Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Разруха в России после революции (по письмам Л.Б. Красина жене)

Из письма Л.Б. Красина жене от 25 октября: "В прошлом году еще были кое-какие запасы, был еще каменный уголь и частью нефть, теперь все это дочиста израсходовано, а заготовка дров из-за войны, отсутствия фуража и продовольствия не дала и десятой доли того, что нужно для удовлетворения самых насущных потребностей. Не только не хватает топлива, но есть основательные опасения, что, может быть, не удастся даже обеспечить снабжение топливом кухонных печей. Можете себе представить, что это будет за жизнь. В большинстве домов, вероятно, полопаются трубы не только отопления, но и канализации, а это создаст невозможные санитарные условия. Так уже было в прошлую зиму в ряде домов, в эту же зиму это станет общим явлением. Когда я думаю о всех предстоящих бедствиях, я каждый раз благословляю судьбу, позволившую мне уберечь вас, родные мои, от всех этих страданий. Вы скажете, а как же ты-то будешь жить, но мне одному много легче, я в крайнем случае поселюсь у Классона на станции, либо даже в свой салон- вагон перееду, всем же нам спасаться было бы много труднее".

Поясним здесь, что до весны 1920 г. Л.Б. Красин занимал пост наркома путей сообщения . В письме жене от 7 декабря Л.Б. Красин приводит немаловажные бытовые детали:

"Ну, квартира наша пока что цела и невредима. Вещей, за исключением теплых, нательного платья и т. п., я не трогаю: все равно негде их хранить, настоящей оседлости ведь никто не имеет, разве еще Классон, у которого я летом хранил, например, свою доху. Кстати, у него за границей нашли отравление поваренной солью и, посадив на диету, почти совершенно его вылечили. Ребята у него большие, и все пошли в какую ни есть работу, как и наши Наташа , Аня , Митяй ".

Речь здесь идет о детях Г.Б. Красина , т.е. о племянниках Л.Б. Красина, которых он очень любил (как и своих дочерей - Екатерину , Людмилу и Любовь ) и которые остались в Советской России. А подробности насчет "больших ребят, пошедших в какую ни есть работу" мы приведем в главе "Классонята" .

Разруха в 1921 г. продолжалась: большевики попали в "цугцванг" после того как они "старый мир до основания разрушили", а "построить наш новый мир" быстро не удавалось. Несколько позже, в мае 1921-го, большевики усмотрели в падении производительности персонала, обессилевшего от недоедания, коварные происки меньшевиков! В.И. Ульянов-Ленин получил тогда от члена президиума Наркомпрода А.Б. Халатова письмо, где последний сообщал о том, что Московская трамвайная электростанция и "Общество электрического освещения 1886 г." являются оплотом старого меньшевистского гнезда, и предлагал перевести на другие предприятия значительную часть служащих, которые, несмотря на улучшенное снабжение, периодически устраивают "итальянские забастовки". Председатель Совнаркома тут же обратился с двумя записками к Г.М. Кржижановскому .

В одной из них он предложил:

"Насчет электрической станции. Надо вместе с М.К. или его комиссией + МЧК составить Вам календарную программу очистки от меньшевиков полной к 1.XII.1921 или к другому подобному сроку".

Как мы уже упоминали, на Раушской станции свили основательное гнездо при царском режиме как раз большевики , которые во время октябрьского переворота 1917-го и командовали: отключить Кремль (когда там засели юнкера), включить Кремль (когда юнкеров удалось выбить).

Транспортная схема по доставке нефтетоплива до Раушской станции (наливные баржи по Каспию, Волге, Оке и Москве-реке, трубопровод от Симоновой заставы, где раньше размещались нефтяные склады акционерного общества "Ока"), доведенная до полного совершенства в 1907-м и разрушенная после большевистского переворота и гражданской войны, к 1922 г. так и не была восстановлена. И Р.Э. Классон наверняка с болью в сердце наблюдал за этой разрухой, в т.ч. за систематическим разрушением самих электростанций, что подтверждает следующий сюжет. В апреле 1922-го наш герой опять вернулся к теме "разрухи в головах большевиков" и к соответствующей хозяйственной разрухе. В записке в Госплан он констатировал:

"В настоящее время положение станций стало настолько острым, что дальше замалчивать его нельзя. Все инстанции исчерпаны, нигде нужды центральных станций не нашли себе должного сочувствия, всюду они наталкивались только на "экономию". И потому я решаюсь изложить Госплану истинное положение станций во всем его неприглядном виде, считая, что Госплан менее чем кто-либо другой, имеет право предаваться необоснованному оптимизму. Я утверждаю, что за последние годы электрификация России , взятая в целом, идет не вперед, а назад, то есть, что сумма мощностей электротехнических сооружений не увеличилась, а уменьшилась. К сожалению, у нас по отношению к электрификации принято говорить слащаво- оптимистическим тоном, чуждым всякого делового отношения, принято умиляться над тем, что "такая-то деревня освещается электричеством, а там-то даже несколько деревень объединились и совместно освещаются". Все это, конечно, хорошо, но при этом упускается из виду другая история. А именно, в огромном большинстве случаев эти машины сняты с соседних фабрик, которые тем самым обречены на длительное бездействие, а с государственной точки зрения установка динамо-машины на фабрике, вероятно, имеет большее значение, чем установка той же машины в деревне!

Но не эта сторона важна, и я на ней останавливаться не буду. Сейчас важно положение больших центральных электрических станций. Что же делает Государство для удовлетворения будущей потребности промышленности и населения? Пока ничего. Больше того, оно, взяв все права, фактически не приняло на себя обязанности поддерживать станции жизнеспособными. Станции медленно, но систематически разрушаются. И вот печальный итог: Целый ряд механизмов опускается все ниже и ниже за неполучением необходимых средств для ремонта. Но вот результаты экономии: раньше Московская станция производила на каждый пуд нефти 22 киловатт-часа, сейчас же она производит только 17, несмотря на то, что ее котлы работают сейчас образцово, насколько это возможно без термометров, пирометров и прочих приборов. Ежегодно мы теперь сжигаем хищнически много десятков тысяч пудов драгоценной нефти, стоимость которой далеко превышает стоимость запасных частей. Повторяю, экономия превратилась в расточительность. Нигде нужды центральных станций не встречают отклика. Центральные электрические учреждения непрерывно реформируются, в них с калейдоскопической быстротой меняются лица, и, может быть, поэтому никто в положение электрических станций не вникает.

Как вспоминал сын Роберта Эдуардовича Иван, "в 1922 г. в Сиротском переулке (ныне ул. Шухова) в Москве собиралась из готовых поясов- гиперболоидов радиобашня оригинальной конструкции В.Г. Шухова. С территории завода "Русская машина" , где помещалось Управление Гидроторфа, было интересно наблюдать подъем гиперболоидов. Классон, признавая остроумие этой конструкции, все же считал более экономным, а потому и более правильным инженерным решением конструкцию радиомачт из составных столбов с системой оттяжек". Этот эпизод в очередной раз подтверждает высокую остроту инженерного взгляда Р.Э. Классона - даже в, казалось бы, чуждой ему сфере башенных металлоконструкций.

Ссылки:
1. Создание Всесоюзного института растениеводства, ВИР
2. Найден путь осуществления гидравлической добычи торфа
3. Классон Р.Э. в ГОЭЛРО
4. Под большевиками (Классон Р.Э. и электростанции)
5. Зимой 1918/19 года Классон Р.Э. едет за границу лечиться

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»