Гуго Юнкерс (Hugo Junkers) (3.2.1859, Рейдт, - 3.2.1935, Гаутинг), немецкий
авиаконструктор и промышленник. Учился в высших технических училищах
Бармена, Берлина, Карлсруэ и Ахена (окончил в 1883 году), специализируясь
по теплотехнике. В 1895 году основал в Дессау свой завод газовой
аппаратуры, на базе которого создал фирму "Юнкерс" (1917). В 1897-1912
годах профессор Высшего технического училища в Ахене. С 1910 года начал
заниматься авиацией, получив патент на самолет - летающее крыло; в 1912
году построил аэродинамическую трубу. В 1915-1916 годах выпустил первые в
мире металлические самолеты со свободнонесущими крыльями: стальной моноплан
Ю-1, дюралевые бронированный биплан-штурмовик Ю-4 и истребитель Ю-9. В 1919
году Юнкерс совместно с О. Ройтером создал первый цельнодюралевый
пассажирский 6-местный низкоплан Ю-13 (Ф-13), получивший широкое применение
во многих странах, в том числе в СССР. В дальнейшем фирма "Юнкерс" строила
спортивные и транспортные самолеты (С-38, Ю-90 и др.), с 1929 года - также
дизельные авиадвигатели. В начале 1930-х годов фирма "Юнкерс" перешла под
контроль государства и выпускала в основном военные самолеты (например,
Ю-86, Ю-87,
Ю-88) и двигатели. После Второй
мировой войны 1939-1945 годов военный комплекс Гуго Юнкерса был
ликвидирован, а уцелевшие предприятия присоединили к концерну
"Мессершмитт-Бельков-Блом".
С. Я. Макаров.
Хуго Юнкерс не разрабатывал бомбардировщики для Гитлера
«Юнкерсы» летят!» Все старшее поколение россиян, а также французов,
поляков, англичан хорошо помнят эти слова. В сознании миллионов они
сохранились как один из страшных символов Второй мировой войны. На самом
деле к созданию бомбардировщиков для люфтваффе профессор Хуго Юнкерс
никакого отношения не имел. Он, убежденный противник нацизма, после прихода
Гитлера к власти находился под домашним арестом и не мог посещать свои
предприятия.
СОЗДАТЕЛЬ КАЛОРИМЕТРА И ГАЗОВОЙ КОЛОНКИ
Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в городе Рейдт (Северный
Рейн-Вестфалия) в семье текстильного фабриканта. В 1878 году он поступил в
Берлинский университет, но в уже 1881-м переехал в Аахен, где получил
диплом инженера-механика в Техническом университете. В конце учебы совмещал
занятия с работой на фабрике отца, а затем и в Аахене, и в Берлине
дополнительно штудировал электротехнику, термодинамику и экономику, став
широко образованным специалистом.
В ноябре 1888 года берлинский профессор Слаби порекомендовал молодого
инженера в Германскую континентальную газовую компанию, начавшую разработку
газовых двигателей. В 1890 году Хуго и его старший коллега Оксельхаузер
основали свою лабораторию в Дессау, которую Юнкерс возглавил в 1893-м после
успешного испытания крупного газового двигателя с противоположно
движущимися поршнями. Чуть раньше он создал независимое от лаборатории
конструкторское бюро, чтобы самому запатентовать свое первое изобретение –
калориметр.
Горючий газ в Германии в те годы получали газификацией угля, который был и
до сих пор остается основным собственным энергоресурсом ФРГ. Продуктами
газификации являются четыре разных газа, два горючих и два негорючих. От их
соотношения сильно зависит теплота сгорания, то есть ценность получаемого
газа. Юнкерс сконструировал простейшее устройство – испытуемый газ в смеси
с воздухом горел в трубке, охлаждаемой потоком воды, которая соответственно
нагревалась. Точно измеряя нагрев воды (десятки градусов), ее расход и
расход газа можно было определить теплоту сгорания. Прибор получил широкое
распространение в мире, а автор – премию на международной выставке.
Юнкерс понял, каким удобством в быту является кран с горячей водой и в
кухне, и в ванной. Он получил патент и наладил в Дессау производство
колонок для нагрева газом проточной воды с баком-аккумулятором. Вода в баке
остывает сравнительно медленно, поэтому небольшой, но постоянный расход
газа позволяет выравнять неравномерность потребления горячей воды.
