Леонид Фёдорович Ильичёв (2 (15) марта 1906, Екатеринодар — 18 августа
1990, Москва) — советский философ и партийный деятель. Доктор философских
наук, действительный член АН СССР с 29 июня 1962 года по Отделению
экономических, философских и правовых наук (философия).
Лауреат Ленинской премии (1960) и премии им. В. В. Воровского (1963).
В 1918—1924 годах — рабочий. Член ВКП(б) с 1924 года.
В 1930 году окончил Северокавказский коммунистический университет, а в 1937
году — Институт красной профессуры (философия). В 1937—1944 годах занимался
преподавательской деятельностью.
Около 20 лет работал в центральной печати (ответственный секретарь журнала
«Большевик» в 1938—1944 годах;
главный редактор газеты «Известия»
в 1944—1948 годах; главный редактор
газеты «Правда» в 1951—1952 годах; заведующий Отделом печати
Министерства иностранных дел СССР в 1953—1958 годах, одновременно
возглавлял редакцию журнала «Международная жизнь»).
В 1958—1961 годах — заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по
союзным республикам. Один из авторов
книги «Лицом к лицу с Америкой»
(1959). В 1961—1965 годах — секретарь ЦК, председатель Идеологической
комиссии. Идеолог
хрущёвской антирелигиозной кампании. Под
его руководством комиссия разработала «Мероприятия по усилению
атеистического воспитания населения», оформленные в виде постановления ЦК
КПСС от 2 января 1964 года. Антирелигиозный смысл постановления Л. Ф.
Ильичёв дополнительно усилил в программной статье в журнале
«Коммунист».
Принял участие в подавлении выступлений 1962 года в Новочеркасске (Новочеркасский расстрел).
Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—1956 и 1981—1990). Член Центральной
ревизионной комиссии КПСС (1956—1961 и 1976—1981). Член ЦК КПСС
(1961—1966). В 1965—1989 годах — заместитель министра иностранных дел СССР,
с 1989 года — советник при МИД СССР.
Автор работ по диалектическому и историческому материализму, внешней
политике СССР и международным отношениям. Являлся председателем Научного
совета АН СССР по комплексной проблеме «Закономерности развития социализма
и перехода к коммунизму».
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Основные работы
Книги
Корифеи революционной науки. — М., 1939 (в соавт.);
О книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии». — М., 1940;
О роли личности в истории. — М., 1941;
О произведении Ф. Энгельса «Анти-Дюринг». — М., 1953;
Прогресс науки и техники и международные отношения. — М., 1958;
Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н. С. Хрущева в США. — М., 1959
(в соавт. с А. И. Аджубеем, Н. М. Грибачёвым и Ю. Жуковым);
В. И. Ленин. Биография Т. 1-2, — М., 1960 (8-е изд. 1987, в соавт.);
Ленинским курсом к победе коммунизма. — М., 1962;
Научная основа руководства развитием общества. — М., 1962;
Основы политических знаний. — 4-е изд., — М., 1962 (редактор);
Методологические проблемы естественных и общественных наук. — М.,
1963;
Общественные науки и коммунизм. — М., 1963;
Фридрих Энгельс: Биография. — М., 1970 (редактор);
Мыслитель, борец, человек (о Фридрихе Энгельсе). — М., 1971;
Философия и научный прогресс: некоторые методологические проблемы
естествознания и обществознания. — М., 1977;
«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса и современность. — М., 1978 (совм. с Т. И.
Ойзерманом);
Проблемы материалистической диалектики: о мировоззренческой и
методологической функциях диалектики. — М., 1981;
Материалистическая диалектика как общая теория развития. Кн. 1—4. — М.,
1982—1987 (редактор);
Исторический материализм: проблемы методологии. — М., 1983;
Философский энциклопедический словарь (1983; 2-е изд. 1989, редактор)
Статьи
Идеализм и материализм // На подъёме. — 1930. — № 3;
Материализм диалектический // МСЭ. — 2-е изд. — Т. 6. — М., 1937 (в
соавт.);
Материализм // БСЭ. Т. 38. — М., 1938 (в соавт.);
Ленин — вождь нового типа // Большевик. — 1939. — № 1 (в соавт.);
Гениальное произведение творческого марксизма // Великая сила идей
ленинизма. — М., 1950;
Проблемы мира и статус-кво // Международная жизнь. — 1958. — № 1 (псевд. М.
Батурин);
Спутники и вопросы международных отношений // Международная жизнь. — 1958.
— № 3;
О некоторых вопросах идеологической работы в современных условиях // В
помощь политическому самообразованию. — 1958. — № 12 (без подписи);
XXI съезд КПСС и некоторые вопросы идеологической работы // Коммунист. —
1959. — № 2;
Мирное сосуществование и борьба двух идеологий // Проблемы мира и
социализма. — 1959. — № 11;
Вопросы коммунистического воспитания трудящихся // Коммунист. — 1959. — №
14;
Международные отношения и идеологическая борьба// Международная жизнь. —
1960. — № 3 (псевд. Л. Федоров);
Научная основа политики Ленинской партии // Правда. — 1961. — 21 апр.; 28
апр.;
Речь на XXII съезде КПСС // Правда. — 1961. — 26 окт.;
Мощный фактор строительства коммунизма // Коммунист. — 1962. — № 1.
Награды
3 ордена Ленина (04.05.1962; 13.03.1981; 14.03.1986)
орден Октябрьской Революции (22.10.1971)
орден Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945)
5 орденов Трудового Красного Знамени (11.07.1945; 08.07.1949; 15.02.1961;
23.03.1966; 15.03.1976)
орден «Знак Почёта» (07.04.1956)
медаль «За трудовую доблесть» (25.12.1959)
медали
«Классы, сходящие с исторической арены, заинтересованы не в раскрытии, а в
сокрытии объективных законов социального развития. Ведь это законы гибели
эксплуататорского общества».
И. В. Сталин: «Редактор „Правды“ Ильичёв слаб. Он просто мал для такого
дела. Надо бы назначить главного редактора „Правды“ посильнее этого, а этот
пусть поучится».
Д. Т. Шепилов вспоминал: «За время войны и после её окончания Сатюков,
Кружков, Ильичев занимались скупкой картин и других ценностей. Они и им
подобные превратили свои квартиры в маленькие Лувры и сделались
миллионерами. Однажды академик П. Ф. Юдин, бывший некогда послом в Китае,
рассказывал мне, как Ильичев, показывая ему свои картины и другие
сокровища, говорил: „Имей в виду, Павел Федорович, что картины — это при
любых условиях капитал. Деньги могут обесцениться. И вообще мало ли что
может случиться. А картины не обесценятся…“ Именно поэтому, а не из любви к
живописи, в которой ничего не смыслили, все они занялись
коллекционированием картин и других ценностей».
Политолог Г. К. Ашин указывал в одном из интервью: «Я читал его докторскую
о роли народных масс и личности в истории, очень плохая»