Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Щусев Алексей Викторович (1873 - 1949)

К видным зодчим, которые в начале века внесли значительный вклад в создание железнодорожной архитектоники, помимо упомянутых выше относятся Ф. О. Шехтель , С. Я. Хмелевский , А. А. Клевщинский , Ю. П. Дитрих , А. В. Щусев , И. И. Рерберг и др 274_1

См. в Википедии Щусев, Алексей Викторович

Щусев, Алексей Викторович (26 сентября [8 октября] 1873, Кишинёв — 24 мая 1949, Москва) — русский и советский архитектор.
Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно).

А. В. Щусев родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. Отец — Виктор Петрович Щусев, смотритель богоугодных заведений. Мать — в девичестве Мария Корнеевна Зозулина.
В 1891—1897 годах Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина. В 1895 году, узнав из газеты о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром.
За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда — гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора. В 1898—1899 годы Щусев посетил Тунис и ряд стран Западной Европы, побывав в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, а также в Англии, Бельгии и Франции, где в 1898 году посещал парижскую академию Жюлиана. Из рисунков этого периода была составлена отчётная выставка, получившая одобрительный отзыв И. Е. Репина.

После окончания Академии художеств Щусев поселился в Петербурге. Из самых ранних его работ надо прежде всего назвать первую строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века (в его обследовании принимал участие крупнейший специалист того времени П. П. Покрышкин; помощник — арх. Максимов В. Н.). С этого времени Щусев начал творческую борьбу с зодчими-эклектиками, которые ранее решительно «исправляли» старинные здания. Лидером этого общеевропейского направления «художественной» или «стилистической» реставрации был Э. Виолле-ле-Дюк. Среди русских его последователей были архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. В. Султанов. Щусев их устаревшим к тому времени методам противопоставил совершенно иной подход, тщательно изучив и обмерив фрагменты XII века, и максимально их сохранив. О его работе писал И. Э. Грабарь, отмечая, что она «представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их — арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине». Щусев получил в 1910 году звание академика за реставрацию этого храма.
С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Программным произведением Щусева 1900-х годов стала церковь, спроектированная по заказу П. И. Харитоненко, сахарозаводчика, мецената и коллекционера, в имении под Харьковом Натальевка трактованная как храм-музей для собранных им древнерусских икон. Щусев создал здесь одну из самых выразительных своих построек, скульптурный декор которой выполняли С. Т. Коненков и А. Т. Матвеев, а мозаичное панно над входом, видимо, Н. К. Рерих, сотрудничавший с ним же в реализации проекта Троицкого собора Почаевской лавры.

В Петербурге в 1902 году он выполнял светский заказ от графа Ю. А. Олсуфьева — переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Олсуфьев был председателем комитета по возведению храма-памятника в память о Куликовской битве и заказал зодчему его проект. Щусев создал вдохновенное произведение в неорусской версии стиля модерн. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле почти завершили к 1917 году. Отстаивая свой нетривиальный замысел — здание с асимметричным главным фасадом, Щусев едва окончательно не поссорился с Олсуфьевым, требовавшим сделать иной фасад, с однотипными по форме завершениями башен, и зодчий, задержавший строительство, все-таки сумел пойти на нежелательный для себя компромисс. Только в ходе последней реставрации храма-памятника его идея была реализована (но в весьма грубом исполнении покрытия). Иконы же, написанные специально для храма В. А. Комаровским и Д. С. Стеллецкий, бесследно пропали.