В начале даже своего здания для производства этого изобретения не было, но
когда продали первую большую партию колонок в Вену, то смогли купить
участок земли и построить завод. Компания «Юнкерс», выпускающая газовые
колонки, тепловые насосы и кондиционеры, успешно работает и ныне, сохраняя
высокую доходность. Она была важным источником средств многочисленных
последующих разработок Хуго.
В сентябре 1898 года Юнкерс стал профессором лаборатории технической
механики в Университете Аахена. В этом же году он женился на Терезе
Бенхольд. Брак был счастливым, у них родилось 12 детей.
Семья жила в старинном замке Франкенберг XIII века. Старшие сыновья Клаус и
Вернер работали в консорциуме отца, а брат Хуго ведал маркетингом.
Консорциум занимался созданием газовых колонок и газовых поршневых
двигателей как стационарных, так и судовых. Юнкерс был обладателем всех
патентов и фактическим хозяином предприятий.
Для своих экспериментов он построил во дворе замка Франкенберг
аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью диаметром около метра.
Вентилятор трубы вращалcя электромотором, питаемым от городской сети. Она
была слабая, и при включении вентилятора в окрестных домах снижалось
напряжение, происходили отключения. После жалоб соседей в адрес бургомистра
Юнкерс установил свой газовый двигатель с электрогенератором и отключился
от общей сети. Этот пример увеличил спрос на поршневые двигатели
консорциума Юнкерса. В наше время стал популярным термин
«децентрализованное электроснабжение», но фактическим его автором был
Юнкерс.
САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬ
В 1906 году профессор Рейснер просил Юнкерса помочь сконструировать
самолет, а в 1908-м оба приняли смелое решение построить свою крылатую
машину из металла. Никто и нигде в мире об этом еще не задумывался. После
первого успеха братьев Райт (1903 год) все аэропланы были похожи на
летающие этажерки, имея деревянный каркас, обтянутый полотном.
А вот самолет Рейснера и Юнкерса имел крылья из тонких листов стали и
фюзеляж из стальной сетки. Машина взлетела в 1912 году. Тогда же Юнкерс
запатентовал схему самолета, которая была мечтой всех последующих
авиаконструкторов – летающее крыло (бесхвостка). Он показал, что
металлическое крыло крупного самолета может быть достаточно вместительным и
для пассажирского салона, и для горючего в баках, но для продольной
устойчивости должно быть несколько стреловидным. Тогда еще никто не думал о
полетах с околозвуковыми и тем более сверхзвуковыми скоростями.
В 1913 году Юнкерс построил в университетской лаборатории свою вторую
аэродинамическую трубу, теперь с закрытой рабочей частью, гораздо более
мощную, чем его первая, домашняя, и проводил эксперименты с продувками
моделей самолетов.
Когда началась Первая мировая война, Юнкерс вернулся в Дессау и продолжил
разработку металлических самолетов и поршневых двигателей для них на жидком
топливе. Так он стал первым и единственным авиаконструктором в мире,
создававшим и самолеты, и моторы.
Металлический военный самолет в 1915 году продемонстрировали в полете
кайзеру Вильгельму. Зная, как горят «летающие этажерки», император спросил
Юнкерса: «Есть ли в вашем самолете что-либо, что может гореть?» Хуго
ответил: «Да, ваше величество, это бензин».
Нужен был серийный выпуск военных самолетов, но Юнкерс обладал только
опытом массового производства газовых колонок. Ему предложили объединиться
с голландским конструктором
Антоном Фоккером, так возникла фирма
Юнкерс–Фоккер в Дессау, серийно строившая самолет Ю-4 в 1917–1918 годах.
Одновременно Хуго организовал свою летную школу и школу фоторазведки.
СОТРУДНИЧЕСТВО С СОВЕТАМИ
Большевикам, захватившим власть в России, нужно было современное
вооружение, особенно авиация, и они предложили в 1922 году Юнкерсу
развернуть выпуск современных самолетов близ Москвы, в Филях, в парке на
берегу реки. Для концессии Юнкерсу был выделен захудалый
автозавод Руссо-Балт. За три года
под руководством немецких инженеров и с помощью немецких
рабочих-металлистов была создана технологическая оснастка, построено 170
Ю-20 и Ю-21, хотя по планам намечалось выпускать по 300 машин в год.
