П Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и
трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в
знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев.
Жизненная стезя была предопределена. Однако талант
требовал
развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г.
становится
помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви
Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым,
понимавшим
искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" -
с
творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его
подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю
жизнь
служению искусству, достичь высот мастерства, стать
продолжателем великих традиций русской живописи.
В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но,
неудовлетворенный своими первыми самостоятельными
работами,
осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь
к
намеченной цели. В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в
стране
и в искусстве, Корин словно несет добровольное
послушание:
много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден,
что
новые и новейшие художественные течения не расширяют, а
резко
сужают возможности художника, не дают ему в руки
достаточных
пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.
В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов,
обретает
свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В
Москву на его похороны собирается вся православная
Россия.
Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный
русский
человек, Павел Корин осознает себя художником этой
России,
казалось бы обреченной, но продолжающеи жить, уверенной
в
своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный
ход
во время похорон патриарха.
Вскоре началась работа над подготовительными
этюдами
к картине, которую Корин назвал "Реквием". Одновременно
художник создает первую крупную работу - панорамный
пейзаж
"Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин
словно
прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения
грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в
верности
великой национальной традиции, своим постоянным учителям
- А.
А. Иванову и М. В. Нестерову.
Работа над этюдами к большой картине заняла
десять
лет. Последний портрет - митрополита Сергия, будущего
патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для
искусства XX в. пластической мощью этюды вместе
составляют
уникальную портретную серию. Православная Русь - от
нищего до
высших церковных иерархов - предстает перед зрителем.
Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего
духовного огня, но при этом каждый обладает
индивидуальным
характером.
В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает
М.
Горький. От него картина получила новое название - "Русь
уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и
"прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря
Горькому,
братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они
изучают
работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и
известный портрет Горького (1932). В это время
окончательно
складывается живописный стиль Корина: мощная
пластическая
лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и
одновременно
насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых
акцентов, живопись плотная, многослойная, с
использованием
лессировок (Корин - блестящий знаток техники живописи).
После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства
жизни
художника резко изменились, он фактически был вынужден
прекратить работу над картиной. Уже подготовленный
огромный
холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-37)
показывает,
что "Русь уходящая" могла стать самым значительным
произведением русской живописи после 1917 г., исполненным
мощи
и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой.
В
центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий,
современником
которых был Корин. Перед ними митрополит в красном
пасхальном
облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни).
Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной
рукой
вздымает вверх кадило жестом, означающим начало
литургии:
"Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к
патриархам,
как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это
Церковь,
"уходящая" в вечность.
По сути, те же качества духовного
подвижничества
подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и
науки,
заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди
портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В.
И.
Качалов, Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после
войны к
ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т. Конёнкова,
Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо. При всем
мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи
есть
ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается
и
кристаллизуется, уходит непосредственность, картины
словно
закованы в броню гладких, плотных мазков. Это
естественно. И
сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим
натиск
враждебных сил.
В годы Великой Отечественной войны художник
обращается к исторической теме, работать над которой он
продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не
просто родной земли, но духовных идеалов России -
привлекают
Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура
знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором
живут
черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев
итальянского Возрождения.
Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как
собиратель
обреченных на гибель произведений древнерусского
искусства.
Как выдающийся реставратор, которому человечество
обязано
спасением многих великих произведений, в том числе
шедевров
Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник
культурных памятников России. Но одержать главную победу
-
завершить труд, к которому он сознавал себя призванным,
-
Корину не удалось.