Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Полевой Борис Николаевич (1908-1981)

Полевой Борис Николаевич 17.3.1908-12.7.1981 Герой Соц.Труда

Полевой (псевдоним; настоящая фамилия - Кампов) Борис Николаевич - русский советский писатель и общественный деятель, военный корреспондент, член Союза писателей СССР.

Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве в семье юриста и врача. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. В 1913 году семья переехала в город Тверь (в 1931-1990 - Калинин), где прошли детство и юность будущего писателя. После смерти отца в 1916 году мать стала работать врачом в больнице при текстильной фабрике Морозовых (ныне - ОАО "Товарищество "Тверская мануфактура"). Впоследствии мир фабричного двора, картины рабочего быта, образы знакомых земляков появятся на страницах многих романов писателя.

В Твери он учился в начальной школе 2-й ступени, много читал, увлекался природой, активно участвовал в работе кружка юных натуралистов. В школьные годы у него пробудилась тяга к журналистике, и в сатирическом отделе школьной стенгазеты под псевдонимом "Б.Овод" стали появляться его острые фельетоны.

Первая заметка (семь с половиной строк и без подписи автора) была напечатана в газете "Тверская правда" в 1922 году, когда он был учеником 6-го класса. В ней говорилось о посещении их школы поэтом-крестьянином С.Д.Дрожжиным. После этого он начал помещать в "Тверской правде" информации и зарисовки из городской жизни. Вскоре по предложению её редактора А.И.Капустина, школьник Кампов стал подписывать свои материалы псевдонимом "Полевой".

После школы он окончил промышленно-экономический техникум и затем в 1926-1928 годах работал лаборантом, сменным мастером, начальником цеха на каустическом заводе при текстильной фабрике "Пролетарка". Одновременно он сотрудничал в тверских газетах. В 1928 году Полевой уволился с фабрики и перешёл на постоянную работу в недавно основанную областную молодёжную газету "Смена". С этого времени и вплоть до 1941 года в "Тверской правде", "Тверской деревне", "Смене" и журнале "В наши дни" публикуются многочисленные корреспонденции, статьи и очерки Полевого. Молодой журналист смело и увлечённо взялся за полюбившееся дело: он совмещал в одном лице очеркиста, фельетониста, разъездного корреспондента, книжного обозревателя и театрального рецензента. Помимо этого, Полевой активно участвовал и в литературной жизни Твери: входит в Тверскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП) и "литературную группу".

В 1927 году ТАПП издаёт первую книгу Полевого - сборник публицистических новелл "Мемуары вшивого человека". История рождения этой книги весьма необычна: летом 1926 года по заданию редактора "Тверской правды" Полевой под видом московского "вора в законе" внедряется на 20 дней в тверскую преступную среду в целях написания серии очерков социального плана. Однако скитания по "дну" неожиданно вывели его на факты контактов уголовников с руководителями ряда партийно-советских учреждений Твери. Результатом выполнения этого журналистского задания были несколько публикаций в "Тверской правде", снятие с высоких постов многих тогдашних должностных лиц и "Мемуары вшивого человека", которые журналисты "Смены" послали М.Горькому в Италию. В своём ответном письме М.Горький отозвался о "Мемуарах..." довольно критично и строго, но дал начинающему прозаику много ценных советов и рекомендовал учиться. Именно в этой книге Полевой сформулировал свой главный творческий принцип "Пишу без вымысла" и продемонстрировал хорошее умение показывать особенности психологии и мышления изображаемых лиц.

В Твери Полевой сформировался как журналист и писатель. В 1930-е годы он, помимо газетных материалов, писал рассказы и исторический роман "Биография "Пролетарки", который остался незавершённым, а его рукопись погибла при оккупации города немецко-фашистскими захватчиками.

В 1939 году в журнале "Октябрь" вышла повесть Полевого "Горячий цех", которая была откликом на развитие стахановского движения. Сюжетную основу произведения составил реальный жизненный конфликт, связанный с перевоспитанием бригадой Калининского вагоностроительного завода "трудного человека".

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов; в 1939 году был контужен. В 1941-1945 годах Полевой постоянно находился в действующей армии, с октября 1941 года в качестве военного корреспондента газеты "Правда". Пройдя боевой путь от Калинина (Твери) до Берлина и Праги, он создал многочисленные военные очерки, репортажи, корреспонденции, рассказы, которые, запечатлев суровую реальность войны и героизм нашего народа в борьбе с фашизмом, стали затем основой книг "Мы - советские люди" (1948; Сталинская премия, 1949) и "Современники" (1954). Очерки, написанные в 1941 году непосредственно на Калининском фронте, писатель объединил в цикл "В ту тяжёлую зиму".

Полевой был не только смелым репортёром, но и солдатом, не боявшимся передовой. Он летал на бомбардировщике дальнего действия на бомбёжку германских городов, был под Сталинградом (ныне - Волгоград), в партизанских отрядах в тылу врага, на Курской дуге, в Польше и на Карпатах. А в мае 1945 года Полевой по заданию командования на самолёте "У-2" приземляется на стадионе в центре сражающейся Праги и сообщает повстанцам о продвижении к городу советских танковых армий. Здесь под огнём немцев Полевой сначала передал в штаб фронта информацию об обстановке в городе, а затем - статью в газету "Правда", диктуя её строки по заметкам, наспех сделанным на папиросной коробке.

