будучи главным инженером, знал все нюансы производственных нужд, но не мог отказать себе досконально вникнуть в проблемы тракторостроителей. Поэтому и позже, когда произвдство трактора было налажено, требовал продолжения совершенствования выпускаемой модели, его развития. На трактор С-80 шли заявки от предприятий нефтяной, лесной, угольной промышленности, от геологических партий. С-80 должен был стать первым советским трактором широкого назначения, оснащенным скреперным и бульдозерным навесным оборудованием. Духов проводил оперативные совещания, контролировал выполнение принятых решений, вникал в трудности снабжения... Он, конечно, лукавил, когда говорил, что недостаточно разбирается в таких делах, что вместо него вопрос лучше решит замечательный диспетчер такой-то или гениальный снабженец такой-то. Он досконально знал тонкости процессов производства, знал, на каком этапе следует вмешаться ему. Был случай, когда Духов собрал начальников цехов и основных служб завода на очередную оперативку, а сам ушел в СКБ-2 , мол, разберетесь во всем без меня. Как ни странно, такое, как будто легкомысленное руководство способствовало профессиональному росту людей, работавших с ним рядом. Безусловно, играло роль доверие, но и тот факт, что это было доверие со стороны конструктора, имя которого с уважением произносится во всем мире. Такими, порой эксцентричными поступками Духов протестовал относительно своего положения: его душа рвалась к творчеству. Он должен был работать главным конструктором, а не главным инженером. Это поняли и в министерстве - Духов вернулся в КБ. Но заниматься трактором ему пришлось недолго... Челябинский тракторный завод , в который был конверсирован Танкоград , построил много замечательных машин для промышленности, строительства, сельского хозяйства. Челябинские конструкторы умножили традиции и идеи Духова и остались благодарны ему. В заводском музее можно познакомиться с подробной летописью Челябинского тракторного. Яркие ее страницы посвящены военной поре. Челябинцы смотрят на события того времени несколько по-иному, чуть-чуть иначе расставляют акценты. Давайте пролистаем и эти документы, остановившись хотя бы на самых важных моментах. Пусть простят читатели некоторые повторы: вам предстанут другие подробности. Ссылки:
|