Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Просвещение татар в 1900-е годы: кадимисты и джадидисты

В те времена дело просвещения татар было в руках духовенства. Господствовало старометодное обучение - кадим . Муллы адимисты обучали грамоте в мактабах (мактаб - начальная школа) или просто у себя дома без букваря и учебников, пользуясь богословскими книгами на арабском языке и скудной художественной литературой на татарском языке. Появившуюся тогда татарскую прозу и поэзию они считали греховодными и отвергали. Обучение было малоэффективным, поэтому желающие получить образование отправлялись в Бухару , Стамбул и другие восточные города. Адимисты были реакционны: они не верили, что Земля шарообразна и вращается вокруг Солнца, осуждали ношение одежды европейского покроя, оправдывали многоженство, требовали, чтобы женщина при посторонних мужчинах прикрывала лицо. В это время в мактабах и медресе было введено новометодное обучение - Джадид ; в учебных классах появилась классная доска, начали пользоваться букварем и учебниками, в программу включалось изучение математики, географии и татарского языка, начали пользоваться появившейся новой художественной литературой.

Встречаются попытки называть борцов с адимизмом - джадидистами и давать им отрицательную оценку, приписывая джадидизму реакционность, национализм, панисламизм, пантюркизм и даже контрреволюционность. Так Ф.Фасеев в книге "Из истории татарской передовой общественной мысли" (Таткнигоиздат, 1955 г., стр. 14) пишет: "На самом деле джадидизм представляет реакционную идеологию изолированной от народных масс враждебной им националистической контрреволюционной буржуазии... Джадидисты проповедовали "единство мусульманской нации", недоверие и ненависть к другим нациям и в первую очередь к великому русскому народу. Джадидизм был направлен на то, чтобы оторвать татарский и иные мусульманские народы от России, и подчинить их прогнившей империи турецких султанов".

На самом деле в начале века борцы с кадимизмом - джадиды, вышедшие из медресе, повели себя по-разному. Наиболее передовые образовали плеяду выдающихся просветителей-демократов ( Каюм Насыри , Габдулла Тукай и другие), передовая часть духовенства повела борьбу, оставаясь на позициях ислама, некоторые начали распространять националистические и панисламистские идеи, были и такие, которые призывали татар отделиться от России и соединиться с турками, многие порвали связь с Родиной и эмигрировали за рубеж или встали на путь контрреволюции и вступили в Белую армию. Так что определяющим признаком является конкретная деятельность отдельных лиц или группировок, а не принадлежность их к джадидизму.

Ссылки:
1. Губайдуллина Зулейха Хазиевна (1884-1969)
2. Губайдуллин Масгуд Габдулгалеевич (по автобиографии Губайдуллина А.М)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»