|
|||
|
Чернобыльская катастрофа
26 апреля того же года случилась Чернобыльская катастрофа. Там был реактор РБМК или теперь его называют чернобыльским типом. Этот реактор по конструкции был очень близок к промышленным реакторам, которые были хорошо отработаны и в течение многих лет устойчиво производили плутоний. В его конструкции было несколько недоработок, о которых знали и в ИАЭ - научном руководителе, и в НИКИЭТ е, где этот реактор проектировали. Со временем предполагалось эти недостатки устранить, а пока выходили из положения инструкцией по эксплуатации, где была записана область режимов в которую ни в каком случае нельзя заводить реактор. Это как инструкция по эксплуатации автомобиля - нельзя на большой скорости круто поворачивать руль - можно перевернуться. Инструкция - это закон для эксплуатирующего реактор персонала. ( ПА :Точка зрения АП хорошо им изложена в предисловии к книге Н.Д. Тараканова "Две трагедии века" [ 21 ].) И все же Чернобыль - трагедия и моей жизни тоже. Я ощущаю это каждую секунду. Когда катастрофа произошла, и я узнал, что там натворили, чуть на тот свет не отправился. Потом решил немедленно уйти с поста президента Академии наук, даже обратился по этому поводу к М.С. Горбачеву. Коллеги останавливали меня, но я считал, что так надо. Мой долг, считал я, все силы положить на усовершенствование реактора. Отвечать за развитие атомной энергетики и конкретно за Чернобыльскую катастрофу - разные вещи. Судите сами. Хотя, впрочем, убежден, что сказанное мною вызовет новый поток брани на мою старую, лысую голову. Но я покривил бы душой, если бы согласился с мнением, что теперь атомную энергетику развивать не надо и все АЭС следует закрыть. Отказ человечества от развития атомной энергетики был бы для него губителен. Такое решение не менее невежественно и не менее чудовищно, чем тот эксперимент на Чернобыльской АЭС, который непосредственно привел к аварии. Мне часто задают вопрос: знал ли я о нем? В том-то и трагедия, что я не знал. Никто вообще в нашем институте не знал о готовящемся опыте и не участвовал в его подготовке. И конструктор реактора, стоящего на Чернобыльской АЭС, академик Н.А. Доллежаль тоже ничего об этом не знал. Когда я потом читал расписание эксперимента, то был в ужасе. Множество действий по этому расписанию привело реактор в нерегламентное состояние. Не буду вдаваться в технические подробности, скажу только, что эксперимент был связан со снятием избыточного тепла. Когда реактор остановлен, турбогенератор по инерции крутится и дает ток, который можно использовать для нужд станции. Спрашивают также, кто разрабатывал проект. Руководство АЭС поручило подготовить проект эксперимента Донтехэнерго , организации, которая не имела дела с АЭС. Дилетанты могут руководствоваться самыми добрыми намерениями, но они вызвали грандиозную катастрофу - так и произошло в Чернобыле. Директор станции, не привлекая даже заместителя главного инженера своей АЭС, физика, разбирающегося в сути дела, заключил договор с Донтехэнерго о проведении работ. Регламент эксперимента был составлен и послан на консультацию и апробирование в институт "Гидропроект" имени Жука. Сотрудники института, имеющие некоторый опыт работы с атомными станциями, не одобрили проект и отказались его визировать. Я часто теперь думаю: хоть бы "Гидропроект" поставил кого-либо из нас в известность! Но его сотрудники не могли даже предположить, что на станции все-таки решаться проводить эксперимент. В нашем бывшем министерстве, Минсредмаше, об эксперименте тоже не знали: ведь Чернобыльская АЭС была передана Минэнерго . Может быть, это и было первой ошибкой... По-всякому можно относиться и к бывшему Минсредмашу , попрекать его отсутствием гласности, излишней секретностью, но там были профессионалы и по-военному дисциплинированные люди, четко соблюдающие инструкции, что в нашем деле чрезвычайно важно. Существует инструкция, которую обязан соблюдать персонал любой АЭС. Это технический регламент, гарантия ее безопасности. Так вот в самом начале нового, ошибочного регламента Донтехэнерго записано: "Выключить систему аварийного охлаждения реактора - САОР". А ведь именно она включает аварийное охлаждение реактора. Мало того, были закрыты все вентили, чтобы оказалось невозможным включить эту систему. Ясно, что никто не имел права вести работу по "самодельному", а не по утвержденному регламенту. Двенадцать раз эксперимент нарушал действующую инструкцию по эксплуатации АЭС! Одиннадцать часов АЭС работала с отключенной САОР! Можно сказать, что изъяны существуют в самой конструкции