Полевой Борис Николаевич 17.3.1908-12.7.1981 Герой Соц.Труда
Полевой (псевдоним; настоящая фамилия - Кампов) Борис Николаевич - русский
советский писатель и общественный деятель, военный корреспондент, член
Союза писателей СССР.
Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве в семье юриста и врача. Русский.
Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. В 1913 году семья переехала в город
Тверь (в 1931-1990 - Калинин), где
прошли детство и юность будущего писателя. После смерти отца в 1916 году
мать стала работать врачом в больнице при
текстильной фабрике Морозовых (ныне - ОАО
"Товарищество "Тверская мануфактура"). Впоследствии мир фабричного
двора, картины рабочего быта, образы знакомых земляков появятся на
страницах многих романов писателя.
В Твери он учился в начальной школе 2-й ступени, много читал, увлекался
природой, активно участвовал в работе кружка юных натуралистов. В школьные
годы у него пробудилась тяга к журналистике, и в сатирическом отделе
школьной стенгазеты под псевдонимом "Б.Овод" стали появляться его острые
фельетоны.
Первая заметка (семь с половиной строк и без подписи автора) была
напечатана в газете "Тверская правда" в 1922 году, когда он был учеником
6-го класса. В ней говорилось о посещении их школы поэтом-крестьянином
С.Д.Дрожжиным. После этого он начал помещать в "Тверской правде" информации
и зарисовки из городской жизни. Вскоре по предложению её редактора
А.И.Капустина, школьник Кампов стал подписывать свои материалы псевдонимом
"Полевой".
После школы он окончил промышленно-экономический техникум и затем в
1926-1928 годах работал лаборантом, сменным мастером, начальником цеха на
каустическом заводе при текстильной фабрике "Пролетарка". Одновременно он
сотрудничал в тверских газетах. В 1928 году Полевой уволился с фабрики и
перешёл на постоянную работу в недавно основанную областную молодёжную
газету "Смена". С этого времени и вплоть до 1941 года в "Тверской правде",
"Тверской деревне", "Смене" и журнале "В наши дни" публикуются
многочисленные корреспонденции, статьи и очерки Полевого. Молодой журналист
смело и увлечённо взялся за полюбившееся дело: он совмещал в одном лице
очеркиста, фельетониста, разъездного корреспондента, книжного обозревателя
и театрального рецензента. Помимо этого, Полевой активно участвовал и в
литературной жизни Твери: входит в Тверскую ассоциацию пролетарских
писателей (ТАПП) и "литературную группу".
В 1927 году ТАПП издаёт первую книгу Полевого - сборник публицистических
новелл "Мемуары вшивого человека". История рождения этой книги весьма
необычна: летом 1926 года по заданию редактора "Тверской правды" Полевой
под видом московского "вора в законе" внедряется на 20 дней в тверскую
преступную среду в целях написания серии очерков социального плана. Однако
скитания по "дну" неожиданно вывели его на факты контактов уголовников с
руководителями ряда партийно-советских учреждений Твери. Результатом
выполнения этого журналистского задания были несколько публикаций в
"Тверской правде", снятие с высоких постов многих тогдашних должностных лиц
и "Мемуары вшивого человека", которые журналисты "Смены" послали
М.Горькому в Италию. В своём ответном
письме М.Горький отозвался о "Мемуарах..." довольно критично и строго, но
дал начинающему прозаику много ценных советов и рекомендовал учиться.
Именно в этой книге Полевой сформулировал свой главный творческий принцип
"Пишу без вымысла" и продемонстрировал хорошее умение показывать
особенности психологии и мышления изображаемых лиц.
В Твери Полевой сформировался как
журналист и писатель. В 1930-е годы он, помимо газетных материалов, писал
рассказы и исторический роман "Биография "Пролетарки", который остался
незавершённым, а его рукопись погибла при оккупации города
немецко-фашистскими захватчиками.
В 1939 году в журнале "Октябрь" вышла повесть Полевого "Горячий цех",
которая была откликом на развитие стахановского движения. Сюжетную основу
произведения составил реальный жизненный конфликт, связанный с
перевоспитанием бригадой Калининского вагоностроительного завода "трудного
человека".
Участник советско-финляндской войны
1939-1940 годов; в 1939 году был контужен. В 1941-1945 годах Полевой
постоянно находился в действующей армии, с октября 1941 года в качестве
военного корреспондента газеты "Правда". Пройдя боевой путь от Калинина
(Твери) до Берлина и Праги, он создал многочисленные военные очерки,
репортажи, корреспонденции, рассказы, которые, запечатлев суровую
реальность войны и героизм нашего народа в борьбе с фашизмом, стали затем
основой книг "Мы - советские люди" (1948; Сталинская премия, 1949) и
"Современники" (1954). Очерки, написанные в 1941 году непосредственно на
Калининском фронте, писатель объединил в цикл "В ту тяжёлую зиму".
