фон Анреп (27 сентября 1883, Санкт-Петербург — 7 июня 1969, Лондон) —
русский художник-монументалист, литератор серебряного века, преобладающую
часть жизни прожил в Великобритании.
Предки Анрепа принадлежали к шведской, немецкой, эстляндской, российской
аристократии, находились на французской, прусской и российской
государственной и военной службе. Отец —
Василий Константинович Анреп,
врач-физиолог, авторитетный судебный эксперт, профессор судебной медицины,
занимал посты в министерстве внутренних дел и министерстве образования, в
1907 году был избран депутатом III Государственной Думы.
В 1899—1901 годах Борис учился в Харьковской школе, где познакомился с
Николаем Недоброво. Лето 1899 года провел в Англии, где изучал английский
язык. В 1905 году закончил
Императорское училище правоведения,
после этого поступил на IV курс
Санкт-Петербургского Университета.
Одновременно учился живописи у Д. С. Стеллецкого.
В 1908 году бросил университет и целиком посвятил себя живописи.
Путешествовал по Италии, учился в Париже в Академии Жюлиана, посещал
академию Гранд-Шомьер. В 1910—1911 годах учился в Эдинбургском
художественном колледже. Глубоко интересовался византийской мозаикой,
впоследствии по большей части работал как мозаичист.
Во время Первой мировой войны воевал в Галиции. По военной командировке в
1916 году уехал в Англию, где — ненадолго вернувшись в Россию — и остался
после февраля
1917 года.
Первая жена — Юния Хитрово
(1908—1914), вторая — Хелен Мэйтленд (англ. Helen Maitland,
1918—1926).
В 1913 году состоялась первая персональная выставка Анрепа в Лондоне.
Позднее он работал над цветными мозаиками для Королевской военной академии
в Сантхёрсте (1921),
галереи Тейт (1923), Лондонской Национальной галереи (1928—1952, четыре
панно), Вестминстерского собора, Банка Англии, собора Христа-Владыки в
Муллингаре (Ирландия,1933—1939, в частности — панно Святая Анна). В центре
мозаичного панно Сострадание (1952), посвященного жертвам блокадного
Ленинграда, помещена фигура Анны Ахматовой, которую благословляет
ангел.
В 1914 году Н. Недоброво познакомил
Анрепа, вернувшегося из Парижа, с
Анной Ахматовой. До отъезда Анрепа в
Великобританию они часто встречались. Ахматова посвятила Анрепу более
тридцати стихотворений (акростих «Бывало, я с утра молчу…», «Из памяти
твоей я выну этот день…», «Словно ангел, возмутивший воду…», «Небо долгий
дождик сеет…», «Когда в мрачнейшей из столиц…», «Мне голос был…», «Ты —
отступник…», «Сказка о чёрном кольце» и др.). Он также писал ей стихи.
Последний раз они встретились в Париже в 1965 году.
В Великобритании Анреп был близок к
группе Блумсбери, художникам Огастесу Джону и Генри Лэму. В 1912 году
вместе с художественными критиками Роджером Фраем и Клайвом Беллом готовил
широкомасштабную выставку постимпрессионистской живописи, отвечал за
русский раздел экспозиции, куда включил работы М.Ларионова, Н.Гончаровой,
Н.Рериха, К.Петрова-Водкина, Сарьяна, Чурлёниса. Не раз упоминается в
«Дневниках» В.Вулф (Анреп изобразил её в мужском костюме на мозаике в доме
художницы Этель Сэндс в Челси, 1920); он был в любовной связи с подругой
Вулф, писательницей и меценаткой Оттолин Моррелл, которая оставила
несколько его фотопортретов Анреп стал прототипом художника Гомбо в первом
романе Олдоса Хаксли Желтый Кром (1921, см.. об этом: ), где не без
сатирического оттенка выведены многие блумсберийцы. Статью о мозаиках
Анрепа Р.Фрай опубликовал в 1923 в руководимом им художественном журнале
Burlington Magazine.