Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Т-29, танк

Источник: Книга конструктор Н.Л. Духов и его школа. 

Т-29 - колесно-гусеничный танк, развивавший на колесах скорость до 80 километров в час. В мае 1937 года в Ленинград прибыл военный инженер 2-го ранга Ж.Я. Котин . Он возглавил танковое конструкторское бюро СКБ-2 на Кировском заводе . Ему не исполнилось еще и тридцати лет, однако это был вполне сложившийся инженер с широким научным и техническим кругозором. Средний танк Т-28, выпускавшийся на заводе уже четвертый год, к тому времени так и не был избавлен от многих конструктивных недоработок, особенно в моторной системе и трансмиссии. Ходовая часть танка быстро изнашивалась, лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых редукторов, требовалась доработка системы управления и многих других узлов и агрегатов. Танк с трудом проходил приемо-сдаточный пробег, но и после этого надежность оставалась недопустимо низкой. На Кировский завод то и дело поступали рекламации и замечания из войск. Нужно было срочно модернизировать танк.

В условиях серийного производства на заводе выработалось убеждение в том, что дальнейшее совершенствование танка связано с применением более совершенных двигателей и технологии, о разработке новой машины еще и не мечтали. Котин поставил вопрос о значительном повышении надежности выпускаемого танка.

Отдавая немало времени серийным машинам, он одновременно всячески поддерживал исследовательские работы над перспективными танками. Еще до прибытия на Кировский завод он ознакомился с опытной разработкой нового колесно-гусеничного танка Т-29 , над подготовкой которого к серийному производству работали тогда кировцы. Танк сконструировали в КБ Ленинградского завода опытного машиностроения имени Кирова. По внешнему облику и конфигурации башен танк Т-29 напоминал хорошо известный кировцам танк Т-28: трехбашенный, с 76-мм пушкой в центральной башне, с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Между ними, как и на Т-28, располагалась кабина механика-водителя с крышкой-люком для входа и выхода в лобовом броневом листе. Однако, несмотря на внешнее сходство с серийным кировским танком, Т-29 отличался универсальностью. Многие специалисты полагали, что колесно-гусеничная ходовая часть поможет решить насущный вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск и, возможно, избавит от необходимости применять для транспортировки дорогостоящие трейлеры или перебрасывать танки по железным дорогам.

Проекты планов реорганизации танковых войск и технические вопросы по строительству танков, в том числе и вопросы их конструирования, неоднократно обсуждались в ЦК и правительстве с участием танкистов (и часто в очень небольших чинах), воевавших на озере Хасан и в Испании . Общее мнение толкований этих обсуждений в мемуарной литературе сводится к тому, что ошибались, мол, в то время специалисты, неправильно оценивали опыт боев. Здесь и далее биографические справки даны в редакции первоисточников. В связи с разноречивыми толкованиями этого вопроса уместно привести свидетельство Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова . Он пишет: "В некоторых современных изданиях встречаются порой замечания, что будто бы те танкисты, которые сражались в Испании, некритически переносили боевой опыт в СССР. В частности, они якобы отрицали самостоятельную роль танковых войск и уверяли, что танки могут лишь сопровождать пехоту. Особенно часто упоминается в этой связи имя начальника Автобронетанкового управления РККА комкора Д Г. Павлова . Мне хочется защитить здесь его имя. Нападки эти напрасны, а их авторы ставят вопрос с ног на голову. В действительности дело обстояло как раз наоборот. Павлов справедливо доказывал, что те легкие танки, которые были у нас, вроде Т-26 , неспособны решать крупные задачи; между тем роль танковых войск растет с каждым месяцем; значит, нам необходимо улучшать имеющуюся технику, создавать новые танки, более мощные и более подвижные... Танки Т-34 и другие, прославившие себя в годы Великой Отечественной войны, являлись не чем иным, как мечтой Д. Г. Павлова, воплощенной в металл".

Ссылки:

  • Кошкин, Михаил Ильич (1898 - 1940)
  • История создания танка Т-34, 1940 г
  • Духов Н.Л. на "Красном путиловце" становится конструктором танков
  • Духов Н.Л.: От первого лица
  • КАКОЙ ТАНК ЛУЧШЕ ДРУГИХ?
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»