Полевой был не только смелым репортёром, но и солдатом, не боявшимся
передовой. Он летал на бомбардировщике дальнего действия на бомбёжку
германских городов, был под Сталинградом (ныне - Волгоград), в партизанских
отрядах в тылу врага, на Курской дуге, в Польше и на Карпатах. А в мае 1945
года Полевой по заданию командования на самолёте "У-2" приземляется на
стадионе в центре сражающейся Праги и сообщает повстанцам о продвижении к
городу советских танковых армий. Здесь под огнём немцев Полевой сначала
передал в штаб фронта информацию об обстановке в городе, а затем - статью в
газету "Правда", диктуя её строки по заметкам, наспех сделанным на
папиросной коробке.
Наибольшую писательскую известность и славу Полевому принесла "Повесть о
настоящем человеке" (Сталинская премия, 1947), опубликованная в 1946 году в
журнале "Октябрь", а в 1947 году - отдельным изданием. Её герой - военный
лётчик, Герой Советского Союза лейтенант А.П.Маресьев (в повести -
Мересьев), после ампутации обеих ног вновь вернулся в боевой строй. Она
выдержала более 180 изданий на 49 языках мира общим тиражом 9 миллионов 745
тысяч экземпляров. В 1948 году на экраны страны вышел одноимённый кинофильм
(в главной роли снялся П.П.Кадочников) и в том же году гениальный русский
композитор ХХ века С.С.Прокофьев написал по этому произведению оперу,
которая была поставлена на сцене Большого театра в 1960 году.
После войны писатель в качестве корреспондента "Правды" подолгу жил на
Ангаре, Волго-Доне и Днепрогэсе, где собирал материал и для романа "На
диком бреге" (1962, экранизирован в 1966), в художественной форме
воплотившего подлинные события и реальных людей - геологов и
гидростроителей. Он также побывал во многих странах и посвятил этим
поездкам книги-репортажи "Американские дневники" (1956; Международная
премия Мира, 1959), "За тридевять земель" (1956), "Тридцать тысяч ли по
Китаю" (1957).
Тема войны и героизма советских людей занимала важное место и в последующем
творчестве Полевого - в романах "Золото" (1949-1950, экранизирован в 1970),
"Глубокий тыл" (1958), повестях "Доктор Вера" (1966, экранизирована в 1968)
и "Анюта" (1976). Все эти произведения насыщены тверскими событийными,
географическими и образными реалиями.
Кроме того, из фронтовых дневников, которые писатель вёл всю войну, выросли
документально-публицистические книги "В большом наступлении" (1967), "В
конце концов: Нюрнбергские дневники" (1969), "Сокрушение "Тайфуна" (1971),
"До Берлина - 896 километров" (1971). Биографическая повесть "Полководец"
(1974) рассказывала о жизни и деятельности Маршала Советского Союза
И.С.Конева, с которым автор был знаком лично.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за
большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную
деятельность и в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР
Полевому (Кампову) Борису Николаевичу присвоено звание Героя
Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и
Молот".
В 1974 году Полевой объединил документальные повествования "В ту тяжёлую
зиму", "При штурме Великих Лук", "В большом наступлении", "До Берлина - 896
километров" и "В конце концов" в дилогию "Эти четыре года". В ней наиболее
полно отразился принцип историзма, позволивший писателю проанализировать
события прошлого с точки зрения современности. Героями портретов и
литературно-критических очерков, вошедших в его книгу "Силуэты" (1974)
стали С.Д.Дрожжин, И.А.Рябов, М.Горький, А.А.Фадеев, К.А.Федин, Э.Л.Войнич,
Ю.Фучик, А.Зегерс и другие.
Документальные и художественные произведения Полевого отличаются высокой
гражданственностью и патриотизмом, острым чувством времени, утверждением
гуманизма, добра и человеческого достоинства, любовью и интересом к людям
труда, углублённым психологизмом, напряжённым сюжетом и живым языком.
Несмотря на большую творческую и общественную работу, Полевой не терял
связей с Калинином. Он периодически приезжал в город, выступал в школах и
на предприятиях, встречался с местными писателями и журналистами, давал
интервью областным газетам.
Депутат Верховного Совета СССР трёх созывов, главный редактор журнала
"Юность" (1962-1981), секретарь правления Союза писателей СССР (1967-1981),
председатель правления советского Фонда мира, вице-президент Европейского
общества культуры (1952-1981).
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 12 июля 1981 года. Похоронен
на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9).
Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя
орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени,
орденом Красной Звезды (17.04.1942), медалями, в том числе Золотой медалью
Мира (1968), а также орденами и медалями иностранных государств.
Лауреат Сталинской премии (1947, 1949), Международной премии Мира
(1959).
Почётный гражданин города Калинин (16.03.1978).
В 1983 году его именем была названа улица в Калинине (Твери), а 16 декабря
2006 года на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска.
Именем писателя назван теплоход. В Москве на доме, где он жил, установлена
мемориальная доска.