(21 февраля 1886, Олевск Херсонской губернии — 17 июня 1968, Москва) —
русский поэт-
футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык,
очищенный от
«житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными
словами, полусловами
и их причудливыми хитрыми сочетаниями».
Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных».
Родился в крестьянской семье, отец — выходец из Сибири, мать — полька
(Мальчевская). В 1906
окончил Одесское художественное училище.
С 1907 жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор
пародийно-эпигонских стихов
(сборник «Старинная любовь»).
С 1912 активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского
футуризма,
участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощёчина общественному
вкусу», «Трое»,
«Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое»,
«Тайные пороки
академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли
лэ»), которые
целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира
Хлебникова (поэма «Игра
в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка
Михаила Матюшина). В
последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой
природы, замену
природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом.
Главный
теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого
заумного текста «на
собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913):
Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального,
чем во всей
поэзии Пушкина».
Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии, в
Тифлисе основал
группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья
Зданевич, Николай
Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий
Марр.
Продолжает писать стихи и теоретические книги. В 1920 г. жил в Баку.
В 1920-е возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы.
Примыкал к группе
ЛЕФ с
"левого фланга". Занимается антикварной и букинистической деятельностью,
подготовил
несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его
участия) складывается
мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы».
Автор ряда
биографических брошюр о Есенине, воспринятых современниками (в том числе
Маяковским) в
основном отрицательно. Впрочем, Маяковский высоко ценил Кручёных как
футуриста и называл
его стихи «помощью грядущим поэтам».
Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл
«продукциями», появлялись
сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее
(приблизительно с 1923) в
собственном издании автора, размноженные подчас машинописным или рукописным
способом.
Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» (1930) — 150 экземпляров,
размноженных
гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих
«продукций», из которых,
однако, найдена лишь часть.
С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела
Игоря Терентьева, вынужденно
отходит от
литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и
библиографическими публикаци-
ями) и живёт только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко
не
приветствовалось. Был членом СП СССР.
В 1950-е Кручёных заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы Игоря
Холина и Генриха
Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова,
Геннадия Айги,
Константина Кедрова. Когда 82-летний Кручёных умер, 86-летний Корней
Чуковский, свидетель
первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался
бессмертным… Он
один оставался из всего Маяковского окружения».
Отношение к поэтическому творчеству Кручёных до сих пор остается крайне
неоднозначным - от
признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания
литературных
способностей.
В 2012 году издательством "Гилея" были опубликованы письма Алексея Кручёных
Михаилу
Матюшину – соратнику Кручёных по футуристическому движению, и Андрею
Шемшурину –
литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых
Кручёных
описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных
стихов и стихов его
последователей.