Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ПОЛИГОННЫЙ КОМПЛЕКС "АЛДАН"

Жизнь вносила свои коррективы даже в планы, намеченные партией и правительством. Срок сдачи А-35 в 1964 году был сорван и в январе 1965- го установлен новый: завершить все работы по боевой системе в октябре 1967 года, к 50-летию революции. Для испытаний системы на Балхашском полигоне первоначально предполагалось развернуть четыре РКЦ-35 и восемь РКИ-35 в четырех географически разнесенных точках. Были выбраны три существующие площадки ** 3, 6 и 38, впоследствии получившие новые номера - 53, 52 и 51. Одна площадка создавалась заново на берегу озера Балхаш неподалеку от селения Гульшад . Она получила номер 54. Параллельно на базе аппаратуры РКЦ-35 создавалась экспериментальная установка РЭ-4 для внедрения новых технологий и улучшения технических характеристик локатора канала цели и проектируемых РЛС ПРО.

Четыре первоначально намеченных полигонных стрельбовых комплекса урезали до одного. Для ускорения решено было работы на полигоне и на подмосковных объектах вести одновременно, что, конечно же, осложнило деятельность и конструкторов, и испытателей, и заводов кооперации.

Полигонный образец стрельбового комплекса системы А-35 получил название "Алдан" . В соответствии с январским решением, было намечено в кратчайшие сроки завершить его строительство на 52-й площадке и приступить к испытаниям. Строительные работы, начавшиеся в октябре 1962-го и приостановленные в 1963-м, возобновились в 1964 году. Большой объем и упущенные сроки привели к тому, что монтажные и настроечные работы на "Алдане" начались в 1966 году и завершились в сентябре 1967-го, то есть тогда, когда было намечено сдать в эксплуатацию... всю систему.

В состав "Алдана" вошли главный командно-вычислительный центр, один РКЦ-35, два РКИ-35 ("Ромашка" и "Василек"), два пусковых устройства противоракет А-350, площадка снаряжения и заправки противоракет и система передачи данных. Первые испытательные пуски противоракет решили проводить с временной стартовой позиции. Испытания "Алдана" наметили провести в четыре этапа.

Первый этап. Отработка программного управления противоракетой, проверка конструктивных характеристик и бортовой аппаратуры противоракеты, проверка работы средств стартовой позиции.

Второй этап. Отработка взаимодействия работы радиолокатора канала изделия, средств стартовой позиции и противоракеты при стрельбе по условной цели.

Третий этап. Проверка работы радиолокатора канала цели и отладка общей боевой программы при проводке целей.

Четвертый этап. Боевая работа по реальной цели.

Испытания начались в сентябре 1967 года и завершились 29 ноября 1969 года пусками противоракет А-350 . Ракеты запускались дуплетом, одна за другой, и были нацелены на головную часть и корпус баллистической ракеты. В 1969- 1970 годах отработка комплекса велась по баллистическим ракетам Р-12 и Р- 14 (с доразгонным блоком), запускаемым с полигонов Капустин Яр и Плесецк.

В это же время были проведены наблюдения за головными частями баллистических ракет с радиопоглощающими покрытиями, средствами искажений радиолокационных характеристик на фоне ложных целей и экспериментальными станциями активных помех.

Рассказывает Л.Г.Хватов .

"Первый раз я приехал на площадку * 52 в качестве ответственного представителя в 1966 году. В зданиях РКЦ и РКИ шел монтаж аппаратуры и, по мере готовности, начиналась ее автономная настройка. Головными монтажными организациями на объекте были Кунцевский машзавод и Подольский электромеханический завод . Площадка находилась в 100 км от Приозерска. Дорога была выложена бетонными плитами. Как говорили старожилы, дорогу строили две военные организации: одна - до 49-го километра, другая - от 49-го километра. Видимо, руки у военных строителей были разные, так как на одном из участков тряска была весьма существенной.

Технологическая площадка и стартовые позиции находились в пяти километрах от жилого городка. В городке были гостиницы, штаб и объекты инфраструктуры. Часть командированных из НИИРПа жили в одноэтажном бараке, часть - в офицерской гостинице, наши руководители - в отдельном деревянном трехкомнатном домике. В период больших наездов домик переполнялся, и некоторые руководители переселялись в одноэтажный барак, что воспринималось ими весьма болезненно.

