Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Симонов Михаил Петрович прошел извилистый путь от конструктора до замминистра и обратно

Он пришел в это ОКБ Сухого после того, как довольно долго проработал с Р. А. Бартини . А перед тем, по-моему, он возглавлял в Казани КБ спортивнойавиации . Не знаю, что там произошло, но его сняли с работы, и П. В. Дементьев , чтобы убрать Симонова от гневных взоров секретарей местного обкома партии, подключил его к работам, которые вел Бартини. Тот был неким конструктором-одиночкой, которого Петр Васильевич хорошо знал еще по совместной работе на 30-м заводе , где до войны Бартини закладывал свои знаменитые самолеты "Сталь-1" , Сталь-2 и другие. Поэтому они были в приятельских отношениях. В 1938 году Бартини был репрессирован , работал в "шарашке" ЦКБ-29 , а когда вышел из заключения, уже пожилым человеком, но сохранившим творческий потенциал, он стал заниматься гидросамолетами в ОКБ Бериева .

Само конструкторское бюро базировалось в Таганроге , но Бартини работал в Москве. К нему и перевели М. П. Симонова. Видимо, школа Бартини многое дала Михаилу Петровичу. Он и в дальнейшем сохранил любовь и оригинальные подходы к конструкторским компоновочным вопросам, которые блестяще решал в последующей своей деятельности. В какой-то момент, когда Бартини почувствовал, что стареет и пора уходить на покой, он позвонил П. О. Сухому, сказал, что у него в КБ есть молодой способный конструктор Симонов и предложил: "Возьми его к себе, из него выйдет толк".

И Павел Осипович взял в свое ОКБ Симонова и подключил его к работам по Су-24 в качестве ведущего инженера одной из этих машин на летных испытаниях.

Суть этих испытаний заключалась в том, что одновременно испытывали несколько опытных машин, каждая из которых выполняла свою программу. Для Симонова эта работа стала еще одной хорошей школой: вначале была школа спортивной авиации, где требуется высокая культура аэродинамики, потом - общение с легендарным Бартини, и вот теперь - Су-24 и отработка боевых режимов ударного самолета. Поэтому Симонов в короткий срок накопил значительный конструкторский потенциал, который вскоре был востребован в несколько неожиданной ситуации.

Министром авиационной промышленности после В. А. Казакова , который в свое время заменил покойного П. В. Дементьева , назначили Ивана Степановича Силаева . Вскоре от инфаркта умирает один из его заместителей - А. В. Минаев , и на эту должность назначается М. П. Симонов, поскольку Силаев хорошо его знал и доверял ему - они однокашники, вместе учились в Казанском авиационном институте .

Но Симонов, по моему глубокому убеждению, был и остается в первую очередь Конструктором с большой буквы. См. Авиаконструкторы по Федосову

Симонов, на мой взгляд, сложился, как ярко выраженный авторитарный конструктор, умеющий "пробивать" свои идеи. Поэтому став на пост заместителя министра и почувствовав вкус власти, он стал вести себя даже не как генеральный конструктор, а как генералиссимус авиационной промышленности, в то время, как все должно быть наоборот.

Замминистра - это скорее именно либерал, умеющий руководить огромным "оркестром" конструкторов и директоров, но ни в коем случае не лидер, который стремится стать "первой скрипкой". Симонов же как раз и захотел быть "первой скрипкой", и очень скоро "вошел в клинч" со многими руководителями авиационных КБ и НИИ. Дело дошло до того, что одному из наших ведущих генеральных конструкторов, разрабатывающих тяжелый четырехдвигательный самолет, Симонов попытался навязать идею пятого двигателя. В кабинете у Михаила Петровича стоял кульман и он на нем рисовал самолеты - конструкторская жилка брала свое, в то время как рутинная работа некоего "дядьки", опекающего авиапром, ему была явно не по нраву. Творческие порывы его захлестывали. И получилось так, что практически все ведущие конструкторы страны заняли по отношению к нему негативную позицию - кто-то об этом заявлял открыто, кто-то осуждал его деятельность молча. В это время ушел из жизни П. О. Сухой , и исполняющим обязанности генерального конструктора в этом ОКБ назначили Евгения Алексеевича Иванова . Он был главным инженером и по сути дела руководителем предприятия, потому что в последние годы жизни П. О. Сухой болел, ему создавали щадящие условия работы, и всю "текучку" пришлось тащить на своих плечах Иванову. Он пользовался хорошим заслуженным авторитетом в коллективе, но тоже был уже в годах, да и по характеру прошлой работы не мог бы претендовать на должность генерального, к которой, похоже, и не стремился. В общем, в этом КБ сложилась такая же кризисная ситуация, как и в коллективе, которым руководил А. С. Яковлев . Е. А. Иванову пришлось доводить в роли и.о. генерального конструктора самолеты Су-24М и Су-25 , при нем же закладывался и Су-27 , но по этому самолету работу вел Н. С. Черняков . И самолет в первом варианте появился в конструкции Н. С. Чернякова.

