Штеренберг Давид Петрович (14 (26) июля 1881, Житомир — 1 мая 1948, Москва)
— русский и советский
художник, живописец и график, один из основных представителей современного
русского
изобразительного искусства первой половины XX века.
Родился в еврейской семье в Житомире. Был учеником фотографа в Одессе,
увлекался
революционными идеями. В 1906 эмигрировал из России в Вену, как активный
участник Бунда. С
1907 по 1917 жил в Париже. В Париже занимался фототипией и учился живописи
сначала
в Школе
изящных искусств, а затем в академии А. Витти. Среди его сокурсников был
голландский
художник Кеес ван Донген. Жил Штеренберг в известном парижском фаланстере
«Улей».
Художник испытал влияние творчества Поля Сезанна и кубизма. С 1912 года
принимал участие в
экспозициях Парижского салона. Позже примкнул к Салону Независимых,
сблизившись с другими
художниками парижской школы: Липшицем, Кислингом, Диего Риверой, Марком
Шагалом и
прочими. Картины Штеренберга парижского периода часто противоречивы и
неоднородны.
Узнаваемый стиль у художника выработается только к концу пребывания в
Париже.
После Октябрьской революции 1917 года Штеренберг возвращается в Россию, где
политическое
прошлое и знакомство с наркомом просвещения
А. В. Луначарским сыграли свою роль.
Знакомый
с парижским творчеством Штеренберга, Луначарский назначает его заведующим
Отделом
ИЗО Наркомпроса. Наряду с Натаном
Альтманом и другими деятелями российской культуры, он
принял участие в конференции писателей, художников и режиссеров о
сотрудничестве
с советским правительством в Смольном дворце в Петрограде
(Санкт-Петербург). В 1918 году в
Москве состоялась выставка участников
Еврейского общества содействия искусству, в которой
Штеренберг принимал участие наряду с Альтманом, Барановым-Россине и
Лисицким.
С 1918 по 1920 он был заведующим кафедрой изобразительного искусства
Народного
комиссариата просвещения. В 1918 году он опубликовал свою программную
статью «Задачи
современного искусства» в новостях Петроградского Совета. С 1920 по 1930
преподавал
во ВХУТЕМАСе. В 1922 году в Москве Штеренберг принял участие в выставке
еврейских
художников, участником которой был и
Марк Шагал. В этом же году он написал эссе для каталога
Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена, в Берлине. Был
участником
объединения Комфутов (коммунистов-футуристов).
В
ЛЕФ вступить отказался в связи с
отрицанием теоретиками ЛЕФа станкового искусства. В 1925—1932 годах
основатель и
руководитель Общества
станковистов(ОСТ).
Штеренберг сыграл значительную роль в становлении советского искусства,
особенно в
послереволюционный период, когда отдел ИЗО Наркомпроса объединял
художников-
авангардистов, отвергавшихся прежним официальным искусством. Штеренберг
уделял большое
внимание организации выставочного дела и вопросам художественного
образования. Основную
задачу советского искусства Штеренберг видел в необходимости повышения
живописной
культуры, тем самым недооценивая значение сюжетного, социально-активного
искусства.
Сын — Давид Давидович Штеренберг (род. 1931) — известный художник-живописец
и
иллюстратор.
Дочь — Виолетта (Фиалка) Давидовна Штеренберг — художница (9 августа
1918—1995).
Брат — Абрам Петрович Штеренберг (1894—1979) — известный советский
фотожурналист.