|
|||
|
О Духове Н.Л. В. ПЛАТОНОВ, генеральный директор ЧТЗ "Уралтрак"
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. Николай Леонидович Духов оставил заметный след в истории развития науки и техники. Его имя известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Талантливый инженер-механик, он удачно сочетал в себе качества конструктора и технолога, расчетчика и исследователя. Он знал технику в совершенстве, мог быть и слесарем, и ремонтником, и водителем, и танкистом, но прежде всего он - конструктор, обширные знания и умения ему нужны были для создания и усовершенствования боевых машин, а затем сложной техники в ядерно- ракетном комплексе. Будучи главным конструктором Танкограда , он ставил задачу, чтобы производство танков было массовым, а сами машины - надежными и безотказными в бою. Он добивался, чтобы хорошую машину хорошо обслуживали. О машине он говорил, как о живом существе, - во всем чувствовалось, что танк - это его родное детище, и требовал, чтобы люди, работающие этими машинами, владели ими в совершенстве. Духов первым на заводе предложил проводить занятия по подготовке инструкторов-танкистов. Ветеранам завода Николай Леонидович запомнился человеком изобретательным. Надо отметить, что производство танков не было столь безоблачным делом, как это иногда сегодня, по прошествии шести десятилетий, представляется. Не хватало металла, сырья, оборудования, а то и квалификации работающих, и разные конструкторские "выдумки" самого Духова и работающих под его руководством инженеров, технологов, техников, рабочих не раз спасали завод от срыва выпуска так необходимых фронту танков. Достаточно вспомнить о "духовских подшипниках", они не только спасли производство танков от остановки, но и обеспечили значительную экономию цветных металлов и средств. Всю войну Николай Леонидович возглавлял бюро по рассмотрению рацпредложений рабочих, мастеров, технологов и конструкторов завода. Их внедрение в производство позволяло значительно снизить трудоемкость изготовления деталей и узлов боевых машин, повысить их боевые качества, а в 1944 году впервые в мировой практике поставить на поточное производство тяжелый танк ИС-2 . Знание техники и умение работать с людьми любых профессий позволяли главному конструктору Духову успешно решать, казалось бы, невыполнимые задачи. Так было с разработкой конструкции тяжелого скоростного танка KB-1С , приблизившегося по своей маневренности к среднему танку Т-34 , а также при организации в кратчайшие сроки летом 1942 года производства Т-34 на тракторном конвейере. Много было принято в годы войны инженерных решений, которые позволили выиграть негласную битву с конструкторами фашистской Германии. Мы должны помнить, что основная тяжесть производства танков, самоходок, другой военной техники легла на плечи женщин и подростков , вставших к станкам вместо ушедших на фронт отцов, мужей и братьев. Свою квалификацию они повышали в процессе изнурительного труда. На каком же высоком уровне должна быть инженерная мысль, чтобы помочь им выполнять производственные задания в срок и без брака, чтобы разработать за годы войны около двадцати различных модификаций танков и самоходных установок, которые для своего времени имели самое мощное вооружение и высокий уровень боевой защиты. Мы гордимся, что судьба нашего завода в годы войны и в первые послевоенные годы была связана с именами таких выдающихся организаторов танкового производства, как директор завода, нарком Танкопрома И.М. Зальцман , конструкторы танков Ж.Я. Котин и Н.Л. Духов. И как не отметить, что звания генерала, званий Героя Социалистического Труда и дважды лауреата Сталинской премии Н. Л. Духов был удостоен, работая на нашем заводе (в годы войны Кировский танковый завод в Челябинске, Танкоград ). Особо хочу подчеркнуть роль Н. Л. Духова в формировании конструкторско- технологических кадров предприятия. В начале войны коллектив конструкторов, технологов, инженеров формировался преимущественно за счет привлечения специалистов с предприятий европейской части СССР, с эвакуированных в тыл машиностроительных заводов. У наркома И. М. Зальцмана были для этого достаточно большие полномочия. Но это временный выход. Духов в числе первых понял, что таким образом нельзя решать вопросы на перспективу. Нужны собственные инженерные кадры, подготовленные именно для этого производства. Шла война, но в конце 1943 года усилиями руководителей Кировского завода (ЧТЗ) был открыт в Челябинске новый инженерный вуз. Специалистов для танкового комбината стали готовить сразу два факультета - танковый (автотракторный) и механико-технологический. И уже в войну на завод поступила первая группа выпускников. Расчет был верным. Когда после войны большинство эвакуированных специалистов уехали, на заводе остались высококвалифицированные инженерные кадры. В итоге сформировалась челябинская школа танкостроителей, известная в стране и зарубежом как Школа Духова . Школа Духова - это уникальный опыт, заслуживающий внимания и развития. Созданный им коллектив челябинских конструкторов многие годы эффективно работал и после того, как Николая Леонидовича привлекли к созданию советского ядерного щита . Его ученики и соратники по работе в конструкторском коллективе бережно хранили традиции, зародившиеся в военные годы. Эти традиции плодотворно повторяют новые поколения танкостроителей - "сыновья" и "внуки" конструктора Духова. Свидетельство тому - создание и постановка на производство в послевоенные десятилетия танка мощного бронирования ИС-4 , тяжелого танка нового поколения Т-10 и его модификаций, артиллерийского тягача АТ-С , плавающего танка ПТ-76 , переданного для производства в Волгоград , БМП (боевой машины пехоты), не имеющей аналогов в мировой практике и по сей день, переданной на Курганский машиностроительный завод , а также уникальных по конструкции тракторов - от мини-трактора "Уралец" , долгожителя ДЭТ-250 до супертрактора Т-800 , занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. Хочу подчеркнуть еще один факт из биографии Н. Л. Духова - его заботу о подрастающей смене, о закреплении молодежи на заводе, о здоровом образе жизни. Когда закончилась война, он много сил приложил к развитию спорта, к участию молодых рабочих в спортивной жизни завода. При его содействии были организованы первые легкоатлетические эстафеты, а сам главный конструктор был главным судьей этих соревнований. Кстати, приз имени Духова - главная награда в заводской эстафете, которая проводится и в наши дни. Память об этом удивительно талантливом человеке живет в сердцах челябинских тракторостроителей, бережно передается из поколения в поколение, служит вдохновляющим примером. В. ПЛАТОНОВ , генеральный директор Челябинского тракторного завода ("Уралтрак") , лауреат премии Петра Великого. Ссылки:
|