Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Камов Николай Ильич (1902-1973)

Конструктор вертолетов 

См. в Википедии Николай Ильич Камов

Николай Ильич Камов  (1 [14] сентября 1902, Иркутск — 24 ноября 1973, Москва) — советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972).


Н. И. Камов родился 1 (14) сентября 1902 год в городе Иркутске. Его отец Илья Михайлович преподавал словесность, а Николая привлекли точные науки (химия, биология) и техника. Он с золотой медалью окончил коммерческое училище, уже во время учёбы начав интересоваться авиацией, часто посещал демонстрационные полёты известных в то время пилотов.
В 1918 году он вторым по баллам был зачислен в Томский технологический институт, став его самым юным студентом (ему не было ещё и 16 лет).
С 1918 по 1923 годы он учился на механическом факультете и сидел за одной партой с известным в то время русским лётчиком, Героем Франции, отличившимся в битве за Верден, Х. Н. Славороссовым. Вероятно, Славороссов и заразил Камова любовью к авиации и авиастроению.
В 1920 году юноша пытался поступить в авиаотряд, но не был принят из-за травмы руки, полученной при рождении. Николай решил строить самолеты. Он изучил книги по авиации, какие возможно было достать, экспериментировал с винтами, стал активным участником авиакружка. Институт он окончил с отличием, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер: его имя занесено на мраморную доску.
После окончания института в 1923 г. инженер-механик Камов поехал в Москву и поступил рабочим на концессионный завод Юнкерса ИВА. Он изучал технологию производства, а по вечерам штудировал аэродинамику. Однажды, не выдержав грубости мастера-немца, он ответил ему по-немецки и был уволен.
В 1924 году Камов поступил в центральные аэропланные мастерские "Добролёта", которые занимались ремонтом в основном немецких машин. С группой помощников молодой инженер по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.
Исследуя конструкцию немецкого самолета, Камов усовершенствовал его крыло, при ремонте увеличив посадочные щитки для сокращения пробега
В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Д.П. Григоровича, занимавшееся опытным морским судостроением. Там он принял участие в разработке самолета МРЗ-бис, а в свободное время разрабатывал автожир собственной конструкции. Когда Григоровича сменил приглашённый из Франции Поль Ришар, Камов становится ведущим конструктором и начальником бригады его КБ (в 1928 г.).
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер».

 25 сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В.Михеев впервые оторвал машину от земли и стал первым вертолётчиком.
В 1930-1931 гг. Николай Ильич был ведущим инженером по производству цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ в ОКБ по морскому самолетостроению.
В октябре 1931 года Камова назначили начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.
В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для спасения экспедиции Папанина на станцию "Северный полюс-1".
21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором, М.Л. Миль - заместителем директора.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова. Камов и Скржинский предложили само слово «вертолёт».
Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.
Н. И. Камов умер 24 ноября 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).


Награды
Герой Социалистического Труда (1972)
Два ордена Ленина (1962, 1972)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1957, 1971), медалями.
Государственная премия СССР (1972).

Ссылки:
1. Вертолеты в России: введение
2. Генеральные конструкторы самолетов второго поколения
3. Миль Михаил Леонтьевич
4. Создание боевого вертолета второго поколения
5. ТВОРЦЫ ГРОЗНЫХ МАШИН (АВИАКОНСТРУКТОРЫ)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»