Поздняков Б. С. родился 15.01.1903 в г. Орле в бедной многодетной семье.
Братья Поздняковы росли без отца и рано начали свой трудовой путь. Борис в
юности работал на Рижско-Орповской железной дороге, что и определило
выбор профессии. В 1928 г. он закончил
механический факультет Ленинградского политехнического
института. Во время учебы проходил практику на станции
Люблино Московско-Курской железной
дороги, был техником и дизелистом, а затем еще год работал там инженером по
дизелям и ремонту локомотивов.
С 1929 г. Б. С. Поздняков - работник
Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. Начав свою
деятельность на заводе рядовым конструктором, он быстро продвигался по
служебной лестнице, последовательно занимая должности начальника сектора в
КБ, управляющего
Центральным бюро
"Локомотивпроект", главного конструктора завода и заместителя
главного инженера. Это был период бурного развития транспортного
машиностроения в СССР, период создания первых тепловозов, электровозов,
мощных паровозов, и работа конструктора локомотивов имела большое значение.
За успешное выполнение государственных заданий особой важности
Б.С.Поздняков в 1939 г. был удостоен своего первого ордена Ленина.
В 1939 г. Бориса Сергеевича переводят в
Наркомат тяжелого машиностроения на должность председателя Технического
совета. На этом посту он оставался шесть лет. после чего в конце 1945 г.
его назначили ученым секретарем
Научно-технического совета Первого главного
управления при СМ СССР. В его задачи входили: четкая организация
квалифицированных обсуждений сложнейших научных и технических вопросов,
связанных с реализацией отечественного
атомного проекта, экспертиза множества
документов, оформление отчетов и многие другие обязанности, направленные ни
скорейшее решение основной проблемы - создание первого советского атомного
заряда. В 1949 г. по итогам успешного
испытания этого заряда Б. С.
Поздняков был награжден орденом Ленина и Сталинской премией II степени. В
декабре 1951 г. эта высокая награда была вручена ему во второй раз.
Ответственную и сложную работу ученого секретаря Борис Сергеевич выполнял
до 1953 г.. после чего занимал должность начальника Управления
энергетического оборудования, а затем - начальника
Научно-технического управления МСМ.
Четвертого января 1954 г. по итогам работы над термоядерным зарядом
РДС-6 Борис Сергеевич Поздняков
был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Многогранной и напряженной работой в Министерстве среднего машиностроения
Б. С. Поздняков занимался семь лет. а в 1960 г. перешел на работу в
Госкомитет по использованию атомной энергии. В этой организации он также
занимал пост начальника Научно-технического управления. В характеристике от
1964 г.. выданной Борису Сергеевичу в Госкомитете, говорилось о том, что он
"является высококвалифицированным специалистом в области реакторостроения и
прямого преобразования ядерной энергии в электрическую. Глубокие
теоретические познания и большой практический опыт в подготовке и решении
научно-технических и производственных вопросов помогают ему правильно
выбирать и направлять деятельность Научно-технического управления и
Научно-технического совета.
Тов. Поздняков Б, С, активно участвовал в выборе конструкции и типа
первого отечественного промышленного ядерного
реактора и испытании его отдельных узлов. Принимал непосредственное
участие в разработке
первой в мире атомной электростанции. По
инициативе и под руководством тов. Позднякова Б. С. созданы первые в СССР
реактор-преобразователь
"Ромашка" и изотопный источник тока
"Лимон"".
В 1978 г. Б. С. Поздняков ушел на заслуженный отдых.
Источник: Герои атомного проекта. Москва-Саров, 2005