Советское правительство предоставило немецкой
фирме "Юнкерс"
пустовавшие в лесном массиве Филей корпуса
Русско-Балтийского завода
. Немцы начали строительство цельнометаллических военных самолетов. На
территории самой Германии производство военных самолетов по
Версальскому мирному договору
было запрещено.
За три года под руководством немецких инженеров и с помощью
немецких рабочих-металлистов была создана технологическая оснастка,
построено 170 Ю-20 и Ю-21, хотя по планам намечалось выпускать по 300 машин
в год.
Между тем к началу 1925 года на предприятии трудилось 1000 человек – пятая
часть персонала всей авиапромышленности СССР. На оплату их работы уходила
треть всех ассигнований на авиапромышленность. Но выпуск своих двигателей
был отложен на неопределенный срок, и для производимых самолетов моторы
закупали в Европе.
Наряду с острыми финансовыми проблемами в дело вмешалась большая политика.
Французы не хотели содействовать развитию немецкого авиастроения не только
в самой Германии, но и в других странах, а Юнкерс уже имел заводы в Швеции
и Турции. Поэтому Франция прекратила поставку основного самолетного металла
– дюралюминия.
А тут еще поползли слухи, что среди иностранцев полным-полно шпионов, они
добиваются свержения советской власти и мешают созданию в СССР собственной
промышленности. Моральная атмосфера вокруг завода в Филях была
неблагоприятной. В 1925 году Юнкерс вышел из концессии, мотивируя
отсутствием металла для самолетов.
Между тем филевское предприятие превратилось вскоре в один из ведущих
советских авиазаводов с самой совершенной технологией. А ныне здесь
функционирует
Государственный космический научно-производственный
центр имени Хруничева.