|
|||
|
Ту-22М, дальний бомбардировщик следующего поколения самолет
Самолет Ту-22М появился в послехрущевский период , когда руководство страны осознало, что с карты планеты локальные военные конфликты никуда не ушли, они остаются, не перерастая в ядерную войну. Он создавался как самолет-ракетоносец и основная система его вооружения разрабатывалась в КБ-1 (теперь "Алмаз") . Главным конструктором радиолокационной станции был Виталий Михайлович Шабанов , который в последующем стал заместителем министра обороны, а крылатую ракету Х-22 для этого самолета разработал коллектив Александра Яковлевича Березняка . В основном система ракетного вооружения была разработана еще для самолета Ту-22К , предтечи Ту-22М. Головка самонаведения тоже создавалась в КБ-1 . Это конструкторское бюро было очень замкнутой организацией, не терпевшей никаких коопераций. Считалось, что оно самодостаточно, поскольку выстроено по схеме вертикальной интеграции всех служб и все необходимые разработки, связанные с системами управления, полностью замыкаются в недрах этого КБ. Поэтому на этапе формирования системы ракетного вооружения самолета Ту-22М какого-то широкого участия нашего института не требовалось и нас к этой работе не привлекали. Такое положение дел закреплялось и жесткими режимными ограничениями, которыми окружило себя КБ-1; это наследие бериевских времен держалось здесь весьма устойчиво. Ту-22М был одним из первых самолетов с переменной геометрией крыла , поскольку в качестве основного режима его применения были выбраны предельно малые высоты , где он мог максимально продуктивно использовать рельеф местности и прижиматься к земле. А над океаническими театрами военных действий он должен был подниматься на высоту 10-15 км и на маршевых бросках достигать скорости в два "маха" . Подобная концепция резкой смены скорости и высотности была основной при создании сверхзвуковых бомбардировщиков в период с начала 50-х до середины 60-х годов. Тогда мы в этой области занимали лишь оборонительную позицию по отношению к США и не строили специально стратегическую дальнюю авиацию. Мы пошли по пути развертывания межконтинентальных баллистических ракет - это была ракетно-ядерная доктрина Хрущева . А свою авиацию развивали лишь для выполнения задач перехвата возможных налетов авиации США, уже имевшей на вооружении самолет-гигант В-52 , о котором я уже говорил выше. Это дозвуковая машина, способная нести очень большое количество вооружения. Ее бортовое оборудование многократно обновлялось, модернизировались другие системы, что позволило В-52 перейти в разряд долгожителей неба. Это самолет средних высот и трансзвуковых скоростей. Потом американцы предприняли попытку создать скоростной бомбардировщик В-58 "Хастлер" . Он мог развивать скорость около двух "махов" и забираться на большие для 50-х годов высоты - 15-18 км . Но развитие зенитных ракет и ПВО Советского Союза легко закрывало эту брешь, и в США спроектировали еще более скоростную и высотную машину - В-70 "Валькирия" , которая и была вскоре построена. Ссылки:
|