Не менее значительный проект А. В. Щусев создал по заказу представительницы царской фамилии, великой княгини Елизаветы Федоровны, происходившей из Дармштадта (тогда центра формирования европейского модерна). Влиятельная заказчица поддержала архитектурную концепцию Щусева и не мешала её реализации. Это хорошо сохранившаяся до сих пор московская Марфо-Мариинская обитель с церковью Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (1909) и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего ансамбля (1908—1912). Храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален, как и все остальные части комплекса, включая нарядные ворота с привратницкой. Декоративные рельефы здесь исполнял С. Т. Коненков по рисункам Щусева и Н. Я. Тамонькина, сотрудника его мастерской. Настенную живопись в соборе выполнил близкий друг Щусева М. В. Нестеров, которому помогал молодой П. Д. Корин.
Каждую свою постройку 1900-х — 1910-х годов Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведенные до гротеска детали декора. Менее выразительными, чем постройки в России, Щусевым были спроектированы и выстроены за её пределами: православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (проект реализовал итальянский архитектор Пьетро Агости), и храм Св. Николая со странноприимным домом в итальянском городе Бари (освящение храма состоялось 9 (22) мая 1955 г.). В 1915 году на Московском городском Братском кладбище в селе Всехсвятском был заложен храм Спаса Преображения по проекту Щусева (1918), снесенный впоследствии (1948) в ходе застройки нового района Москвы — Песчаных улиц.

Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. Он соревновался с Ф. О. Шехтелем, выполнившим весьма сходные по характеру проекты. Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Для этого он перебрался из Петербурга в Москву. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Декор вокзала, решенного в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века (нарышкинского барокко). Крытый остекленный дебаркадер вокзала, состоящий из трех цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером В. Г. Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решенного весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Е. Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930-х годов.
В 1912—1916 годы архитектор проектировал железнодорожные вокзалы в Софрине, Красноуфимске, Сергаче, Муроме.

После Октябрьской революции А. В. Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», на стадии первых эскизов не согласившись с версией далее отошедшего от этой работы И. В. Жолтовского. Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план реконструкции столицы 1935 года, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева.
Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы.
Щусевский план был резко раскритикован в 1924—1925 годах городской администрацией и только строительство мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина). Далее идею полицентрического развития Москвы развивал С. С. Шестаков в проекте «Большая Москва» — более крупномасштабном, но также фактически не принятым во внимание.
В генплане «Новая Москва» была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект, направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнодорожного узла).
Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени м. Горького. Он руководил постройкой ряда павильонов, организацией всего строительства (более двухсот различных сооружений), сам же спроектировал один из самых заметных павильонов (как реконструкция здания упраздненного завода).
В 1922—1930 годах Щусев был председателем Московского архитектурного общества.

Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина 27 января 1924 года Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.
В 1925—1926 годах А. В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А. В. Кузнецов). В 1926—1929 годы А. В. Щусев работал директором Третьяковской галереи. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов (автор проекта, сотрудник мастерской Щусева А. В. Снигарев), не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В. М. Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства».

Новаторским по архитектуре был его конкурсный проект здания Центрального телеграфа. Щусев оказал в данном случае сильную конкуренцию братьям Весниным и оставил далеко позади в отношении новаторства реализованный проект И. И. Рерберга.
В стилистике конструктивизма им (с соавторами Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым) был разработан блестящий проект здания Наркомзема (Москва, Орликов переулок, 1/11), практически полностью осуществленный. Здание построено в 1928—1933 годах. Сейчас в нём размещается Министерство сельского хозяйства.
Таковы по стилистике были им же спроектированные санаторий в Мацесте (1927—1931), здание Механического института на Большой Садовой улице в Москве (сейчас здание принадлежит Военному университету), дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

В процессе реконструкции Москвы 1930-х годов А. В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны. Самым значительным и частично осуществленным был проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, в результате частичной реализации его появился полукруглый жилой дом (Ростовская набережная, д. 5). В это время мастерская спроектировала ещё один жилой дом (дом артистов ГАБТ в Брюсовом переулке, а также жилой дом Академии наук СССР на Калужской улице (Ленинском проспекте, см. ниже список всех проектов).
Гостиница «Москва» стала одной из первых больших советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном. Однако их концепция (сначала — конструктивистское здание, а затем — отразившее переходную стилистику от конструктивизма к ар-деко, не понравилась правительственным чиновникам (или лично Сталину). Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии возведения основного каркаса. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания. Неявная асимметричность главного фасада гостиницы до сих пор дает повод для пересказа мифа о том, что Сталин якобы подписал проект ровно посередине чертежа, где были совмещены два варианта. На самом деле асимметрия реализованного здания обусловлена непредвиденными техническими проблемами, возникшими во время строительства второй очереди гостиницы. 

