|
|||
|
По мнению академика Опарина [Войнович В.Н. в Москве]
Москва по контрасту с провинцией показалась мне центром свершившейся революции. Люди, считавшиеся московской интеллигенцией, отличались от провинциальных интеллигентов бОльшим свободомыслием, которое, впрочем, у многих не шло дальше осуждения сталинизма, да и то к этому их подтолкнули решения ХХ съезда КПСС . Образованные люди делились на левых и правых, но не как теперь. Левые любили Ленина, а правые Сталина. Ленин все еще считался хорошим и добреньким, а Сталин злым и плохим. Левые все еще надеялись на наступление хорошего коммунизма, правые больше верили в сильную руку. Со временем правое-левое поменялись местами, теперь сталинисты новых поколений (как ни странно, они все еще есть и, кажется, еще много лет будут) считаются левыми, а их оппоненты правыми. Впрочем, правые отличаются от тогдашних левых тем, что Ленина они уже разлюбили или никогда не любили, а эти идола своего не сдают. Мертвый Ленин когда-то считался вечно живым, но мертвый Сталин оказался живее. Я Сталина не любил с детства, а что касается Ленина, то до поры до времени верил образованным людям на слово, что он хороший. Тогда у молодых поэтов в моду опять вошел Маяковский как трибун и сатирик. Следом за ним постепенно входили или возвращались в моду Хлебников , Северянин , Введенский , Хармс , Крученых . В "Магистрали" я впервые услышал имя Лев Халиф . Говорили, что этот необыкновенный, очень талантливый поэт приехал из Ташкента. Живет на рубль шестьдесят в день, пишет потрясающие стихи. Одно из его стихотворений ходило по рукам, а потом было растащено на автографы: "Из чего твой панцирь, черепаха? -? я спросил и получил ответ: -Он из пережитого мной страха, и брони надежней в мире нет". Халиф был парень задиристый, когда он появился в Москве, кто-то предрек, что обязательно станет героем фельетона "Халиф на час". Фельетон такой в самом деле потом появился, но сначала была публикация в "Литературной газете" с предисловием Назыма Хикмета , из которой я запомнил: Руки в пустоте карманной стынут, И ты немного зол на то. Скоро урны сделаем золотыми, Плевать на золото. Молодые поэты выступали в каких-то клубах, кинотеатрах, с открытых эстрадных площадок в парках. как-то я попал в клуб какого-то завода. Там выступал молодой, как мне сказали, гений - Игорь Холин: Обозвала его заразой, и он, как зверь, за эту фразу подбил ей сразу оба глаза. Она простила, но не сразу. Или: Пригласил ее в гости. Сказал: "Потанцуем под патефон!" Сам - дверь на замок. Она - к двери, там замок. Хотела кричать, обвиняла его в подлости. Было слышно мычанье и стон. Потом завели патефон. В "Магистрали" был свой гений примерно той же школы - Сева Некрасов . Одно из его стихотворений я читал в переводе на чешский язык и все понял. Потому что оно выглядело, как мне помнится, так: Охох! Эхэх! Ухух! Иих! Некоторые старшие поэты писали тоже загадочно. Как сочинитель частушек Виктор Боков : "Сидит снегирь, / На груди - заря. /Домой, в Сибирь / Хочу - нельзя. А вот стишок Михаила Кудинова : Пришел гость, проглотил гвоздь. По мнению академика Опарина, Незваный гость хуже татарина. Когда автор прочел этот стишок по телевидению, разразился большой скандал. Секретарь Татарского обкома партии написал жалобу в ЦК КПСС, у пропустивших в эфир эту, как тогда выражались, идеологическую диверсию были большие неприятности. Ссылки:
|