Работа велась круглосуточно. К 1967 году стыковка аппаратуры на РКЦ и РКИ завершилась, и началась стыковка с главным командно-вычислительным центром. Далее были проведены первый обмен информацией с ГКВЦ, первая проводка искусственного спутника Земли и первая проводка баллистической цели.

Хорошо помню всеобщую радость на КП, когда мы с Ю.П.Калюжным, дублируя друг друга, одновременно захватили сигнал искусственного спутника Земли и впервые вышли на автосопровождение цели. Были отработаны режим стрельбы условной противоракетой (БРУП) и режим стрельбы по условной цели (БРУЦ). В РКЦ был предусмотрен автоматический сквозной контроль функционирования локаторов в режимах автономного функционального контроля (АФК) и функционального контроля системы (ФКС).

Однажды, в период настройки локатора, Г.В.Кисунько привез на полигон целую свиту высокопоставленных генералов и, расположившись на командном пункте, начал рассказывать им о боевом цикле. Решив рискнуть, я для наглядности включил имитируемый боевой цикл в режиме АФК, но сработал "генеральский эффект", что-то отказало и тотчас загорелось красное табло неисправности. Я очень смутился, но Григорий Васильевич не растерялся и восторженно объяснил генералам, что система настолько хороша, что моментально реагирует на поведение аппаратуры, которая еще до конца не настроена. Генералам понравились и его объяснение и сама система.

Наконец, начались реальные боевые работы с одиночной стрельбой и парными пусками противоракет А-350Ж .

Не все шло гладко. Как и в системе "А", чаще всего подводили ненадежные электрорадиоэлементы , выпускаемые нашей промышленностью".

Рассказывает Ю.К.Цуков .

"В 1966 году я был назначен старшим инженером-испытателем пятого отдела 1-го управления полигона, и переехал со второй площадки в Приозерск. Пятый отдел назывался отделом анализа, но чаще его называли отделом Воскобойника. Майор Михаил Александрович Воскобойник не был первым начальником отдела, но именно он сформировал и подготовил коллектив опытных инженеров-испытателей, пользовавшихся заслуженным авторитетом. Основными задачами отдела были анализ результатов испытаний РКЦ и РКИ, и оценка их тактико-технических характеристик. Сформировал 1- е управление талантливый ученый и умелый организатор полковник Або Сергеевич Шаракшанэ . После него управлением несколько лет руководил кандидат технических наук Петр Климентьевич Грицак . К моменту моего прихода в отдел анализа управлением командовал полковник Михаил Антонович Скакальский - умный, спокойный офицер, с лукавой хитринкой в глазах.

В начале 1966 года скоропостижно скончался начальник полигона генерал-лейтенант Степан Дмитриевич Дорохов . Мы все очень любили его за душевное отношение к людям и умение быстро решать сложные вопросы испытаний и полигонного быта. Начальником полигона был назначен заместитель Дорохова по научно-исследовательской и испытательной работе, генерал-майор М.И. Трофимчук .

30 июля 1966 года полигон отмечал 10-летний юбилей. Торжества совпали с награждением нашей войсковой части 03080 орденом Ленина за успехи в создании новых образцов вооружения. Праздники быстро прошли и потянулись долгие испытательные будни. Рано утром в понедельник я уезжал на свою шестую площадку и только вечером в субботу возвращался домой. Заводские испытания РКЦ длились больше года, затем пришла пора и государственных. Меня назначили ответственным от нашего управления за испытания РКЦ.

Приходилось вникать во множество вопросов, писать уйму всевозможных протоколов, предлагать идеи доработок и настаивать на их внедрении.

Помню, когда мы своими предложениями допекли ответственного представителя разработчика Ивана Алексеевича Гусева , он выдал фразу, которую я хотел бы обессмертить:

- Интересные вы ребята! Хотите придумать унитаз-зубочистку. Так это у вас не сразу получится!

Но все-таки с большинством наших предложений промышленность соглашалась".

Рассказывает ветеран 4-го ГУ МО Ю.В. Рубаненко .

