(настоящее имя Борис Николаевич Бугаев; 14 (26) октября 1880
год, Москва — 8 января 1934, там же) — русский писатель, поэт,
критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей
русского символизма и модернизма в целом.
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - поэт, философ,
литературный критик, автор нескольких книг прозы и мемуаров
"Воспоминания о Блоке" (1922-1923) и трилогии "На рубеже
двух столетий" (1930), "Начало века" (1933), "Между
двух революций" (1934). В его работах по стихосложению содержатся
предпосылки формального метода.
Родился в семье математика Николая
Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета
Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой
Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в
квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время
действует мемориальная квартира. Бугаев-старший обладал широкими
знакомствами среди передовой интеллигенции, в его доме бывали почти все
представители старой московской профессуры.
В 1891—1899 гг. Боря Бугаев учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в
последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая
литературу. Особое влияние на Бориса оказывали
тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвыми
его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с
братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.
В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского
университета (естественное отделение). В студенческие годы знакомится
со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить
художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к
точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных,
изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира
искусства».
Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок,
получивший название «Аргонавты». В 1904 году «аргонавты» собирались на
квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать
литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906
году вышли две книги этого сборника.
В 1903 году Белый вступил в переписку с Александром Блоком, а через год
состоялось их личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием
окончил университет, но осенью 1904 года поступил
на историко-филологический факультет университета, выбрав
руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в
1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах»
(1904—1909).
После мучительного разрыва с Блоками Белый больше двух лет жил за рубежом,
где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и его жене.
Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с
Асей Тургеневой (1890—1966)
и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию —
Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1910 г.
Бугаев, опираясь на владение математическими методами, читал начинающим
поэтам лекции о просодии — по словам Д. Мирского, «дата, с которой можно
отсчитывать само существование русского стиховедения как отрасли
науки».
В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его
учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии.
Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими
произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими
учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в швейцарский Дорнах,
где начиналось строительство Гётеанума. Этот храм строился собственными
руками учеников и последователей Штейнера. В Берне 23 марта 1914 года был
заключен брак
Анны Алексеевны Тургеневой
с Борисом Николаевичем Бугаевым.
В 1916 году Б. Н. Бугаев был вызван в Россию «для проверки своего отношения
к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и
Швецию прибыл в Россию. Жена за ним не последовала. После Октябрьской
революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском
Пролеткульте среди молодых пролетарских
писателей.
С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу
его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало
ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. Владислав
Ходасевич и другие мемуаристы запомнили его изломанное, скоморошеское
поведение, «выплясывание» трагедии в берлинских барах: «его фокстрот —
чистейшее хлыстовство: даже не свистопляска, а христопляска»
(Цветаева).
В октябре 1923 г. Белый неожиданно вернулся в Москву за своей
подругой Клавдией Васильевой. «Белый — покойник, и ни в каком духе он не
воскреснет», — писал в «Правде» всемогущий в то время Лев Троцкий. В марте 1925 года он снял
две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер на руках у своей жены
Клавдии Николаевны 8 января 1934 года от инсульта — следствие солнечного
удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в
сборнике «Пепел» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Осип Мандельштам откликнулся на известие о смерти Белого поэтическим
циклом, начинающимся строками: «Голубые глаза и горячая лобная кость —
Мировая манила тебя молодящая злость...» В газете «Известия» был
опубликован некролог Белого, за авторством Б. Л. Пастернака и Б. А.
Пильняка, в котором Белый, не являвшийся центральной или значительной
фигурой в складывавшейся советской литературе, трижды был назван «гением».
Власти распорядились изъять его мозг и передать на хранение в Институт мозга человека.
В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом,
Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по
течению — Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова
и истеричной Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа
«Огненный ангел» (1907). Треугольник Белый — Блок — Люба Менделеева замысловато преломился в
романе «Петербург» (1913). Некоторое время Люба Менделеева-Блок и Белый
встречались в съёмной квартире на Шпалерной улице. Когда же она сообщила
Белому, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни,
Белый вступил в полосу глубокого кризиса, едва не закончившегося
самоубийством. Ощущая себя покинутым всеми, он на несколько лет уехал жить
за границу. По возвращении в Россию сблизился с Анной Тургеневой («Ася»),
которая сопровождала его в путешествии по Северной Африке и Ближнему
Востоку (декабрь 1910).
В 1921 году, когда Белый вернулся к ней в Германию после пяти лет
пребывания в России, Анна Алексеевна предложила ему разойтись навсегда. Она
осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её
называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася
сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все
антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о
Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» содержат интересные
подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими
талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он
посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из
«Серебряного голубя».
В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в
прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с
ним последние годы.
Клавдия Николаевна Васильева (урожд.
Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не
испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу.
Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля
1931 года супругой Белого. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего
возлюбленного на пять лет.