В 1937 году публикацией в газете «Правда» (30 августа) началась кампания против Щусева, в результате которой он был исключён из Союза советских архитекторов; мастерскую № 2 возглавил вместо него Д. Н. Чечулин. Однако ареста и ссылки, как обычно в то время, не последовало и когда Щусев вернулся к работе над гостиницей, одна башня была уже построена по старому проекту.

По проектам мастерской А. В. Щусева, где работало множество сотрудников, были построены Большой Москворецкий мост (инженер, его брат П. В. Щусев), советское посольство в Бухаресте, здание гостиницы «Интурист» в Батуми (1934 год), здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство театр оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В этих сооружениях ярко проявилось желание архитектора следовать национальным традициям, но было во многом потеряно авторское лицо, хотя, к примеру, при создании декоративных элементов в ташкентском театре Щусев использовал собственные рисунки и шаблоны, сделанные ещё в молодости, во время археологической экспедиции в Самарканде.
С 1938 года А. В. Щусев был членом Учёного совета, созданного для руководства реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, вместе в П. В. Щусевым он разработал проект вертикальной планировки Лавры.
В 1934 году было принято решение о перемещении Академии наук СССР из Ленинграда в Москву, для чего было необходимо обеспечить академические институты рабочими помещениями. Президиум Академии было размещёно в Нескучном дворце на Большой Калужской улице и в 1935 году проведён конкурс на застройку академгородка за площадью Калужской заставы. Конкурс выиграл Щусев, возглавивший специально созданную для решения этой крупномасштабной задачи мастерскую «Академпроект», которой в московском районе Черёмушек предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений.

В ходе проектирования оформилась идея строительства здания Президиума в центре этого комплекса, то есть, на значительном отдалении от центра города не была поддержана и для него было реконструировано прежнее здание на Калужской улице (Ленинском проспекте).
Из множества институтов до войны были построены только: Институт генетики (работы над ним были завершены в 1939 году), хотя были созданы также проекты зданий института Институт органической химии, Физического института, Института металлургии и Институт точной механики и вычислительной техники. Все эти проекты были осуществлены только в послевоенные годы. До войны для Академии наук был построен новый жилой дом на Большой Калужской улице, куда в 1939 году переселился и сам А. В. Щусев.
В 1940 году была начата работа над проектом здания НКВД на Лубянской площади, как реконструкция одного из доходных домов дореволюционного Страхового общества «Россия», так и не завершенная при жизни автора.
С 1945 года и до своей смерти А. В. Щусев был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (в настоящее время Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева). Значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны: Истры (1942—1943), Новгорода (1943—1945), Кишинёва (1947) и др. Одним из последних творений А. В. Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Это крупномасштабная станция, вписанная в цилиндрический тюбинг самого большого диаметра. Достроенный уже после смерти автора подземный вестибюль с мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина, был выполнен с несколько утрированным рельефом декора, что не соответствовало проекту Щусева.
Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1; надгробие — архитектор Е. Г. Розанова, скульптор С. Т. Конёнков) .

Существует мнение, что автором проекта Мавзолея Ленина в Москве был один из сотрудников мастерской Щусева архитектор Исидор Француз. По свидетельству историка архитектуры Алексея Клименко: «Это доказал искусствовед Селим Хан-Магомедов. Советская власть не хотела, чтобы публика знала о еврейском происхождении истинного автора, и творение приписали Щусеву».
А. Клименко, бывший тогда аспирантом в институте, где работал Хан-Магомедов, говорит, что тот «обнаружил чертежи, где просто выскоблена фамилия „Француз“ и сверху написано „А. Щусев“. За что он чуть не вылетел из партии и был скандал на почве национальной: что ты нам поганишь своими еврейскими фамилиями историю советской архитектуры и вообще Красную площадь».
Известен и другой случай, когда Щусева обвинили в плагиате. В 1937-ом году архитекторы Л. И. Савельев и О. А. Стапран обратились в Союз Архитекторов с жалобой на Щусева, в которой утверждали, что он присвоил себе авторство их проекта гостиницы «Москва». В результате рассмотрения этой жалобы, Щусев был выведен из состава правления Московского отделения Союза архитекторов.

