Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Юнкерс Гуго (1859-1935)


Гуго Юнкерс (Hugo Junkers) (3.2.1859, Рейдт, - 3.2.1935, Гаутинг), немецкий авиаконструктор и промышленник. Учился в высших технических училищах Бармена, Берлина, Карлсруэ и Ахена (окончил в 1883 году), специализируясь по теплотехнике. В 1895 году основал в Дессау свой завод газовой аппаратуры, на базе которого создал фирму "Юнкерс" (1917). В 1897-1912 годах профессор Высшего технического училища в Ахене. С 1910 года начал заниматься авиацией, получив патент на самолет - летающее крыло; в 1912 году построил аэродинамическую трубу. В 1915-1916 годах выпустил первые в мире металлические самолеты со свободнонесущими крыльями: стальной моноплан Ю-1, дюралевые бронированный биплан-штурмовик Ю-4 и истребитель Ю-9. В 1919 году Юнкерс совместно с О. Ройтером создал первый цельнодюралевый пассажирский 6-местный низкоплан Ю-13 (Ф-13), получивший широкое применение во многих странах, в том числе в СССР. В дальнейшем фирма "Юнкерс" строила спортивные и транспортные самолеты (С-38, Ю-90 и др.), с 1929 года - также дизельные авиадвигатели. В начале 1930-х годов фирма "Юнкерс" перешла под контроль государства и выпускала в основном военные самолеты (например, Ю-86, Ю-87, Ю-88) и двигатели. После Второй мировой войны 1939-1945 годов военный комплекс Гуго Юнкерса был ликвидирован, а уцелевшие предприятия присоединили к концерну "Мессершмитт-Бельков-Блом".

С. Я. Макаров.


Хуго Юнкерс не разрабатывал бомбардировщики для Гитлера
«Юнкерсы» летят!» Все старшее поколение россиян, а также французов, поляков, англичан хорошо помнят эти слова. В сознании миллионов они сохранились как один из страшных символов Второй мировой войны. На самом деле к созданию бомбардировщиков для люфтваффе профессор Хуго Юнкерс никакого отношения не имел. Он, убежденный противник нацизма, после прихода Гитлера к власти находился под домашним арестом и не мог посещать свои предприятия.

СОЗДАТЕЛЬ КАЛОРИМЕТРА И ГАЗОВОЙ КОЛОНКИ

Хуго Юнкерс родился 3 февраля 1859 года в городе Рейдт (Северный Рейн-Вестфалия) в семье текстильного фабриканта. В 1878 году он поступил в Берлинский университет, но в уже 1881-м переехал в Аахен, где получил диплом инженера-механика в Техническом университете. В конце учебы совмещал занятия с работой на фабрике отца, а затем и в Аахене, и в Берлине дополнительно штудировал электротехнику, термодинамику и экономику, став широко образованным специалистом.
В ноябре 1888 года берлинский профессор Слаби порекомендовал молодого инженера в Германскую континентальную газовую компанию, начавшую разработку газовых двигателей. В 1890 году Хуго и его старший коллега Оксельхаузер основали свою лабораторию в Дессау, которую Юнкерс возглавил в 1893-м после успешного испытания крупного газового двигателя с противоположно движущимися поршнями. Чуть раньше он создал независимое от лаборатории конструкторское бюро, чтобы самому запатентовать свое первое изобретение – калориметр.
Горючий газ в Германии в те годы получали газификацией угля, который был и до сих пор остается основным собственным энергоресурсом ФРГ. Продуктами газификации являются четыре разных газа, два горючих и два негорючих. От их соотношения сильно зависит теплота сгорания, то есть ценность получаемого газа. Юнкерс сконструировал простейшее устройство – испытуемый газ в смеси с воздухом горел в трубке, охлаждаемой потоком воды, которая соответственно нагревалась. Точно измеряя нагрев воды (десятки градусов), ее расход и расход газа можно было определить теплоту сгорания. Прибор получил широкое распространение в мире, а автор – премию на международной выставке.
Юнкерс понял, каким удобством в быту является кран с горячей водой и в кухне, и в ванной. Он получил патент и наладил в Дессау производство колонок для нагрева газом проточной воды с баком-аккумулятором. Вода в баке остывает сравнительно медленно, поэтому небольшой, но постоянный расход газа позволяет выравнять неравномерность потребления горячей воды.
В начале даже своего здания для производства этого изобретения не было, но когда продали первую большую партию колонок в Вену, то смогли купить участок земли и построить завод. Компания «Юнкерс», выпускающая газовые колонки, тепловые насосы и кондиционеры, успешно работает и ныне, сохраняя высокую доходность. Она была важным источником средств многочисленных последующих разработок Хуго.
В сентябре 1898 года Юнкерс стал профессором лаборатории технической механики в Университете Аахена. В этом же году он женился на Терезе Бенхольд. Брак был счастливым, у них родилось 12 детей.
Семья жила в старинном замке Франкенберг XIII века. Старшие сыновья Клаус и Вернер работали в консорциуме отца, а брат Хуго ведал маркетингом. Консорциум занимался созданием газовых колонок и газовых поршневых двигателей как стационарных, так и судовых. Юнкерс был обладателем всех патентов и фактическим хозяином предприятий.
Для своих экспериментов он построил во дворе замка Франкенберг аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью диаметром около метра. Вентилятор трубы вращалcя электромотором, питаемым от городской сети. Она была слабая, и при включении вентилятора в окрестных домах снижалось напряжение, происходили отключения. После жалоб соседей в адрес бургомистра Юнкерс установил свой газовый двигатель с электрогенератором и отключился от общей сети. Этот пример увеличил спрос на поршневые двигатели консорциума Юнкерса. В наше время стал популярным термин «децентрализованное электроснабжение», но фактическим его автором был Юнкерс.

САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬ

В 1906 году профессор Рейснер просил Юнкерса помочь сконструировать самолет, а в 1908-м оба приняли смелое решение построить свою крылатую машину из металла. Никто и нигде в мире об этом еще не задумывался. После первого успеха братьев Райт (1903 год) все аэропланы были похожи на летающие этажерки, имея деревянный каркас, обтянутый полотном.
А вот самолет Рейснера и Юнкерса имел крылья из тонких листов стали и фюзеляж из стальной сетки. Машина взлетела в 1912 году. Тогда же Юнкерс запатентовал схему самолета, которая была мечтой всех последующих авиаконструкторов – летающее крыло (бесхвостка). Он показал, что металлическое крыло крупного самолета может быть достаточно вместительным и для пассажирского салона, и для горючего в баках, но для продольной устойчивости должно быть несколько стреловидным. Тогда еще никто не думал о полетах с околозвуковыми и тем более сверхзвуковыми скоростями.
В 1913 году Юнкерс построил в университетской лаборатории свою вторую аэродинамическую трубу, теперь с закрытой рабочей частью, гораздо более мощную, чем его первая, домашняя, и проводил эксперименты с продувками моделей самолетов.
Когда началась Первая мировая война, Юнкерс вернулся в Дессау и продолжил разработку металлических самолетов и поршневых двигателей для них на жидком топливе. Так он стал первым и единственным авиаконструктором в мире, создававшим и самолеты, и моторы.
Металлический военный самолет в 1915 году продемонстрировали в полете кайзеру Вильгельму. Зная, как горят «летающие этажерки», император спросил Юнкерса: «Есть ли в вашем самолете что-либо, что может гореть?» Хуго ответил: «Да, ваше величество, это бензин».
Нужен был серийный выпуск военных самолетов, но Юнкерс обладал только опытом массового производства газовых колонок. Ему предложили объединиться с голландским конструктором Антоном Фоккером, так возникла фирма Юнкерс–Фоккер в Дессау, серийно строившая самолет Ю-4 в 1917–1918 годах. Одновременно Хуго организовал свою летную школу и школу фоторазведки.

