В Петрограде зимой двадцатого года перед зданием
Медико-биологического отдела на Лицейской улице был поставлен прижизненный
памятник Рентгену
. То был временный памятник, и одновременно памятник времени. Не гранит и
бронза, а гипс и дерево. Сделанный художником
Натаном Альтманом
бюст Рентгена с надписью на пьедестале "Творцам учения о рентгеновых
лучах". И на трех сторонах пьедестала длинный список: Рентген, Баркла,
Брегги, Лауэ, Зоммерфельд, Моссли, Дебай, Кюри и Склодовская-Кюри,
Беккерель, Резерфорд, Рамсей, Крукс, Томсон, Ленард, Лоренц, Вильсон,
Милликен, Плаик, Бор...
(1889—1970) — советский живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор
и театральный художник,Заслуженный художник РСФСР (1968), мастер
портрета.
Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в
семье еврейского торговца. Рано лишился отца. С 1902 по 1907 г. учился
изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем
продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период
испытал влияние модернизма, в частности кубизма.
С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в
Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения
художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении
революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил
себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический
скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал
Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных
зарисовок Ленина. Наиболее известен его живописный портрет
А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).
9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была
показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919
году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как
художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё
одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С.А. Анского в
театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели
большой резонанс. Успешная совместная работа в ГОСЕТе
Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Пулвера натолкнула их на
мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и
назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925
съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана
группа приехала в его родную
Винницу, один из районов
которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком
подобные поселки были ещё при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе
с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из
СССР участвовал в Международной Выставке
Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко)
в Париже.
Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром
(ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до
1935 года. Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в
этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы
почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к
«Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).
В 1935 году женится на Ирине Валентиновне
Щеголевой дочери В. А. Тернавцева.
Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил
спектакли «Мистерия-Буфф» В. В.Маяковского (1921, Московской цирк),
«Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А.С.
Пушкина).
Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен
в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).