|
|||
|
Тяжелые танки на Финской войне
Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война . Войска Ленинградского военного округа под командованием командарма 2-го ранга К.А. Мерецкова получили задачу ликвидировать военный плацдарм на Карельском перешейке. В этих условиях командование решило испытать новые боевые машины с противоснарядным бронированием непосредственно в боевой обстановке. На Карельский перешеек были доставлены танки, проходившие испытания под Москвой - двухбашенный танк Т-100 и оба кировских танка - СМК и КВ . ...Для проверки боевых качеств новых танков был выбран достаточно трудный участок фронта. Передовые рубежи проходили между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Сунасуо. Слева на высоте находился вражеский замаскированный дот, вооруженный 37-мм пушками "бофорс" и пулеметами. Дот прикрывали две траншеи, противотанковый ров и несколько рядов проволочных заграждений. Гранитные противотанковые надолбы стояли в четыре ряда. Танк СМК должен был вместе с танками Т- 100 и KB атаковать вражеские укрепления и овладеть высотой, на которой виднелась наблюдательная башня дота "Великан", видимо служившего командно-наблюдательным пунктом. За действиями трех опытных танков наблюдали командующий Северо-Западным фронтом командарм 1-го ранга С. К. Тимошенко , командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2-го ранга К. А. Мерецков и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) , член Военного совета фронта А. А. Жданов. "Бой был жуткий - рассказывает выполнявший обязанности заряжающего на танке СМК моторист А. П. Куницын . - Машина наша, такая толстокожая, совершенно непробиваемая. Но количество снарядных попаданий, в основном мелкокалиберной артиллерии, мы получили по СМК десятка полтора. После боя вернулись на исходные позиции. На другой день атака повторялась дважды, мы вернулись на исходные позиции, но вскоре получили приказ помочь нашим частям, которые прорвались в район Суммы. Снарядили нашу "флагманскую" машину СМК, КВ и Т-100. Колонной мы пошли вперед. При этом вели огонь по дотам. Финны, надо сказать, применяли всякие каверзные методы борьбы: подвесные мины, разные ловушки из посторонних предметов, завалы на дорогах..." Танк СМК двигался в голове танковой колонны и в этом повторном бою довольно долго находился под обстрелом. После одного из попаданий заклинило главную орудийную башню, и пушка умолкла. Танк к тому времени уже вышел на дорогу. У развилки Кямери-Выборг водитель не заметил груду ящиков и, видимо, наехал на один из них. Раздался сильный грохот, бурым дымом заволокло все вокруг. Танк остановился. Дождавшись, когда дым рассеется, старший лейтенант Петин вышел из танка и осмотрел подбитую машину. СМК стоял у большой воронки. Взрывом мины или заложенного здесь фугаса повредило ленивец и гусеницу, сорвало болты трансмиссии. Вышло из строя электрооборудование, прогнулось днище корпуса машины. Стоял сорокаградусный мороз, но снег вокруг танка от взрыва почти полностью растаял... К вечеру, когда утих бой у дота "Великан", к подбитой машине на Т-28 подъехала эвакуационная группа во главе с лейтенантом Тороповым. Старший лейтенант Петин вывел свой экипаж из поврежденной машины. На ближайшей лесной опушке танкистов-испытателей встретил комкор Д. Г. Павлов . Он принял рапорт старшего лейтенанта Петина и, внимательно выслушав рассказы всех танкистов, сказал: - Сам видел с наблюдательного пункта, как вы лихо дрались. Всех представляю к наградам. Известно, что и финны пытались буксировать танк СМК, но наша артиллерия поставила вокруг поврежденной машины плотный артиллерийский заслон и воспрепятствовала работам противника. Опытный двухбашенный тяжелый танк СМК оставался в воронке до окончания Советско-финляндской войны. Его удалось сдвинуть с места только с помощью шести танков Т-28. Машину отбуксировали к железнодорожной платформе на станции Перки-ярви. Но там выяснилось, что его нечем погрузить на железнодорожную платформу. Пришлось разобрать машину на части, грузить каждую отдельно и в таком виде отправлять на завод для дальнейших исследований. Значительно лучше действовал в бою танк КВ . Подводя итог боевым испытаниям, командарм 2-го ранга, в последующем Маршал Советского Союза К А. Мерецков писал: "Хорошо показал себя при прорыве усиленного укрепленного района Сумма опытный тяжелый танк KB с мощным орудием. Этот танк, созданный на Кировском заводе, испытывали в бою его рабочие и инженеры. Он прошел через финский укрепленный район, но подбить его финская артиллерия не смогла, хотя попадания в него были... С тех пор я полюбил KB и всегда, когда мог, старался иметь эти танки в своем распоряжении. Практически мы получили неуязвимую по тому времени машину. Это было огромное достижение нашей промышленности, внесшей серьезный вклад в развитие боевой мощи армии". Проанализировав действия опытных машин на Карельском перешейке и обстоятельства подрыва танка СМК на минном фугасе, командование фронта и Военный совет поставили перед конструкторами ряд конкретных задач: усилить днище танка так, чтобы оно не прогибалось от взрыва, усилить крепление электропроводки и топливных баков, срочно спроектировать противоминный трал и разработать специальные транспортные средства для эвакуации с поля боя подбитых тяжелых танков. Кировский завод тут же приступил к выполнению порученных заданий. К работе по проектированию противоминного трала приступила группа молодых конструкторов завода под руководством Н. Л. Духова . В этой группе трудились инженеры Д. Е. Григорьев , Л. Н. Переверзев , В. И. Таротько , Г. А. Турчанинов , М. Т. Шелемин , Б. Н. Яковлев . Противоминные тралы они конструировали в различных вариантах с использованием колесного трактора "Универсал", с дисками, катками и плугами. Все разработки конструкторов выполнялись в цехах завода прямо с листа, сами конструкторы нередко выполняли обязанности технологов, мастеров, слесарей, работали круглосуточно, добиваясь выполнения задания в минимально короткие сроки. Через пять дней первые противоминные тралы были изготовлены и в сопровождении бригады заводских слесарей направлены для испытаний на линию Маннергейма . Лучшие образцы тралов выдерживали до шести взрывов мин и позволили сохранить немало боевых машин во время штурма вражеских укреплений. За создание противоминных тралов для танков Н. Л. Духов, Б. Н. Яковлев и Д Е. Григорьев в марте 1940 года были награждены медалями "За трудовую доблесть". Они стали первыми сотрудниками конструкторского бюро, удостоенными государственных наград. Это была первая из многих наград Н. Л. Духова. Ссылки:
|