Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) — система
французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона.
Была построена в 1929—1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940
года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре
Мажино.
В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75
бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также
блиндажи и наблюдательные пункты.
Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:
Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу
оборонных мероприятий.
Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в
1919) и их промышленный потенциал.
Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для
контрнаступления.
Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения
мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена
к Линии.
Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914
году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока.
Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке
Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.
На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд
долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300
тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые
помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные
установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали,
комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных
этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они
представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и
потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.
Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены
заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась
сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов
и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились
склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались
позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была
также модернизирована старая оборонительная линия, состоящая из фортов
Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла
90—100 км.
Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода
войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция
и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и
вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция
нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после
поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая
Странная война). В 1940 году
германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны.
После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.
14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С»
генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведен в
генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали ее. Оборонительные
сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате
наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала
при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись
дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не
выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое
количество сооружений не были приспособлены для круговой обороны, и их
легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнеметами.
Многие историки считают, что в условиях современной войны такие
высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не
обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует
отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана
создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая
состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная
и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда
Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет,
что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы
до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и
не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о
прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии,
построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений
было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом
недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные
попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло
уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а
произошло в результате многочисленных стратегических просчётов
правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми
преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной
линии.
После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного
имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может
служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы
апокалипсиса».