|
|||
|
Бессмертный Юрий Львович
Тогда, до войны, Юра был чрезвычайно подвижным и дерзко шаловливым юношей, я же стеснительным и внезапно увлекающимся. К работе докладчика и рецензента каждый из нас относился весьма ответственно. Во время еженедельных занятий в запасниках и залах Музея изобразительных искусств, я, увлеченный какой-то новой для меня идеей, приоткрывал рот и забывался, и именно в этот момент он подкрадывался ко мне сзади, больно щипал меня, и убегал. Доктор исторических наук, профессор, выдающийся мидиевист, мой друг - Юрий Львович Бессмертный Меня это вводило в шоковое состояние и вызывало чувство раздражения. Догонять его, давать сдачи, тем самым, привлекая к себе внимание, я не хотел, мне стыдно было за себя и за него, а он веселился. Может быть, вид у меня был действительно идиотический. Через двадцать минут он, как ни в чем не бывало, подходил ко мне, объяснял, что не мог удержаться и что все это ерунда и шутка, а потом эта шутка повторялась. "Все впереди!". Спустя восемь лет стал он самым близким моим другом, самым дорогим человеком. Я любил его так же, как он меня, советовался с ним так же, как он со мной, в трудные минуты жизни, и неожиданный уход его из жизни самая большая потеря моей жизни. Три раза повторил слово "жизни", долго думал и решил последнего абзаца не менять.... Однако, опять ушел в другую сторону. Начал писать о майском армейском отпуске, о Лене Зониной и Виталии Рубине, и забыл, что в тот же день на Тверском бульваре встретился с поэтом Виктором Уриным , который был тогда Виктором Ураном , как он повел меня в общежитие литературного института и познакомил со своими однокурсниками: Козловским, Наумом Гребневым, Эммой Манделем и другими, а потом мы поехали ко мне домой, и я прочитал ему несколько своих стихотворений и дневниковые записи 1945 года. Дневниковые записи понравились ему больше, чем стихи. - Почему ты, - закричал он, - пишешь везде "мы", "нам", а не "Я" - "Я воевал", "Я приказал" и т.п. - У тебя что, нет своей точки зрения?" Мне не очень по душе была эта его концепция самоуверенности, но я первый раз после войны говорил с фронтовым поэтом, а он начал знакомить меня с другими поэтами, к отношениям с которыми я относился с трепетом. У него не было ни денег, ни папирос, а у меня оставалось несколько моих фронтовых окладов. Он не особенно церемонился, начал одалживать у меня, разумеется, без отдачи, деньги. Мы шли по пешеходному центру улицы Горького. Он громогласно, пытаясь привлечь к себе внимание прохожих, читал стихи, после каждого останавливался, вынимал из кармана сырое яйцо, задирал голову, как-то ловко разбивал его и, подняв высоко над головой, выливал содержимое в широко открытый рот. Вокруг образовывалась толпа удивленных прохожих, я испытывал чувство стеснительности, глубокого смущения и неудовлетворения. Он предложил зайти в "Коктейль-холл", оказалось, что это что-то вроде кафе поэтов. За двумя столиками молодые люди читали по очереди стихи. Потом оказалось, что ни у кого не было денег, я расплачивался за всех. На следующий день утром зашел в Литературный институт, обратился с вопросом к директору Сидорину, спрашивал можно ли мне, находясь в Венгрии, в армии, поступить на заочное отделение. - Приходите, когда демобилизуетесь,- сказал он мне. О Господи! Только теперь, на восемьдесят четвертом году жизни, я понимаю (сообразил), что еще в сороковом году я мечтал о Литературном институте, что еще в январе 1944 года послал тому же директору Сидорину письмо с просьбой принять меня на заочное отделение, с приложением справки от командира моей части и, спустя полмесяца получил ответ Сидорина - приходите, когда демобилизуетесь. - Приходите, когда демобилизуетесь,- сказал он мне. Выходя из кабинета Сидорина, я увидел на другом конце коридора, сидящего на подоконнике Эмму Манделя . Он читал свои новые стихи. Вокруг него стояло человек пятнадцать. Я присоединился и забыл обо всем. Он читал то, что я знал и о чем боялся думать, и по форме это было замечательно. Рядом со мной стояла девочка. Я поделился с ней частью своего восторга, она очень интересно формулировала свои мысли, спросила: - пишу ли я стихи? Я пригласил ее к себе домой и прочитал "Собор", "Черный рынок", военные дневниковые записи, почему-то, вдруг, спросил, как она относится к музыке, удивился, что на концерты она не ходит, сказал ей, что довоенные концерты Софроницкого помогали мне в трудные минуты на войне. Это была Нина Белосинская . Через тридцать лет мой друг, Александр Ревич , посоветовал мне уже готовую, но не напечатанную мою первую книгу стихов прочитать ей. Я думал, что она давно забыла меня, но оказалось, что мои слова о музыке запомнились ей на всю жизнь. Она была уже известным и уважаемым поэтом. Она пригласила меня, прочитала стихи и трогательно благословила... / Валов набегающих звоны, / на палубе люди и волны, / и стоны: - Спасайся, кто может! / Раздельно! Никто не поможет! Нет связи! Один уже тонет /и в ужасе стонет: - Нечестно! / Когда бы совместно! И тонет. / Ссылки:
|