|
|||
|
Организация Акционерного Общества "Электропередача" с целью использования торфа
Как утверждал А.В. Винтер (первый практикант Классона), "уже с 1909-1910 гг. у Роберта Эдуардовича зреет заманчивая идея приложить свои знания электрификатора за пределами городской черты Москвы. Он мечтает построить вдали от Москвы районную электростанцию, используя местное топливо, и снабжать энергией этой станции промышленные предприятия, города и поселки района радиусом около 100 км. Следует отметить, что акционерное "Общество электрического освещения 1886 г." не имело права подавать и продавать вне черты города энергию Московской электростанции. Подмосковный угольный бассейн в то время был мало известен и разрабатывался слабо, поэтому Классон остановил свой выбор на торфе . На первых порах Р.Э., никому не рассказывая о своих замыслах, не создавая никакой проектной организации, самостоятельно и кропотливо проделал все подсчеты, убедился в их правильности, а затем обратился к банкирам, финансировавшим акционерное общество. Логика делаемого им предложения была неоспорима. Банкиры отлично понимали, что каждый затраченный ими на сооружение электростанции миллион сторицей возвратится, ибо потребители электроэнергии новой электростанции станут неизбежными заказчиками на всевозможное электрическое оборудование. Таким образом, было организовано новое акционерное общество "Электропередача" , техническим директором которого был назначен Р.Э. Классон с сохранением за ним поста технического директора Московской электростанции" (Известия АН СССР, Отделение технических наук. N9, 1951). Формальный запрет для "Общества 1886 г." продавать энергию Раушской станции вне Москвы (и даже вне Камер-Коллежского вала) был зафиксирован в упоминавшемся ранее концессионном договоре. В июле 1914-го "Московские ведомости" сообщили: "Городская управа предъявила к Обществу электрического освещения 1886 г. требование о немедленной уплате 50000 рублей, составляющих сумму процентных отчислений в пользу города за отпущенную Обществом для загородных абонентов электрическую энергию. Правление Общества отказалось от уплаты этой суммы и заявило, что оно намерено защищать в суде свои интересы". С другой стороны, Р.Э. Классон давно интересовался торфом как местным топливом. Так еще в 1899-м он сделал весьма обстоятельный доклад "О современном состоянии промышленной эксплуатации торфяных болот" на заседании Германского общества содействия разработке торфяников. Тем не менее, практического опыта у нашего героя не было никакого. Вот концовка этого доклада: "Общие указания при выборе той или другой системы приготовления машинного торфа для известного его сорта следует делать с крайней осмотрительностью. Вернее всего ведет к цели производство опытов в широких размерах, но и к опытам следует приступать не сразу, а лишь после тщательных изысканий, направленных к определению мощности торфяного слоя, заключающихся в нем посторонних веществ, родов торфа и их состава. <...> Однако, вместе с тем, в торфяное дело снова вторгается спекулятивная горячка, снова рекламируются и растут как грибы, "верные" средства уплотнения торфа и способы приготовления торфа, равного по качествам каменному углю. При обозрении привилегий, выданных за последние 20 лет, не трудно найти между ними старых знакомых в новых одеждах. Те же идеи, служившие раньше к выработке особых методов и приспособлений, возвращаются снова, так что невольно приходится удивляться требованиям, предъявлявшимся раньше и предъявляемым ныне к консистенции торфяной массы и к капиталистам, тогда как физические свойства торфа остаются неизменны. Не взирая на это, все еще применяется метод прессования мокрого торфа с помощью сит, фильтров и всевозможных приспособлений. Хотя различные способы торфодобывания, за исключением немногих, остались почти без изменения и лишь в устройство машин введены значительные усовершенствования, увеличившие их прочность и производительность, тем не менее по вопросу о применении торфа сделан большой шаг вперед. <...