|
|||
|
VI Всесоюзные планерные состязания
Источник: Королева Н.С., 2002 Официальное открытие VI Всесоюзных планерных состязаний было назначено на 6 октября 1929 г. На этот раз соревновались 22 планера. Королев С.П. с С.Н. Люшиным приехали в Коктебель заранее. Оба очень волновались - ведь они впервые выступали на состязаниях в качестве не только планеристов, но и конструкторов. Как поведет себя их детище в полете? Оправдает ли возложенные на него надежды? С прибытием планеров начались привычные коктебельские будни. Нужно было собрать и подготовить планеры к полетам. Требовалось сдать экзамен на звание пилота-парителя на планере B.C. Вахмистрова , А.А. Дубровина и М.К. Тихонравова "Жар-птица". Кроме того, необходимо было представить чертежи и расчеты собственного планера технической комиссии - только после ее заключения он мог быть допущен к полетам. Наконец и этот этап удалось пройти. Планер собрали и он привлекал всеобщее внимание как своими размерами - был больше всех остальных, так и своим темно-малиновым цветом. Нашлось немало скептиков, сомневавшихся в его летных качествах. Были и такие, которые утверждали, что такая тяжелая машина не полетит, не сможет подняться в воздух. Все это изрядно портило настроение молодым конструкторам. Поддержал их К.К. Арцеулов . Опытный пилот-планерист, он внимательно осмотрел машину и уверенно сказал: "Этот планер должен полететь, я сам его опробую". Константин Константинович рассказывал об этом эпизоде на 85-летнем юбилее Марии Николаевны 7 апреля 1973 г. Он вспоминал, как после его слов отец подошел к нему и с чувством сказал: "Благодарю вас". "За что благодарите?" - последовал удивленный вопрос. А отец ответил: "За доверие". К.К. Арцеулов, как и обещал, выполнил первый полет, который сфотографировал O.K. Антонов , тогда планерист, а в дальнейшем академик, Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор знаменитых "Ан" и "Антеев". Полет прошел удачно. Пилот не высказал никаких замечаний и поздравил конструкторов с хорошим планером. С.Н. Люшин вспоминал, что оба они - он и мой отец - были счастливы. Расчеты оказались верными, исполнение - безупречным. Они впервые увидели результат своего труда. Что могло быть лучшей наградой? Фотографии, запечатлевшие "Коктебель" на земле и в полете, а также его творцов, были сделаны O.K. Антоновым и П.В. Флеровым . Петр был забракован медицинской комиссией и направления в Коктебель не получил. Но желание увидеть состязания своими глазами было так велико, что, заработав немного денег на авиационном ремонтном заводе, он приехал в Крым за свой счет, был там рядом с друзьями и радовался их успехам, как своим. После первого полета, когда сомнения остались позади, оба Сергея воспряли духом. На следующий день К.К. Арцеулов проверил планер в парении и подтвердил, что он легок в управлении и устойчив. Прошел еще день, и 15 октября на "Коктебеле" полетел отец. К.К. Арцеулов давал ему на старте последние советы, стартовики растягивали амортизаторы, a O.K. Антонов в это время изо всех сил старался удержать планер на земле, не давая возможности вырваться из скалистого грунта слабо закрепленному в нем штопору с металлическим тросом. По мере растягивания амортизаторов напряжение на тросе возрастало, удерживать штопор становилось невмоготу, а команды "старт" все не было. Наконец, планер оторвался от земли и полетел. И тут все увидели, что под его хвостом угрожающе раскачивается вырванный из земли и запутавшийся в не сброшенном почему-то тросе массивный, свитый из крепких железных прутьев штопор. Он представлял опасность во время посадки - при ударе о землю мог повредить планер и нанести травму пилоту. А в это время пилот - мой отец, ничего не подозревая, спокойно парил вдоль склона. Он наслаждался полетом, чувствовал себя сильным, смелым, всемогущим. Друзья же его, затаив дыхание и бросая сердитые взгляды в сторону O.K. Антонова, молили бога, чтобы все закончилось хорошо. Они видели, как планер стал снижаться, как штопор коснулся земли и при этом планер подбросило вверх. Но все же он приземлился благополучно и невредимый пилот в приподнятом настроении покинул кабину. Увидев у хвоста планера злополучный штопор, отец вспомнил, что стартовал до команды, и понял, почему разбегались на земле люди, когда он летал над ними. К счастью, повреждения планера оказались небольшими и их быстро устранили, а этот запомнившийся эпизод красочно описал в главе "Со штопором на хвосте" своей книги "На крыльях из дерева и полотна" Олег Константинович Антонов . В той книге он рассказал и о своей первой встрече с отцом незадолго до полета "Коктебеля" в большой палатке-ангаре, где хранились планеры: "- Что это у вас? Плоскогубцы" Киньте их мне в голову! Мне они нужны!" - Так я познакомился с Сергеем Павловичем Царевым , человеком железной воли и неиссякаемого юмора". Книга вышла в 1962 г., когда фамилия отца была еще засекречена и поэтому O.K. Антоновым изменена. Отзывы о полете планера "Коктебель" были опубликованы в журналах "Авиация и химия", а также "Наука и техника" * 51 за 1929 г. В последнем, в частности, отмечалось: "Говоря об интересных полетах, нельзя не упомянуть об эффектном полете т. Королева на планере "Коктебель" в течение 4 часов 19 мин. Этот полет сопровождался красивыми виражами". Отец бережно хранил журнальную вырезку с этими словами. Высокую оценку планера "Коктебель" дали также журналы "Самолет" и "Вестник воздушного флота" (1929). В перечне научных трудов и проектно-конструкторских работ, составленном отцом в 1958 г. в связи с выдвижением его кандидатуры в действительные члены Академии наук СССР, в разделе "Конструкции" он отметил: "Рекордный двухместный планер СК-5 "Коктебель". Конструкция, разработанная и построенная в 1929 году (совместно с С.Н. Люшиным). На этом планере летчиком К.К. Арцеуловым был установлен всесоюзный рекорд дальности парящего полета в 1929 году". К.К. Арцеулов совершил полет на "Коктебеле" в направлении Узун-Сырт-Старый Крым, недоступном до этого ни для одного планера. И хотя пилот смог пролететь по маршруту лишь 13 км, но, по его мнению, преодолел наиболее трудную часть пути. На VI Всесоюзных состязаниях были установлены и рекорды высоты: А.Б. Юмашев на "Скифе" и Д.А. Кошиц на "Грифе" поднимались более, чем на 1,5 км. Ссылки:
|