"После завершения строительства "Алдана" потребовалось постоянное присутствие нас, специалистов 4-го ГУ МО , на полигоне. Месяц я находился на площадке, после чего меня сменял коллега Виктор Степанович Шикалов . Затем цикл повторялся. В нашем распоряжении была группа офицеров из 45- го СНИИ и военных представительств, аккредитованных на предприятиях- изготовителях аппаратуры. Тут же, на месте, принимались все решения о доработке аппаратуры и корректировке документации.

На автономных испытаниях разработчики "Алдана" столкнулись с большими трудностями при выводе передающего устройства на полную мощность. Устройство вывода излучения не выдерживало суммарной мощности, происходили пробои в волноводном тракте, от которых избавились только после заполнения части тракта элегазом.

Не обошлось без существенных доработок антенного устройства РКЦ. Металлические штанги, крепящие контррефлектор антенны, искажали диаграмму направленности. Пришлось изготовить штанги из стеклопластика. В основном разработчики внимательно относились к замечаниям представителей заказчика, но никак не хотели проводить проверку "броска" многотонного антенного устройства на упоры. Несмотря на то, что проверка была предусмотрена техническими условиями, Г.В.Кисунько откладывал ее.

Результат не заставил себя ждать. На одном из подмосковных объектов возникла нештатная ситуация. Многотонная антенна упала на опоры и в опорно-поворотном устройстве появилась трещина. На доработку ушли значительные средства".

Рассказывает академик В.С.Бурцев.

"Из-за сбоев и отказов ЭВМ мы пережили немало неприятных моментов, но и многому научились. Мы поняли, например, какое большое значение, наряду с надежностью, имеет достоверность выдаваемых на управляемые объекты данных. Были случаи, когда пусковое устройство противоракеты на полигоне разворачивалось в направлении... жилого городка, вместо того, чтобы развернуться в направлении полета ракеты. В 1967 году выдаваемые нами команды управления противоракетой комплекса "Алдан" по ошибке направили ее... на Караганду . При падении возле города произошел разрыв заполненных азотной кислотой топливных баков. Облитые кислотой осколки быстро подобрали местные жители и заперли их про запас в амбар. Однако ночью дети нашли лазейку, залезли в этот амбар и надышались остатками токсичного топлива. Хорошо, что боевая часть на противоракете не была установлена".

Рассказывает А.К.Нелопко .

"В отличие от боевых, противоракеты, используемые при испытаниях, комплектовались телеметрической аппаратурой, которая во время полета передавала на Землю информацию о состоянии бортовой аппаратуры. Эта ин- формация была особенно важна при аварийных или неудачных пусках. Однажды ушла противоракета с неработающей телеметрией. После этого случая было принято решение выполнять команду "Пуск" только после получения сообщения "Есть телеметрия". Если такого сообщения не поступало, оператор пульта блокировал "Пуск" нажатием кнопки.

В соответствии с программой испытаний комплекса "Алдан" в 1969 году был запланирован "парный" пуск, то есть "выстрел" двумя противоракетами по одной цели. Посмотреть съехалось много руководителей, включая первого заместителя министра радиопромышленности П.С. Плешакова .

Руководство разместилось на смотровой площадке в нескольких километрах от старта. Предпусковые проверки объекта прошли нормально, пошел боевой цикл. Первая ракета стартовала нормально, а вторая... осталась на старте. В считанные минуты начальство прибыло со смотровой площадки на объект. Начался разгромный разбор пуска. Оператор "кнопки" утверждал, что не слышал сообщения "Есть телеметрия". Оператор телеметрии настаивал, что он это сообщение передал. Виновного не нашли, дали команду впредь записывать переговоры на магнитофон. Поскольку первая противоракета задачу перехвата выполнила, решили, что нет худа без добра - одна противоракета была сэкономлена.

Функционирование радиолокатора канала изделия проверялось по специальной контрольной вышке. С ее помощью определяли точность "привязки пеленгов" электрической и оптической осей антенны, то есть выявляли, насколько точно измеренные РКИ координаты антенны вышки соответствуют ранее определенным координатам. Однажды в конце зимы появилась недопустимая нестабильность привязки пеленгов.