> Для повышения нагревательной способности торфа он подвергается также, как было уже упомянуто, огневой сушке. Для этой цели употреблялись печи с лучистой теплотой, печи с непосредственной утилизацией горения газов и, наконец, сушка горячим воздухом, причем, вследствие гигроскопичности, легкости и пористой консистенции торфяной массы, никогда не удавалось получать сразу большие количества сухого торфа и довести процентное содержание влаги в нем до минимума ниже 10% веса торфа" (ф. 9508 РГАЭ). А вот как вспоминал о приступе Р.Э. Классона к утилизации местного топлива В.А. Бреннер , поступивший служить на Раушскую станцию в 1898-м и ставший затем его секретарем: "Что торф служит топливом для значительной части текстильных фабрик Московского района, конечно, всем было хорошо известно, но что на торфяном болоте можно построить мощную электростанцию с торфодобычей с этих же болот, это для всех нас было полным откровением. Не имея ранее дела с торфом, Роберт Эдуардович садится за книги, посвященные торфяному хозяйству, для чего он дает мне лично поручение скупить все, что только имелось на [книжном] рынке по этому вопросу. Дает также, тотчас же, распоряжение за границу выслать все печатные материалы, имеющие отношение к торфодобыче и работе электрических станций на торфяном или более или менее подходящем топливе. Он немедленно разыскивает сам и приглашает на службу лиц, наиболее знакомых с торфяным хозяйством ( И.И. Радченко , Е.С. Меншиков и др.). Сметы на станцию были составлены в 6 миллионов рублей, истрачено же на самую постройку ее было свыше 12 миллионов рублей. Такой "перерасход" доставил Р.Э. немало тяжелых переживаний при разговорах с нашими "хозяевами", немецкими и швейцарскими банками, но, конечно, никакой перерасход не мог удержать Р.Э. от осуществления его идеи, раз он признавал эту идею правильной. Он рассуждал вполне естественно, что пусть первый опыт будет дорогим, пусть будет станция не совсем правильно выстроенной, но идея, положенная в основу постройки районной станции, вполне целесообразна, и от осуществления такой идеи его нельзя было ничем удержать" (Памяти Р.Э. Классона. МОГЭС. 1926). После поездки Р.Э. Классона в конце 1911-го со сметой в Берлин проект сооружения "Электропередачи" получил финансирование. Н.И. Языков так определял в 1926-м отношения Классона с западными банкирами: "Для дела Роберт Эдуардович в средствах не стеснялся. Не дают по письму, съездит в Берлин, убедит, ну и дадут. Хотя он в банках и назывался "наш Goldfresser" [("наш пожиратель золота")], а все-таки деньги давали". (см. Фото: Банкиры на болоте) Тем не менее, как мы уже видели и увидим далее, наш герой к расходованию финансовых средств относился весьма рачительно. Сам Р.Э. Классон о своем новом проекте оставил следующие воспоминания: Московская Электрическая станция работала исключительно на нефти , и, когда в 1911 г. я получил известие, что в 75-ти верстах от Москвы продается большое торфяное болото, то решил попытаться привлечь иностранный капитал к постройке районной электрической станции на торфу. В ноябре была предпринята экспедиция на болото для его осмотра, а затем я поехал в Берлин для ведения переговоров с банками относительно финансирования предприятия. В течение двух дней я договорился с банками, немецкими и швейцарскими, все необходимые кредиты были ассигнованы. Причем я, никогда не работавший ранее с торфом, ошибся в определении сметы на стоимость постройки электрической станции, так как упустил из вида значительное количество построек, которые необходимо было возвести в пустынном месте будущей районной станции, для того чтобы обеспечить персонал. Приходилось строить не только квартиры, но и больницы, школы, склады, бани и пр. - словом, выстроить почти небольшой город. Зимой были составлены проекты, причем все проекты составлялись на Московской станции, ее персоналом, так как вообще постройка должна была вестись преимущественно силами и средствами этой станции, для которой районная станция являлась помощью и подспорьем.
Ссылки:
|