Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Крученых Алексей Елисеевич (1886-1968)

См. в Википедии Кручёных, Алексей Елисеевич

Источник - Википедия

Кручёных, Алексей Елисеевич

(21 февраля 1886, Олевск Херсонской губернии — 17 июня 1968, Москва) — русский поэт-
футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от 
«житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами 
и их причудливыми хитрыми сочетаниями».
Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных».
Родился в крестьянской семье, отец — выходец из Сибири, мать — полька (Мальчевская). В 1906 
окончил Одесское художественное училище.
С 1907 жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов 
(сборник «Старинная любовь»).
С 1912 активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, 
участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», 
«Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки 
академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые 
целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма «Игра 
в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина). В 
последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену 
природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Главный 
теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на 
собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913):
Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей 
поэзии Пушкина».
Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии, в Тифлисе основал 
группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай 
Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. 
Продолжает писать стихи и теоретические книги. В 1920 г. жил в Баку.
В 1920-е возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы. Примыкал к группе ЛЕФ с 
"левого фланга". Занимается антикварной и букинистической деятельностью, подготовил 
несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его участия) складывается 
мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы». Автор ряда 
биографических брошюр о Есенине, воспринятых современниками (в том числе Маяковским) в 
основном отрицательно. Впрочем, Маяковский высоко ценил Кручёных как футуриста и называл 
его стихи «помощью грядущим поэтам».
Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл «продукциями», появлялись 
сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (приблизительно с 1923) в 
собственном издании автора, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. 
Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» (1930) — 150 экземпляров, размноженных 
гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых, 
однако, найдена лишь часть.
С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от 
литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикаци-
ями) и живёт только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не 
приветствовалось. Был членом СП СССР.
В 1950-е Кручёных заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха 
Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, 
Константина Кедрова. Когда 82-летний Кручёных умер, 86-летний Корней Чуковский, свидетель 
первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным… Он 
один оставался из всего Маяковского окружения».
Отношение к поэтическому творчеству Кручёных до сих пор остается крайне неоднозначным - от 
признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных 
способностей.
В 2012 году издательством "Гилея" были опубликованы письма Алексея Кручёных Михаилу 
Матюшину – соратнику Кручёных по футуристическому движению, и Андрею Шемшурину – 
литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых Кручёных 
описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных стихов и стихов его 
последователей.

Ссылки:
1. Перевод эпоса "Джангар": проблема Б. Басангова с подстрочником
2. Терентьев Игорь (1892-1937)
3. Маяковский и Ленин ("прозаседавшиеся")
4. Опасные футуристы
5. Розанова, Ольга Владимировна
6. По мнению академика Опарина [Войнович В.Н. в Москве]
7. ЮРИЙ САБЛИН: ОРДЕН ПОД НОМЕРОМ 5 2-24
8. Кубофутуризм

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»