Наибольшую писательскую известность и славу Полевому принесла "Повесть о настоящем человеке" (Сталинская премия, 1947), опубликованная в 1946 году в журнале "Октябрь", а в 1947 году - отдельным изданием. Её герой - военный лётчик, Герой Советского Союза лейтенант А.П.Маресьев (в повести - Мересьев), после ампутации обеих ног вновь вернулся в боевой строй. Она выдержала более 180 изданий на 49 языках мира общим тиражом 9 миллионов 745 тысяч экземпляров. В 1948 году на экраны страны вышел одноимённый кинофильм (в главной роли снялся П.П.Кадочников) и в том же году гениальный русский композитор ХХ века С.С.Прокофьев написал по этому произведению оперу, которая была поставлена на сцене Большого театра в 1960 году.

После войны писатель в качестве корреспондента "Правды" подолгу жил на Ангаре, Волго-Доне и Днепрогэсе, где собирал материал и для романа "На диком бреге" (1962, экранизирован в 1966), в художественной форме воплотившего подлинные события и реальных людей - геологов и гидростроителей. Он также побывал во многих странах и посвятил этим поездкам книги-репортажи "Американские дневники" (1956; Международная премия Мира, 1959), "За тридевять земель" (1956), "Тридцать тысяч ли по Китаю" (1957).

Тема войны и героизма советских людей занимала важное место и в последующем творчестве Полевого - в романах "Золото" (1949-1950, экранизирован в 1970), "Глубокий тыл" (1958), повестях "Доктор Вера" (1966, экранизирована в 1968) и "Анюта" (1976). Все эти произведения насыщены тверскими событийными, географическими и образными реалиями.

Кроме того, из фронтовых дневников, которые писатель вёл всю войну, выросли документально-публицистические книги "В большом наступлении" (1967), "В конце концов: Нюрнбергские дневники" (1969), "Сокрушение "Тайфуна" (1971), "До Берлина - 896 километров" (1971). Биографическая повесть "Полководец" (1974) рассказывала о жизни и деятельности Маршала Советского Союза И.С.Конева, с которым автор был знаком лично.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР Полевому (Кампову) Борису Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В 1974 году Полевой объединил документальные повествования "В ту тяжёлую зиму", "При штурме Великих Лук", "В большом наступлении", "До Берлина - 896 километров" и "В конце концов" в дилогию "Эти четыре года". В ней наиболее полно отразился принцип историзма, позволивший писателю проанализировать события прошлого с точки зрения современности. Героями портретов и литературно-критических очерков, вошедших в его книгу "Силуэты" (1974) стали С.Д.Дрожжин, И.А.Рябов, М.Горький, А.А.Фадеев, К.А.Федин, Э.Л.Войнич, Ю.Фучик, А.Зегерс и другие.

Документальные и художественные произведения Полевого отличаются высокой гражданственностью и патриотизмом, острым чувством времени, утверждением гуманизма, добра и человеческого достоинства, любовью и интересом к людям труда, углублённым психологизмом, напряжённым сюжетом и живым языком.

Несмотря на большую творческую и общественную работу, Полевой не терял связей с Калинином. Он периодически приезжал в город, выступал в школах и на предприятиях, встречался с местными писателями и журналистами, давал интервью областным газетам.

Депутат Верховного Совета СССР трёх созывов, главный редактор журнала "Юность" (1962-1981), секретарь правления Союза писателей СССР (1967-1981), председатель правления советского Фонда мира, вице-президент Европейского общества культуры (1952-1981).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 12 июля 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9).

Награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды (17.04.1942), медалями, в том числе Золотой медалью Мира (1968), а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Сталинской премии (1947, 1949), Международной премии Мира (1959).

Почётный гражданин города Калинин (16.03.1978).

В 1983 году его именем была названа улица в Калинине (Твери), а 16 декабря 2006 года на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска. Именем писателя назван теплоход. В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Ссылки:

  • Десятилетие Хрущева: провал или время надежд
  • Поездка Аджубея с группой журналистов в США, 1955 г
  • Рябчиков Е.И.: проверка: поручено взять интервью у Сталина
  • Рябчиков Е.И.: Освещение Первомайских торжеств, 1955-й, Первомай
  • Выездная редакция "Правды" на перекрытии Енисея
  • Рябчиков Е.И.: "заслуживает быть" (вступление в Союз Писателей)
  • Рябчиков Е.И. в 1980-е
  • Рябчиков Е.И.: В 1990-х гг космические программы сокращены, киноархивы были уничтожены
  • КВ-4 танк
  • ПИСАТЕЛЬ В РОССИИ ДОЛЖЕН ЖИТЬ ДОЛГО (О ШКЛОВСКОМ В.Б.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»