Николай Ильич Камов (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября
1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка»,
доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972).
Лауреат Государственной премии СССР (1972).
Н. И. Камов родился 1 (14) сентября 1902 год в городе Иркутске. Его отец
Илья Михайлович преподавал словесность, а Николая привлекли точные науки
(химия, биология) и техника. Он с золотой медалью окончил коммерческое
училище, уже во время учёбы начав интересоваться авиацией, часто посещал
демонстрационные полёты известных в то время пилотов.
В 1918 году он вторым по баллам был зачислен в Томский технологический институт, став его
самым юным студентом (ему не было ещё и 16 лет).
С 1918 по 1923 годы он учился на механическом факультете и сидел за одной
партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции,
отличившимся в битве за Верден,
Х. Н. Славороссовым. Вероятно,
Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению.
В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за
травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолеты. Он
изучил книги по авиации, какие возможно было достать, экспериментировал с
винтами, стал активным участником авиакружка. Институт он окончил с
отличием, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и
инженер: его имя занесено на мраморную доску.
После окончания института в 1923 г. инженер-механик Камов поехал в Москву и
поступил рабочим на концессионный
завод Юнкерса ИВА. Он изучал
технологию производства, а по вечерам штудировал аэродинамику. Однажды, не
выдержав грубости мастера-немца, он ответил ему по-немецки и был
уволен.
В 1924 году Камов поступил в центральные
аэропланные мастерские "Добролёта", которые занимались ремонтом в
основном немецких машин. С группой помощников молодой инженер по своей
инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило
отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных
специалистов.
Исследуя конструкцию немецкого самолета, Камов усовершенствовал его крыло,
при ремонте увеличив посадочные щитки для сокращения пробега
В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Д.П.
Григоровича, занимавшееся опытным морским судостроением. Там он принял
участие в разработке самолета МРЗ-бис, а в свободное время разрабатывал
автожир собственной конструкции. Когда Григоровича сменил приглашённый из
Франции
Поль Ришар, Камов становится ведущим
конструктором и начальником бригады его КБ (в 1928 г.).
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов
создал первый советский автожир
КАСКР-1 «Красный инженер».
25 сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В.Михеев
впервые оторвал машину от земли и стал первым вертолётчиком.
В 1930-1931 гг. Николай Ильич был ведущим инженером по производству
цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ в ОКБ по
морскому самолетостроению.
В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады
ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была
выполнять функции разведки и
корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.
В 1938 году один из автожиров типа А-7
за 5 дней оборудовали и отправили для спасения экспедиции Папанина на
станцию "Северный полюс-1".
21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по
производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором,
М.Л. Миль - заместителем директора.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению,
позднее ОКБ им. Н. И. Камова. Камов и Скржинский предложили само слово
«вертолёт».
Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953),
Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22
(1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.
Н. И. Камов умер 24 ноября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем
кладбище (участок № 7).
Награды
Герой Социалистического Труда (1972)
Два ордена Ленина (1962, 1972)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1957, 1971), медалями.
Государственная премия СССР (1972).