Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Путиловский завод

История этого старинного металлургического и машиностроительного предприятия началась в 1801 году: предприятие было создано Павлом I для производства пушечных ядер. В 1894 году на заводе был выпущен первый паровоз. Развивалось производство вагонов конной железной дороги, вагонов трамвая. К 1902 году там работало 12000 рабочих, были производства металлургическое, вагонопаровозостроительное, судостроительное, артиллерийское. Именно в этом году на Путиловском появилась всемирно известная трехдюймовая пушка , которая превзошла орудия Шнейдера и Круппа. Саблина поставили во главе вагонной мастерской - это был период развития трамвая, грузового железнодорожного транспорта, увеличения перевозок в связи с Первой мировой войной. Он стал видным инженером, членом правления АО "Общество Путиловских заводов" . Накануне Первой мировой войны Путиловский завод по своим техническим возможностям являлся наиболее мощным заводом России, крупнейшим арсеналом армии и флота. Завод строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, много других механизмов.

"Красный путиловец", знаменитый Путиловский завод, был одним из старейших и мощнейших в России. Его руководители, инженеры, рабочие вписали немало блестящих странице историю отечественной промышленности.

Предприятие было основано в 1801 году как казенный чугунолитейный завод, выпускавший артиллерийские снаряды. Когда в 1868 году его купил талантливый инженер Николай Иванович Путилов , производство находилось в состоянии почти полного упадка. Путилов сумел наладить работу, первым в России организовал выпуск рельсов , а к концу века превратил свой завод в крупнейшее железоделательное и машиностроительное предприятие, которому не было равных в стране и которое по тем временам являло собой образец высочайшей технологической и производственной культуры. Металлургия, вагоно- и паровозостроение, артиллерийское вооружение, судостроение - такими были основные виды производства на Путиловском заводе в начале XX века. Численность работников превышала 30 тысяч человек.

В годы Первой мировой войны Путиловский завод был основным поставщиком артиллерийских орудий и снарядов, бронированных автомобилей, зенитных самоходок, шрапнельных снарядов для царской армии. Тридцать процентов российских паровозов было сделано на Путиловском. Рабочих-путиловцев отличал высокий уровень профессионального мастерства, образованности и, как следствие, политической активности и сплоченности. Во время революций 1905 и 1917 годов завод был оплотом большевистской партии, а слово "путиловец" стало синонимом понятия "революционер". После победы Октябрьской революции завод, сыгравший в ней такую большую роль, довольно быстро погрузился в состояние хаоса и депрессии. Но в условиях воцарившейся в стране разрухи основу предприятия удалось сохранить. 27 декабря 1917 года Совнарком принял "Декрет о национализации Путиловского завода?, а через три дня - "Декрет о конфискации", который касался всего имущества владельца завода А.И. Путилова , наследника своего дяди Николая Ивановича. Предприятие перешло в руки заводского комитета, ядром которого стала группа большевиков. При этом в нем оказались настоящие знатоки производственных дел, составившие основную часть нового правления завода. Они обратились в Совнарком с просьбой сохранить артиллерийское производство, так как принятое в декабре 1917 года постановление о "Переводе военных заводов на хозяйственно-полезные работы" вело к омертвлению большей части мощностей и оборудования. Когда Германия в феврале 1918 года нарушила перемирие и бросила на Россию тридцать дивизий, рабочие пушечной и шрапнельной мастерских неделями не уходили домой, изготовляя пушки и снаряды. В вагонном цехе готовили к отправке на фронт бронеплатформы. Хотя и скромная, но реальная поддержка Совнаркомом военного производства позволила заводу дать Красной Армии в 1918 году около четырехсот артиллерийских орудий. Был утвержден план на следующий год: программа-минимум предполагала выпуск 350 пушек, программа-максимум - 900. Завод жил благодаря его людям. Голодные, плохо одетые, замерзающие работники Путиловского находили в себе силы и умение не только поддерживать угасающую жизнь своего предприятия, но и формировать отряды для отправки на фронт, заготовки дров, борьбы с контрреволюцией. Более того, они реконструировали и перестраивали цехи, налаживая вместо выпуска снятой с производства продукции ремонт военной техники. Осенью 1919 года, когда Петроград боролся с Юденичем , отряды рабочих-путиловцев на бронепоездах и бронемашинах, отремонтированных в цехах своего завода, отправлялись на передовую. Лафетно-снарядная мастерская, где остались практически одни женщины, давала фронту 500-600 снарядов в день. Вагонная мастерская выпустила несколько вагонов для перевозки раненых. Автомобильная мастерская за неделю отремонтировала для фронта 15 бронемашин. В паровозосборочную поступали прямо с фронта поврежденные противником бронепоезда. В тех цехах, где станки уже перестали работать, рабочие все равно ежедневно собирались по гудку, чтобы охранять оборудование.

Гражданская война закончилась, но 1921 год начался с новых испытаний: Петроградское отделение Совета народных комиссаров попыталось закрыть Путиловский - из-за того, что заводу требовалось большое количество топлива , которого катастрофически не хватало в городе. Но рабочие отстояли свое предприятие. Улучшение дел, сначала едва заметное, наступило осенью 1921 года. Для "Красного путиловца" (так завод стал называться с 7 ноября 1921 года) была подготовлена программа по выпуску мирной продукции: землечерпалок, элеваторов, электроплугов.

Производство, которое в то время составляло пять процентов от довоенных объемов, стало медленно нарастать. Был пущен прокатный цех, затем мартеновский. Первого сентября 1922 года после долгого перерыва сталь вновь хлынула в ковш.

Ссылки:
1. Рутенберг Пинхус Моисеевич (Петр, Мартын)
2. Савинков в Питере после 9 января, неудачное покушение на Муравьева
3. МУЗРУКОВ Б.Г.: СТАНОВЛЕНИЕ НА "КРАСНОМ ПУТИЛОВЦЕ"
4. Музруков Б.Г.: Юность в Петрограде, Технологический институт
5. Саблина Нина Викторовна
6. Саблин Виктор Леонидович (1-16) 1872
7. Путилов Алексей Иванович
8. Путилов Николай Иванович создатель Путиловского завода
9. Попов М.Н.
10. Танкоград: трудная "притирка" разных коллективов
11. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО И ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
12. УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
13. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПАРОВОЗО И ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
14. ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»