Когда Симонов стал заместителем министра, он, естественно, тоже стал опираться в своей деятельности на наш институт, но не захотел работать лично со мной . А началось вот с чего. В это время начальником первого отделения нашего института, которое занималось общими концептуальными исследованиями в области авиации, был Александр Сергеевич Исаев , впоследствии ставший директором Института экономики МАП . И он начал работать с Симоновым, проигрывая за моей спиной всякие его прожекты на наших операционных моделях. Исаеву, как человеку, на мой взгляд, конъюнктурному, захотелось, видимо, "подыграть" заместителю министра в его устремлениях. Я на эти игры смотрел совершенно спокойно, никакой ревности к этому процессу не испытывал, поскольку тоже отношу себя к либералам. Вообще, директор НИИ не может быть авторитарным лицом, потому что институт - это не КБ. В конструкторском бюро всегда есть некая конкретная техническая идея, для воплощения которой в жизнь порой надо проявлять некую административную жесткость. В институте же, как говорится, все цветы должны цвести: вестись научный поиск, сталкиваться различные мнения, проводиться эксперименты и т.д. Поэтому я спокойно относился к деятельности Исаева, пока не столкнулся с одним неприятным фактом. Я увлекался большим теннисом, и лет 15 мы играли по утрам вместе с И.С. Силаевым на стадионе "Чайка". Начинали мы учиться играть в теннис одновременно, когда он еще не был министром, и продолжали этим заниматься и после его вступления в эту должность. И вдруг однажды после игры он говорит мне:

- Ты знаешь, мне Симонов показал один расчет боевой операции: как применить Су-24 в налетах на Тель-Авив . Это было время к о нфликта Израиля с Сирией в долине Бекаа.

- Как на Тель-Авив?- удивился я.- Это же черт знает к каким последствиям может привести. Су-24 в страны ближневосточного региона мы не поставляли, а Симонову, видимо, очень захотелось исправить эту "ошибку" советского руководства. Поэтому он придумал вместе с Исаевым гипотетическую боевую операцию, которая с чисто расчетной точки зрения была правильной - по этим расчетам можно было бы совершить налет Су-24 на Тель-Авив. Но там же складывалась настолько сложная международная обстановка, что не дай Бог, чтобы хоть одна бомба упала вблизи Тель- Авива, Каира или Дамаска - это могло привести к крупномасштабному военному конфликту, который неизвестно куда заведет все человечество. Я был в 1972 году в Египте и знал, как хирургически точно велись военные действия, направленные, по сути, только на получение каких-нибудь политических выгод для конфликтующих сторон. О победе одной из них не могло быть и речи. А тут вдруг оказалось, что планируется крупномасштабный военный конфликт в столь взрывоопасном регионе, и И. С. Силаев собирается идти с подобным "проектом" к Д. Ф. Устинову . Я решил предостеречь Силаева:

- Иван Степанович, вы нарветесь на большие неприятности. Вы - министр авиационной промышленности, и вас непременно спросят, чего это вы полезли в какие-то военно-политические игры? Силаев - умный человек, которому мои доводы были достаточны, и он на корню задушил инициативу Симонова. Я убежден, что Михаил Петрович , конечно же, не столько думал, как победить Израиль, сколько стремился наладить продажу Су-24 ближневосточным покупателям оружия. Но Силаев, видимо, рассказал о моем предостережении, и Симонов на меня обозлился.

Ссылки:

  • Генеральные конструкторы самолетов второго поколения
  • Як-41 сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки
  • СЛОЖНЫЙ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ Су-27
  • Симонова перевели "генеральным" в КБ Сухого и он "сотворил" МИГ-29
  • 1980-х годов конец
  • Работа ГосНИИАС с французами над самолетом МиГ-АТ
  • Су-30 многофункциональный самолет, истребитель
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»