СОТРУДНИЧЕСТВО С СОВЕТАМИ

Большевикам, захватившим власть в России, нужно было современное вооружение, особенно авиация, и они предложили в 1922 году Юнкерсу развернуть выпуск современных самолетов близ Москвы, в Филях, в парке на берегу реки. Для концессии Юнкерсу был выделен захудалый автозавод Руссо-Балт. За три года под руководством немецких инженеров и с помощью немецких рабочих-металлистов была создана технологическая оснастка, построено 170 Ю-20 и Ю-21, хотя по планам намечалось выпускать по 300 машин в год.
Между тем к началу 1925 года на предприятии трудилось 1000 человек – пятая часть персонала всей авиапромышленности СССР. На оплату их работы уходила треть всех ассигнований на авиапромышленность. Но выпуск своих двигателей был отложен на неопределенный срок, и для производимых самолетов моторы закупали в Европе.
Наряду с острыми финансовыми проблемами в дело вмешалась большая политика. Французы не хотели содействовать развитию немецкого авиастроения не только в самой Германии, но и в других странах, а Юнкерс уже имел заводы в Швеции и Турции. Поэтому Франция прекратила поставку основного самолетного металла – дюралюминия.
А тут еще поползли слухи, что среди иностранцев полным-полно шпионов, они добиваются свержения советской власти и мешают созданию в СССР собственной промышленности. Моральная атмосфера вокруг завода в Филях была неблагоприятной. В 1925 году Юнкерс вышел из концессии, мотивируя отсутствием металла для самолетов.
Между тем филевское предприятие превратилось вскоре в один из ведущих советских авиазаводов с самой совершенной технологией. А ныне здесь функционирует Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева.

ПАССАЖИРСКИЕ ЛАЙНЕРЫ

С 1924 года и до конца своих дней Юнкерс разрабатывал только гражданские самолеты. В ту пору ему принадлежало девять заводов.
В 1927 году летчик Чарльз Линдберг перелетел через Атлантический океан из Америки в Европу, что облегчалось постоянно дующим попутным ветром. Уже в следующем году самолет Юнкерса пересек Атлантику, отправившись из Старого Света и благополучно приземлившись в Новом. Машина летела против ветра, что обосновало будущие регулярные авиарейсы в обоих направлениях.
Многомоторные самолеты Юнкерса в том же 1927-м побили 33 мировых рекорда по скорости и грузоподъемности.
Важным шагом в авиамоторостроении был первый в мире авиадизель ЮМО 4, что позволило снизить затраты на горючее и соответственно на авиабилеты. А трехмоторный Ю-52 стал самым распространенным пассажирским самолетом в мире.
В 1929 году впервые взлетел огромный самолет Ю-38 с размахом крыльев 38 м. Это было воплощение давней мечты Юнкерса о большом пассажирском авиалайнере, не требующем бетонированных аэродромов.
Но мировой экономический кризис в 1930 году не обошел конструктора стороной. Многие предприятия обанкротились, в том числе и должники Юнкерса. Он был вынужден продать производство газовых колонок фирме Роберта Боша, а также и часть моторных заводов. Оставшееся моторное производство в Хемнице получило название «Юкра» и там продолжался выпуск стационарных поршневых двигателей и на газовом, и на жидком топливе. Но скоро и оно было продано. Юнкерс надеялся сохранить за собой хотя бы часть авиационных заводов, но тут пришли к власти нацисты и он сразу же вступил с ними в конфликт.
Юнкерс был проницательным человеком и в отличие от Круппа, Тиссена и других понимал, что у кормила правления страной оказалась банда уголовников, стремящихся к войне, чреватой трагедией Германии. Он хотел ориентировать свои заводы в Дессау и Магдебурге на производство исключительно гражданских машин. К этому времени уже было произведено 4835 Ю-52, они составляли основной парк пассажирских авиалайнеров в мире и заслужили добрую славу. Но гитлеровцы категорически настаивали на выпуске только военных самолетов и грозились заменить домашний арест на тюремный. Раздавались голоса, обвиняющие в измене родине. Юнкерс был вынужден продать все свои 187 патентов и авиазаводы государству. На них и были построены пикировщики Ю-87 и многоцелевые Ю-88.
А Хуго Юнкерс скончался 3 февраля 1935 года.

Евгений Исаакович Янтовский - доктор технических наук, профессор.
НГ-НВО 25.04.2008
Beликий авиаконструктор и антифашист

Ссылки:

  • Сотрудничество СССР и Германии перед войной
  • Головин И.Н.: в Берлине, 1945
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»