Между тем к началу 1925 года на предприятии трудилось 1000 человек – пятая
часть персонала всей авиапромышленности СССР. На оплату их работы уходила
треть всех ассигнований на авиапромышленность. Но выпуск своих двигателей
был отложен на неопределенный срок, и для производимых самолетов моторы
закупали в Европе.
Наряду с острыми финансовыми проблемами в дело вмешалась большая политика.
Французы не хотели содействовать развитию немецкого авиастроения не только
в самой Германии, но и в других странах, а Юнкерс уже имел заводы в Швеции
и Турции. Поэтому Франция прекратила поставку основного самолетного металла
– дюралюминия.
А тут еще поползли слухи, что среди иностранцев полным-полно шпионов, они
добиваются свержения советской власти и мешают созданию в СССР собственной
промышленности. Моральная атмосфера вокруг завода в Филях была
неблагоприятной. В 1925 году Юнкерс вышел из концессии, мотивируя
отсутствием металла для самолетов.
Между тем филевское предприятие превратилось вскоре в один из ведущих
советских авиазаводов с самой совершенной технологией. А ныне здесь
функционирует
Государственный космический
научно-производственный центр имени Хруничева.
ПАССАЖИРСКИЕ ЛАЙНЕРЫ
С 1924 года и до конца своих дней Юнкерс разрабатывал только гражданские
самолеты. В ту пору ему принадлежало девять заводов.
В 1927 году летчик Чарльз Линдберг перелетел через Атлантический океан из
Америки в Европу, что облегчалось постоянно дующим попутным ветром. Уже в
следующем году самолет Юнкерса пересек Атлантику, отправившись из Старого
Света и благополучно приземлившись в Новом. Машина летела против ветра, что
обосновало будущие регулярные авиарейсы в обоих направлениях.
Многомоторные самолеты Юнкерса в том же 1927-м побили 33 мировых рекорда по
скорости и грузоподъемности.
Важным шагом в авиамоторостроении был первый в мире авиадизель ЮМО 4, что
позволило снизить затраты на горючее и соответственно на авиабилеты. А
трехмоторный
Ю-52 стал самым распространенным
пассажирским самолетом в мире.
В 1929 году впервые взлетел огромный самолет Ю-38 с размахом крыльев 38 м. Это было
воплощение давней мечты Юнкерса о большом пассажирском авиалайнере, не
требующем бетонированных аэродромов.
Но мировой экономический кризис в 1930 году не обошел конструктора
стороной. Многие предприятия обанкротились, в том числе и должники Юнкерса.
Он был вынужден продать производство газовых колонок фирме Роберта Боша, а
также и часть моторных заводов. Оставшееся моторное производство в Хемнице
получило название «Юкра» и там продолжался выпуск стационарных поршневых
двигателей и на газовом, и на жидком топливе. Но скоро и оно было продано.
Юнкерс надеялся сохранить за собой хотя бы часть авиационных заводов, но
тут пришли к власти нацисты и он сразу же вступил с ними в конфликт.
Юнкерс был проницательным человеком и в отличие от Круппа, Тиссена и других
понимал, что у кормила правления страной оказалась банда уголовников,
стремящихся к войне, чреватой трагедией Германии. Он хотел ориентировать
свои заводы в Дессау и Магдебурге на производство исключительно гражданских
машин. К этому времени уже было произведено 4835 Ю-52, они составляли
основной парк пассажирских авиалайнеров в мире и заслужили добрую славу. Но
гитлеровцы категорически настаивали на выпуске только военных самолетов и
грозились заменить домашний арест на тюремный. Раздавались голоса,
обвиняющие в измене родине. Юнкерс был вынужден продать все свои 187
патентов и авиазаводы государству. На них и были построены пикировщики Ю-87
и многоцелевые Ю-88.
А Хуго Юнкерс скончался 3 февраля 1935 года.
Евгений Исаакович Янтовский - доктор технических наук, профессор.
НГ-НВО 25.04.2008
Beликий авиаконструктор и антифашист