реактора. Однако причина аварии все-таки - непродуманный эксперимент, грубое нарушение инструкции эксплуатации АЭС. Реакторы такого типа стоят и на Ленинградской, и на Курской АЭС - всего пятнадцать штук. Почему же авария произошла в Чернобыле, а не в Ленинграде, например? Повторяю, недостатки у реактора есть. Он создавался академиком Доллежалем давно, с учетом знаний того времени. Сейчас эти недостатки уменьшены, компенсированы. Дело не в конструкции. Вы ведете машину, поворачиваете руль не в ту сторону - авария! Мотор виноват? Или конструктор машины? Каждый ответит: "Виноват неквалифицированный водитель". Пользуясь случаем, что пишу предисловие к честной книге генерала, прошедшего горнило Чернобыльской АЭС, хочу повторить в назидание потомкам следующее. Атомная энергетика - стимул для развития промышленности вообще. Нельзя сейчас закрыть ее на 15-20 лет, как полагают некоторые. Это значило бы окончательно растерять специалистов, а потом повторить весь путь заново. И так наши специалисты под давлением общественного мнения разбегаются кто куда. Нужно продолжить и существенно совершенствовать работы по АЭС. Меня очень тревожит гонение на атомную энергетику, которое началось в стране. Не может целая отрасль науки и промышленности быть подвергнута остракизму. В этом отношении уже есть отрицательный опыт с генетикой и кибернетикой. Я по-прежнему убежден в необходимости развития для страны атомной энергетики. Убежден, что при правильном подходе к ней, при соблюдении всех правил эксплуатации она безопаснее, экономически надежнее тепловых станций, загрязняющих атмосферу, гидростанций, уродующих реки. Когда пускали атомные электростанции, я часто брал туда с собой детей, потом внуков. Я не боялся аварий при этих пусках, хотя всегда были недостатки. Помню, и на испытания атомохода "Ленин" приехал с младшим сыном, школьником. Пуск любого нового блока АЭС обязан проявить все его недостатки. Пуск четвертого блока Чернобыльской АЭС в 1984 году также проявил недостатки, и были приняты меры к их устранению, но полностью эта работа закончена не была. Именно поэтому так называемый оперативный запас реактивности был гораздо ниже нормы, когда реактор нужно было - и полагалось - остановить. И аварии не было бы! Безопасность работы - единственный критерий существования АЭС. Выполнить его можно, лишь учитывая уже имеющийся опыт работы. Эти две катастрофы буквально изменили жизнь АП. Если кончину Марианны Александровны можно было отчасти компенсировать повышенным вниманием многочисленных родственников, то Чернобыльская катастрофа и последовавшие за ней гонения на атомную энергетику подрубили главную основу его жизни - работу. Статьи в прессе, вызовы к следователям делали его жизнь очень тяжелой. Он действительно считал себя виноватым в том, что недостаточно настаивал на неверности перевода части атомных станций в другое ведомство и в связи с этим снижением общей культуры работы и требовательности. Так же он считал себя ответственным за то, что не настоял на устранении известных дефектов в реакторе уже по линии Средмаша. АП был против секретности о положении дел в Чернобыле, о радиоактивном заражении прилегающих областей. Он считал, что все сведения должны быть опубликованы, но обязательно вместе с научной оценкой влияния радиации на здоровье населения и вместе с рекомендациями по поведению людей в этой тяжелой обстановке. Политические изменения в стране сопровождались потерей требовательности, снижением дисциплины во многих областях. Через небольшое время после Чернобыля произошло столкновение двух судов на Черном море с гибелью около 700 человек и взрыв продуктопровода в восточных областях , где пострадали пассажиры двух поездов. Это жертвы не менее ужасные, чем в Чернобыле. Видя это, АП стал близок к мысли, что Чернобыль должен был взорваться. Это не относилось именно к Чернобылю, а больше к ситуации в стране в целом и к безопасности сложных технических систем. Попросту говоря, если отпустить руль в движущемся автомобиле, то рано или поздно врежешься. Чернобыльская катастрофа стала стимулом у нас в стране, а также во всем мире серьезного усиления работ по безопасности реакторов. Предполагается сделать реактор с внутренней безопасностью, с системами, работающими на физическом уровне, которые нельзя отключить. Но в реакторе идет цепная реакция - принципиально неустойчивый процесс, и трудно поверить, что не найдется такого умельца, который все-таки взорвет реактор. Меры безопасности в любом случае надо принимать и с точки зрения поведения людей, и техники.
Ссылки:
|