Для удобства работы оптических средств пуски противоракет обычно назначались на утро. Ночью расчеты готовились к пуску, проверяли и, при необходимости, подстраивали антенны. Но к утру пеленги "уходили". Решили перенести пуски до выяснения причин. В поисках измучились все антеннщики - и гражданские, и военные. Все тщетно. В одно прекрасное утро наш коллега А.М.Топорков обратил внимание на то, что солнце освещает часть антенного купола в направлении контрольной вышки. Жесткий антенный купол состоял из стеклопластиковых "корок" между которыми помещался сотовый наполнитель, приклеенный эпоксидной смолой. Обследовав его, установили, что часть купола под солнцем активно нагревается. Просверлили отверстие - там вода. Просверлили еще одно отверстие в холодной, противоположной от солнца стороны - там лед. Все сразу стало ясно - лед практически не влияет на прохождение радиоизлучения, а вода его блокирует. В ночное время антенна настраивалась по контрольной вышке с замороженным куполом, а к утру, по мере прогрева участка купола, лед внутри сот таял, и пеленг "уходил". Как в купол проникала вода? Очень просто. В момент старта противоракеты летящие камни и куски бетона пробивали его, оставляя за собой дырки.

Надо вскрывать соты, сушить, клеить... А времени нет. Нельзя срывать программу испытаний. Приняли временное решение проверить и зафиксировать величину "ухода" пеленга за счет таяния льда, а качество настройки антенн проверить утром с учетом этого ухода. Серия пусков завершилась успешно. Впоследствии на всех РКИ и РКЦ комплекса "Алдан" и системы А-35 была проведена огромная работа по ремонту куполов.

До завершения строительства полигонного комплекса "Алдан" автономные испытания противоракеты А-350 с временного старта некоторое время обеспечивала РСВПР системы "А". На одном из пусков противоракета взорвалась прямо на старте. Желающие посмотреть на пуск, и я в том числе, собрались на плоской крыше офицерской гостиницы, с которой было хорошо видно пусковую установку. Со станции поступает условное сообщение:

"Ставьте чайник, скоро будем". Это означает 15-минутную готовность. Ждем, вглядываясь в даль. Вдруг раздается оглушительный взрыв, валит дым, в разные стороны летят горящие куски ускорителей... Звоню на станцию и спрашиваю, как обстановка. Отвечают:

"Ничего не знаем. Дана команда одеть противогазы, задраить двери и отключить приточную вентиляцию". Дым постепенно относит в сторону. Через два-три часа расчет возвращается в городок. Работники промышленности, находившиеся на станции, рассказывают о происшедшем.

Получив команду "Надеть противогазы", офицеры тут же ее выполнили, и увидели, что их гражданские коллеги не шелохнулись. У них-то противогазов нет! Поняв ситуацию, они по команде старшего офицера смены сняли с себя противогазы и стали вместе ожидать дальнейшего развития событий. К счастью, все обошлось.

А на смотровой площадке случилась паника. На пуск съехалось множество полигонных и других начальников. Их автомобили беспорядочно стояли на обочине в ожидании хозяев. После взрыва все в панике бросились бежать к своим машинам, стремясь быстрее сесть и отъехать от опасного места. Чудом обошлось без жертв и автомобильных аварий.

В Москву ушла телеграмма с текстом о том, что во время испытательного пуска произошел "демонтаж изделия Зубца". Видимо, П.Ф.Зубцу , как главному конструктору ускорителя, и пришлось за все отвечать. Нас, работников НИИ- 20, после этого случая обеспечили обычными и изолирующими противогазами".

4 июня 1970 года государственные испытания "Алдана" были завершены. 9 июня штатный расчет одной из подмосковных войсковых частей ПРО впервые выполнил боевую задачу с реальным пуском противоракет на полигоне. До 1973 год пуски провели расчеты всех боевых стрельбовых комплексов. С 1974 по 1977 год было выполнено 15 учебно-боевых пусков, а с 1978 года стрельбы проводились только в ходе оперативно-тактических учений. С 1978 по 1981 год было проведено четыре тактических учения с учебно-боевыми пусками. С 1987 года их проведение прекратилось из-за старения комплекса.

В апреле 1980 года "Алдан" был передан Балхашскому полигону в опытную эксплуатацию. Функционировал комплекс до 1990 года, после чего его средства были демонтированы. Всего на "Алдане" было проведено 179 пусков противоракет А-350, включая 90 пусков, проведенных боевыми расчетами.

Ссылки:

  • НАЧАЛО СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ПРО И ПКО
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»