Алексей Щусев преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—1918), Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1914—1917), ВХУТЕМАСе (1920—1924), Московском архитектурном институте (1948—1949) и др.

А. В. Щусев неоднократно заступался за репрессированных деятелей искусства, представляясь автором Мавзолея: в 1924 году был отпущен арестованный М. В. Нестеров, в 1928 — В. А. Комаровский, в 1948 — Н. П. Сычёв; был выпущен на свободу Ю. А. Олсуфьев. Щусев защищал В. М. Голицына (арестован в 1925 году), П. И. Нерадовского (в 1944 году после ссылки ему было разрешено жить и работать в Москве), В. Шухаева (был устроен на работу в Магаданском музыкально-драматическом театре, что спасло его от гибели), П. Барановского.

Первым зданием, которое построил Щусев в Кишинёве, стала двухэтажная дача Карчевского, расположенная в Долине Чар (ныне улица Керченская), а позже дом Драгоева по улице Пушкина угол Кузнечной (ныне Бернардацци). В 1912 году Щусев построил церковь в имении помещика Богдана (село Кухурешты).
Щусев участвовал в разработке генеральной схемы реконструкции Кишинёва в 1945—1947 годах. По проекту Щусева был построен памятник Ленину. Он был установлен 11 октября 1949 года на Центральной площади перед зданием Дома правительства (сейчас Площадь Великого Национального Собрания). В 1991 году памятник был демонтирован и в настоящее время находится на территории свободной экономической зоны «Молдэкспо». Щусев предложил также проект моста через полноводную в то время реку Бык. Построенный мост был гораздо меньше первоначально планируемых размеров. Многие проекты были разработаны при активных консультациях Щусева: железнодорожный вокзал, магазин «Детский мир», гостиница «Кишинёв» и др.
В Кишинёве в доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей, в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы.

Награды и премии 
Сталинская премия первой степени (1941) — за архитектурный проект здания Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси (1938)
Сталинская премия второй степени (1946) — за внутреннее оформление Мавзолея В. И. Ленина
Сталинская премия первой степени (1948) — за архитектурный проект здания Театра имени А. Навои в Ташкенте
Сталинская премия второй степени (1952 — посмертно) — за архитектурный проект станции «Комсомольская — кольцевая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича
орден Ленина (06.09.1947)
два ордена Трудового Красного Знамени (в том числе 10.06.1945)
медали
заслуженный архитектор СССР (1930)

