Материал из Википедии
Карельский перешеек. Границы между СССР и
Финляндией до и после Советско-финской
войны 1939-1940 гг. "Линия Маннергейма"
Завалы из камней, колючая проволока и вдали
дот SJ-5, прикрывавший дорогу на Выборг (зима
1940).
Дот SK16
Дот на высоте 65, на участке прорыва.
Линия Маннергейма - комплекс
оборонительных сооружений на финской части
Карельского перешейка, созданный в 1920е-1930е
годы для сдерживания возможного
наступательного удара со стороны СССР.
Длина линии составляла около 135 км, глубина -
около 90 км. Названа по имени маршала Карла
Маннергейма, по приказу которого
разрабатывались планы обороны Карельского
перешейка ещё в 1918 году. По его же
инициативе были созданы наиболее крупные
сооружения комплекса.
Название "линия Маннергейма"
появилось уже после создания комплекса, в
начале зимней советско-финской
войны в декабре 1939 года, когда финские
войска начали упорную оборону. Незадолго до
этого, осенью, прибыла группа иностранных
журналистов, чтобы ознакомиться с
фортификационными работами. В то время
много писалось о французской линии
Мажино и о германской линии
Зигфрида. Сын бывшего адъютанта
Маннергейма Йорма Гален-Каллела, который
сопровождал иностранцев, придумал название
"линия Маннергейма". После начала
Зимней войны это название появилось в тех
газетах, представители которых осматривали
сооружения.
Подготовка к строительству линии была
начата сразу же после обретения
независимости Финляндией в 1918 году, само
строительство продолжалось с перерывами
вплоть до начала советско-финской войны в
1939 году.
Первый план линии был разработан
подполковником А. Раппе в 1918 году.
Работу над планом обороны продолжил
немецкий полковник барон фон Брандештайн (O.
von Brandenstein). Он был утверждён в августе. В
октябре 1918 года финское правительство
выделило на строительные работы 300 000 марок.
Работы выполняли немецкие и финские сапёры
(один батальон) и русские военнопленные. С
уходом немецкой армии работы были
значительно сокращены и всё свелось к
работам финского учебного сапёрного
батальона.
В октябре 1919 года разработан новый план
оборонительной линии. Им руководил
начальник генерального штаба генерал-майор
Оскар Энкель. Основные проектировочные
работы выполнял член французской военной
комиссии майор Ж. Гро-Куасси (J. Gros-Coissy).
По этому плану в 1920 - 1924 годах было построено
168 бетонных и железобетонных сооружений, из
которых 114 были пулемётными, 6
артиллерийскими и одно смешанным. Затем
наступил трёхлетний перерыв и вопрос
возобновления работ был поднят лишь в 1927
году.
Новый план разрабатывал В. Карикоски.
Однако к самим работам приступили только в
1930 году. Наибольший размах они приняли в 1932
году, когда под руководством подполковника
Фабрициуса было построено шесть
двухамбразурных ДОТов.
Фланги линии упирались в Финский залив и в
Ладожское озеро. Берег Финского залива
прикрывали береговые батареи крупного
калибра, а в районе Тайпале на берегу
Ладожского озера были созданы
железобетонные форты с восемью 120-мм и 152-мм
береговыми орудиями.
Основой укреплений был рельеф местности:
всю территорию Карельского перешейка
покрывают крупные лесные массивы, десятки
малых и средних озёр и речушек. Озёра и реки
имеют болотистые или каменистые крутые
берега. В лесах повсюду встречаются
каменистые гряды и многочисленные валуны
крупных размеров. Бельгийский генерал Баду
писал: "Нигде в мире природные условия не
были так благоприятны для постройки
укреплённых линий, как в Карелии".
Железобетонные сооружения "линии
Маннергейма" делят на постройки первого
поколения (1920-1937 годы) и второго поколения
(1938-1939 годы).
