(6 (18) октября 1872, Ярославль — 1 марта 1936, Ленинград) — русский поэт
Серебряного
века, переводчик, прозаик, композитор.
Родился 6 (18) октября 1872 в Ярославле в семье дворянина Алексея
Алексеевича Кузмина
(1812—1886) и его жены Надежды Дмитриевны Кузминой (урождённой Федоровой)
(1834—1904).
В краткой автобиографии Михаил Кузмин писал, что одним из предков его
матери был известный
во времена Екатерины II французский актёр Жан Офрень, остальные
родственники происходили
из небогатых дворян Ярославской и Вологодской губерний. Исследователи
творчества М. Кузмина
отмечают, что эти факты его семейной истории — русские и западноевропейские
корни —
наложили отпечаток на личность будущего писателя и поэта, создав сплав
доверчивости и
прямоты с подчеркнутым артистизмом и склонностью к эпатажу.
Семья Кузмина переехала в Петербург в 1884 году, где Михаил
окончил 8-ю Санкт-Петербургскую
гимназию, после чего несколько лет учился в консерватории у Н. А.
Римского-
Корсакова и А. К. Лядова. Впоследствии М. Кузмин выступал как автор и
исполнитель
музыкальных произведений на свои тексты. Определённая известность пришла к
нему после его
музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» —
музыкального
отделения журнала «Мир искусства». М.К. Кузмин поддерживал дружеские
отношения с
художниками группы «Мир искусства».
Эстетика мир искусников оказала влияние на его
литературное творчество.
Большое влияние на Кузмина оказала юношеская дружба и переписка с
Г. В. Чичериным и
путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу (долгое время
Кузмин увлекался
русским старообрядчеством).
По некоторым данным, в 1905 году Кузмин вступил в Союз русского народа, во
всяком случае, его
устойчивый интерес к националистическому движению засвидетельствовали
современники.
После революции Михаил Алексеевич Кузмин остался в России. В 20-30-е гг. он
не печатал стихи
и прозу, временами он принимал участие в театральных постановках в качестве
музыкального
руководителя, писал театральные рецензии. По приглашению
Максима Горького Кузмин
участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная
литература»,
переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его сочинений.
М.А. Кузмин умер 1 марта 1936 в Куйбышевской (Мариинской) больнице в
Ленинграде. Он
похоронен на Литературных мостках Волковского кладбища. После Великой
Отечественной
войны его могила была перенесена на другой участок кладбища в связи с
сооружением
мемориала семьи Ульяновых. Последние несколько лет в годовщину смерти
Михаила
Алексеевича Кузмина на его могиле собираются поклонники его творчества и
читают его стихи.
В первые годы после революции Михаил Кузмин сотрудничал как композитор с
созданным в 1919
году Большим драматическим театром — написал музыку к спектаклям «Рваный
плащ» С.
Бенелли (1919), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1921), «Земля» В. Брюсова
(1922) и
«Близнецы» Т. Плавта (1923).
Послереволюционное поэтическое творчество Кузмина (последний сборник —
«Форель разбивает
лёд», 1929) отличается усложнённостью образов, исчезновением прежней
«лёгкости» и
«манерности», отсылками к гностицизму, западноевропейскому экспрессионизму
(в том числе и в
кино).
Кузмин относительно спокойно, хотя и в тревоге за своих близких, пережил
начало политических
репрессий. Возможно, свою роль в этом сыграла давняя, ещё с гимназических
времен, дружба
с Г.
В. Чичериным — наркомом иностранных дел СССР.
В 1920—1930-е годы Кузмин, как и многие писатели, зарабатывал переводами:
среди наиболее
заметных работ — «Метаморфозы» Апулея (перевод стал классическим), сонеты
Петрарки,
восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гёте и Анри де Ренье; не всё
опубликовано, в том
числе полный перевод «Дон Жуана» Байрона. Перевод (возможно, полный)
сонетов
Шекспира утрачен в годы войны.
Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские
чудеса»
(сохранились две опубликованные главы), «Пропавшая Вероника», известно
очень мало
стихотворений последних 7 лет жизни.