Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Строительство Омского авиационного завода 166

На третий день появляется Н.И. Базенков , от которого мы узнаем: никакого авиазавода в Омске нет! Нам отведены недостроенный автосборочный завод и завод тракторных прицепов. На их базе мы должны организовать новый завод 166 и в декабре (!!!) начать выпуск самолетов. Сюда эвакуируются наш 156-й завод , завод 23 из Ленинграда , строивший У- 2, и Киевский ремонтный завод N 43 .

ОКБ В.М. Мясищева и ОКБ Д.Л. Томашевича расквартированы за Иртышом в Куломзино . Там на базе ремонтных мастерских школ летчиков и аэродрома ГВФ организуется другой новый завод 266 . Туполев прибудет через пару дней. Утром нас выведут на работу - разыскивать в диком хаосе разгруженных эшелонов наши грузы и сносить их в отведенное место. Где будет ОКБ - пока неизвестно. Вольняг сейчас распределяют на постой к аборигенам. Пока же они ночуют в поле, на своих вещах. "Адски пикантно", - говорят в такой ситуации: уже август, до выпуска самолетов осталось пять месяцев, а нет ни стен, ни крыш, ни воды, ни электричества - ничего. Мы мрачнеем, но Николай Ильич бодр: "Вчера сам видел, как в чистом поле заработали первые станки! Со всех сторон свозят заключенных - раскулаченных и уголовников, рядом с площадкой завода организуется лагерь. Они будут строить корпуса вокруг работающих станков". Ничего не скажешь, задумано лихо. Мы интересуемся- а как с морозами? "Говорят - с середины октября, но доживем-увидим" - отвечает Николай Ильич.

Через день утром нас: Черемухина , Озерова , Соколова , Стерлина , Надашкевича , Сапрыкина , Френкеля , Егера , Немана , Чижевского , Вигдорчика , Кербера просят остаться в шараге. Подходит автобус, нас рассаживают и везут к центру города. Огромная площадь, на ней здание театра, а левее-большой серый дом новой постройки, у дверей-охрана НКВД. Это областное управление, нас уже ждут и проводят в бельэтаж, в приемную. Секретарши, чины, с любопытством рассматривают невиданных столичных "врагов". В приемной к нам присоединяются Мясищев , Томашевич , Склянский - их привезли из-за Иртыша на пароходе. Как и мы, они ничего не знают, как и нам, им не говорили ни слова - куда, зачем? Выходит адъютант и просит в кабинет, - он велик и роскошно пуст! Через несколько минут открывается противоположная дверь и из нее выходят два генерала НКВД, Андрей Николаевич , Кутепов , Базенков и Балашов .

Возникает нечто вроде немой сцены в "Ревизоре". Мы успеваем заметить блестящие и радостные глаза А.Н. Туполева. Генерал подходит к столу, берет лист роскошной, веленевой бумаги, становится в позу, словно он римский прокуратор, и проникновенным, почти шаляпинским голосом начинает читать: "По докладу коллегии НКВД Правительство Союза, учитывая добросовестную работу нижепоименованных специалистов над самолетами (следует перечень машин), постановляет освободить из-под стражи:

1. Черемухина Алексея Михайловича,

2. Мясищева Владимира Михайловича,

3. Маркова Дмитрия Сергеевича..." Он перечисляет всех 18. Так, в жаркий августовский день 1941 года обрели мы свою свободу. Следующая партия зэков была освобождена в Омске весной 1942 года. В 1943 году сильно поредевшая шарага была реэвакуирована в Москву, но уже на завод 488 в Ростокино . Остальные зэки этой шараги были освобождены в 1945 году. Перед тем незначительную их часть куда-то увезли, - предположительно, в лагеря. О них мы сведений не имели.

Ссылки:
1. завод омский авиационный N 166
2. Эвакуация ЦКБ-29
3. ТУПОЛЕВСКАЯ ШАРАГА
4. ТУПОЛЕВ А.Н.- ЗАКЛЮЧЕННЫЙ СПЕЦТЮРЬМЫ ЦКБ-29

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»