ДОТы первого поколения были небольшие,
одноэтажные, на один-три пулемёта, не имели
убежищ для гарнизона и внутреннего
оборудования. Толщина железобетонных стен
достигала 2 м, горизонтального покрытия -
1,75-2 м. Впоследствии эти доты были усилены:
утолщены стены, установлены на амбразурах
броневые плиты.
Доты второго поколения финская печать
окрестила "миллионными" или дотами-миллионниками,
поскольку стоимость каждого из них
превышала миллион финских марок. Всего было
построено 7 таких дотов. Инициатором их
постройки стал вернувшийся в политику в 1937
году барон Маннергейм, который добился от
парламента страны дополнительных
ассигнований. Советско-финская
война (1939-1940)
Во время войны линия удерживала
наступление Красной Армии около двух
месяцев. Со стороны СССР на всём советско-финском
фронте первоначально (на 30 ноября 1939 года)
участвовали: 7, 8, 9, 13, 14 армии, 2 900 танков, 3 000
самолётов, 24 дивизии общей численностью 425
000 человек.
Всего за период с 30 ноября 1939 года по 13 марта
1940 года в войне со стороны СССР приняли
участие - 40 стрелковых дивизий, 11
мотострелковых дивизии, 1 горнострелковая
дивизия, 2 кавалерийских дивизии, 2
мотокавалерийских дивизии, 1 запасная
стрелковая бригада, 1 мотострелково-пулеметная
бригада, 1 бригада запасных войск, 8 танковых
бригад, 3 авиадесантные бригады, а также 4
стрелковые дивизии Финской народной армии.
Итого - 67 расчётных дивизий.
На линии Маннергейма было 150 пулемётных
бункеров (из них 13 - двухпулемётных и 7 -
трёхпулемётных, остальные - с одним
пулемётом), 8 артиллерийских бункеров, 9
командных бункеров и 41 убежище (укрытие). В
основном использовались свойства
местности. Любопытный факт: количество
бетона, потраченное на всю 135 километровую
линию (14 520 куб.м.), меньше, чем было потрачено
на здание Финской национальной оперы в
Хельсинки.
Действиям финских солдат на линии
Маннергейма была посвящена финская
патриотическая песня Mannerheimin linjalla ("На
линии Маннергейма", комп. Матти Юрва,
слова Тату Пеккаринена).
После двух месяцев неудачных попыток
прорыва через укрепления линии Маннергейма
советские командиры разработали более
эффективный метод штурма.
Вначале местность обследовалась
разведчиками. Как можно ближе к укреплению,
но под прикрытием растительности,
устанавливалась 203-мм гаубица образца 1931
года (практически единственное орудие,
способное разрушить железобетонный дот или
"каменную амбразуру").
На следующем этапе, который обычно
начинался на рассвете, от гаубицы начинал
движение танк. Он валил деревья по
направлению к укреплению, и, выполнив свою
задачу, отходил в сторону. Гаубица
немедленно открывала огонь прямой наводкой.
Орудийному расчёту надо было действовать
быстро, и не только из-за возможного
ответного артиллерийского огня: финские
снайперы действовали не менее эффективно.
Тем не менее, укрепление выводилось из
строя (по воспоминаниям, на одну "точку"
в среднем тратили порядка 20 снарядов). На
последнем этапе на линию Маннергейма
наступала пехота. Часто она обнаруживала
там живых финских солдат, сумевших
спрятаться от града железных и каменных
осколков, однако от разрывов огромных 100-килограммовых
снарядов они были контужены и уже не
способны к активному сопротивлению.
Специально для штурма ДОТов наподобие
финских был спроектирован танк
КВ-2.
Литература
1. Балашов Е. А., Степаков В.H. Линия
Маннергейма и система финской
долговременной фортификации на карельском
перешейке, СПб.: Нордмедиздат, 2000.
2. Широкорад А. Б. Три войны "Великой
Финляндии" - М.: Вече, 2007, ISBN 5-9533-1732-8.
3. Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941
Границы между СССР и Финляндией до и после
Советско-финской войны 1939-1940 гг. "Линия
Маннергейма"