Проекты
Серафимо-Знаменский скит в деревне Битягово, Домодедовского р-на, Московской обл.
Иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, конец XIX века
Реконструкция церкви Василия (XII в.) в Овруче, 1904—1905 гг.
Женское коммерческое училище Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904—1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с П. А. Заруцким, А. У. Зеленко,С. У. Соловьёвым, Н. А. Шевяковым
Марфо-Мариинская обитель, с 1907 г.по 1912
Троицкий собор в Почаевской лавре, 1906—1912 гг.
Часовня Св. Анастасии у Ольгинского моста, Псков, 1911 г; интерьер расписан фресками по эскизам Н. К. Рериха
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, с 1911 г.по 1917
Церковь в имении помещика Богдана (село Кугурешты, Молдавия), 1912 г.
Храм и парадный въезд в имении Павла Ивановича Харитоненко в Натальевке (Харьковская область, Украина)
Православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, 1913 г.
Церковь Николая Чудотворца в Бари 1913 г. Строительство храма было завершено только после окончания Первой мировой войны.
Комплекс зданий Казанского вокзала, 1913 г. (строительство завершено в 1928—1930 г.)
Коммерческий институт на улице Зацепа, сейчас одно из зданий РЭА имени Плеханова, 1914 г.
Часовня у Романовского моста через Волгу, 1915 г., (с. Нижние Вязовые, Татарстан)
Храм Спаса Преображения на Братском кладбище, 1915—1918 гг. Снесён.
План реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918—1923 гг. (с группой соавторов)
Павильон-пропилеи (1923, Москва, Советская площадь), снесён;
Павильон Кустарной промышленности на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промушленной выставке (реконструкция корпуса завода Бромлея), совместно с И. С. Николаевым (1923, Москва, у Крымского моста), перестроен;
Клуб имени Октябрьской революции, при участии инженера Г. Г. Карлсена (1925—1928, Москва, на Казанском вокзале), нынеЦентральный дом культуры железнодорожников;
Мавзолей Ленина, 1924— деревянный, 2 варианта; 1927—1930 гг. — каменный;
Два боковых крыла здания Госбанка Неглинной улице, 1927—1929 гг. (совместно с Жолтовским)Эти сведения не подтверждены.
Здание Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 1928—1933 гг. Соавторы: Д. Д. Булгаков, И. А. Француз, Г. К. Яковлев.
Гостиница Москва, 1930-е годы. Основные авторы О. А. Стапран и Л. И. Савельев.
Гостинично-санаторное здание в Мацесте, 1930-е годы.
Здание Механического института (сейчас Военный университет) на Большой Садовой улице, 1929—1934 гг.
Жилые дома в Брюсовом переулке: артистов МХАТ № 17 в 1928 г., артистов Большого театра № 7 в 1935 г.
План реконструкции улицы Охотный ряд, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади, 1934 г. Работа огромного коллектива, а не Щусева. Возможно, его идеей была передвижка исторических зданий вместо их сноса.
Перепланировка Ленинградского шоссе (сейчас Ленинградский проспект), 1933—1934 гг. Работа коллектива без какой-либо явной роли Щусева.
Частично осуществлённый проект застройки Смоленской и Ростовской набережных, 1934—1935 гг. Осуществлены дом на углу Смоленской набережной и современного Нового Арбата и жилой дом на Ростовской набережной.
Большой Москворецкий мост, 1935—1937 гг. Инженер П. В. Щусев
Филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси, 1938 г. Снесено.
Жилой дом № 13 для сотрудников Академии Наук СССР на Большой Калужской улице, 1938—1939 гг.
Здание института генетики, 1938—1939 гг.
Планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, конец 1930-х годов
Реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, конец 1930-х годов
Здание НКВД на Лубянской площади, 1940—1947 гг.
Комплекс однотипных зданий научно-исследовательских институтов Академии наук за Калужской заставой (институт органической химии, физический институт, институт металлургии, институт точной механики и вычислительной техники), проект конца 1930-х годов, строительство завершено в 1951 г.
Реконструкция здания президиума Академии наук СССР с участием инженера В. Г. Шухова (остекленное покрытие зала заседаний). конец 1930-х годов.
Здание Академии наук Казахской ССР Алма-Ата. 1948—1953 гг.
Проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны (Истра, Великий Новгород, Туапсе, Кишинёв)
Станция метро Комсомольская-кольцевая, конец 1940-х годов, достроена после смерти Щусева сотрудниками его мастерской. Подземный вестибюль украшен мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина


Статьи А. В. Щусева в печати
«Площади правого берега Москва-реки». Архитектура СССР. 1939 г. № 4. Стр. 40, 41.
«Забота о человеке». Архитектура СССР. 1939 г. № 12. Стр. 9, 10.
«Национальная форма в архитектуре». Архитектура СССР. 1940 г. № 12. Стр. 53—57.

Ссылки:

  • Отдел А (Арцимович) получает новые магниты и строит новое здание
  • Шухаев Василий Иванович и Шухаева Вера Федоровна
  • ЗДАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»