Трифонов, Юрий Валентинович (1925 — 1981) —
советский русский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур
литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Лауреат Сталинской
премии третьей степени (1951).
Отец Юрия Трифонова — революционер,
председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов(1888—1938).
Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница
Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975;
литературный псевдоним — Е. Таюрина).
В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с
сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий
писатель воспитывался бабушкой,
Татьяной Александровной Лурье (урожд.
Словатинской,
1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей
Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и
сестрой жил в эвакуации в
Ташкенте. Дед —
меньшевик-подпольщик
Абрам Лурье
(1875—1924); его брат — Арон Лурия,
публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего
знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель
Арон Сольц.
Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов;
1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) —
писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич
Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и
автобиографической прозы.
Родился 28 августа 1925 года в Москве. Ещё в школе Юрий Трифонов
заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и
рассказы. В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем,
потом — диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной—осенью 1945 года
редактировал заводскую газету. В 1944—1949 годах учился в Литературном
институте имени А. М. Горького. Все годы учёбы посещал семинары К. А.
Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». В 1948 году были
напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале
«Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).
Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного
соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем
литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии
третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была
посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода
после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что
не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о
своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.
После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее
продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем
журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский
посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х
- начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В
1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после
поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по
требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что
был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.
Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в
1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть
«Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул
тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции
и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги
стало оправдание реабилитированного отца писателя.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое
прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально
они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и
«Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого
прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно
протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю
нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и
мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и
веяния времени.
Но самую большую славу писателю принес именно
«Дом на набережной» — повесть
описывала быт и нравы жителей правительственного
дома1930-х годов, многие из которых,
вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в
коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным
стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были
расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных
датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом
Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру
как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых
записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву
Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.
В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель
Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о
нём роман „Дом на набережной“».
Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба
интеллигенции в годы правления И. В. Сталина, осмысление последствий этих
лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря
напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством
отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х
годов.
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами
(30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с
публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках.
Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате.
Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре
и с трудом разрешалось к публикации.
С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской
литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным
литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои
советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы
ошибкой.
Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется
ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на
человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни
было чётко выраженной общественно-политической оценки.
В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман
«Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил
«Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской
войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним
из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о
первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в
«Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование
незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место»,
структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта
книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные
оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности»,
повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть
назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества,
прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и
надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа
происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е
годы.
В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от ТЭЛА. Похоронен в Москве на
Кунцевском кладбище.
Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со
второй половины 1980-х годов он был практически забыт, однако в 2000-х
годах начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву
считается классической.
Награды и премии
Сталинская премия третьей степени (1951) — за повесть «Студенты» (1950);
был самым молодым Сталинским лауреатом в литературе
орден «Знак Почёта» (1975)
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945
гг.»
Личная жизнь
первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное
сопрано), солистка Большого театра
Нина Нелина (настоящее имя — Неля Амшеевна
Нюренберг;
1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979),
племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович
Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась
дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических
наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.
вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры»
Издательства политической литературы ЦК КПСС
Алла Павловна Пастухова.
третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница
Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый
муж — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род.
1979).