Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Линия Сталина"

В 30-х годах вдоль западных границ СССР были возведены тринадцать укрепленных районов - УРов. Эта полоса укрепленных районов получила неофициальное название - "Линия Сталина".

Каждый УР - это воинское формирование, равное бригаде по численности личного состава, но по огневой мощи равное корпусу. Каждый УР включал в свой состав командование и штаб, от двух до восьми пулеметно- артиллерийских батальонов, артиллерийский полк, несколько отдельных батарей тяжелой капонирной артиллерии, танковый батальон, роту или батальон связи, инженерно-саперный батальон и другие подразделения. Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Район оборудовался сложной системой железобетонных и броневых боевых и обеспечивающих сооружений. Внутри УРа создавались подземные железобетонные помещения для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщения. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия длительное время в условиях изоляции.

УР состоял из опорных пунктов, каждый из которых в свою очередь имел круговую оборону и был в состоянии самостоятельно обороняться в полном окружении противника, отвлекая на себя значительные его силы. Основной боевой единицей укрепрайона был ДОТ - долговременная огневая точка.

Помимо них были построены тысячи небольших боевых сооружений на один-два пулемета, вместе с тем строились и гигантские фортификационные ансамбли. Генерал П.Г. Григоренко в своих мемуарах описывает один их них, возведенный все в том же Могилев-Подольском УРе: восемь могучих дотов связаны между собой подземными галереями. Другой участник строительства "Линии Сталина" полковник Р.Г.Уманский в своей книге упоминает о многокилометровых подземных сооружениях в Киевском УРе (На боевых рубежах. С. 35).

Еще один участник строительства генерал-полковник А.И. Шебунин сообщает, что за три года только в одном Проскуровском УРе было возведено более тысячи железобетонных оборонительных сооружений, многие из которых прикрывались искусственными водными преградами (Сколько нами пройдено. С. 58).

Строительство "Линии Сталина" не афишировалось, как строительство французской "Линии Мажино" . "Линия Сталина" строилась во мраке государственной тайны.

При строительстве каждого опорного пункта НКВД "закрывал" несколько участков так, что "непотребная птица не могла туда пролететь". Строительство велось одновременно на всех участках, но только на некоторых настоящее, а на большинстве остальных - ложное. Не только местные жители, но и сами участники строительства имели превратное представление о том, что и где строится.

Между советской "Линией Сталина" и французской "Линией Мажино" было много различий. "Линию Сталина" было невозможно обойти стороной: ее фланги упирались в Балтийское и Черное моря. "Линия Сталина" возводилась не только против пехоты, но прежде всего против танков противника и имела мощное зенитное прикрытие. "Линия Сталина" имела гораздо большую глубину. Кроме железобетона на строительстве "Линии Сталина" использовалось много броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты. В отличие от "Линии Мажино" "Линия Сталина" строилась не у самых границ, но в глубине советской территории.

Линия укрепрайонов в глубине территории означает, что первый удар артиллерии противника будет нанесен не по боевым сооружениям, а по пустому месту. Это означает, что при внезапном нападении гарнизоны имеют минимум несколько дней, для того чтобы занять свои казематы и привести оружие и сооружения в окончательную готовность. Укрепрайоны в глубине территории означают, что противник, перед тем как начать их штурм, должен пройти от 20-30 до 100-150 километров по территориям, насыщенным минными полями, фугасами и другими неприятными сюрпризами. Это значит, что агрессору придется форсировать десятки рек и ручьев, на которых взорваны мосты. Это значит, что войска противника перед штурмом понесут огромные потери в сотнях и тысячах мелких засад на пути движения. Полоса обеспечения впереди "Линии Сталина" не только снижала скорость движения противника и изматывала его силы, но и служила своего рода туманом на море, за которым скрывается цепь айсбергов.

Не зная точного расположения переднего края "Линии Сталина", противник мог внезапно для себя оказаться прямо перед советскими боевыми сооружениями в зоне их убийственного огня. Расположение "Линии Сталина" в глубине советской территории за полосой обеспечения давало возможность противопоставить внезапности нападения внезапность обороны: укрепрайоны были замаскированы и спрятаны так, что столкновение войск агрессора со сталинскими фортами в большинстве случаев было бы внезапным для агрессора. При определенных условиях это столкновение могло бы напомнить столкновение "Титаника" с огромным, но невидимым в темноте айсбергом.

Разница с "Линией Мажино" заключалась и в том, что "Линия Сталина" не была сплошной: между укрепленными районами были оставлены довольно широкие проходы. В случае необходимости проходы могли быть быстро закрыты минными полями, инженерными заграждениями всех видов, полевой обороной обычных войск. Но проходы могли оставаться и открытыми, как бы предлагая агрессору не штурмовать укрепленные районы в лоб, а попытаться протиснуться между ними. Если бы противник воспользовался предложенной возможностью, то масса наступающих войск была бы раздроблена на несколько изолированных потоков, каждый из которых продвигается вперед по простреливаемому с двух сторон коридору, имея свои фланги, тылы и линии коммуникаций под постоянной и очень серьезной угрозой.

Дальше мы увидим, что проходы между УРами имели еще и другое назначение.

Ссылки:

  • ПОЧЕМУ СТАЛИН УНИЧТОЖИЛ "ЛИНИЮ СТАЛИНА"
  • Рабичев Л.Н.: Безразличие
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»