Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Финансовая Комиссия Губернского земства о договоре с Обществом 1886 г

Доклад Финансовой Комиссии о договоре с Обществом электрического освещения 1886 г. Редакция помещает полностью настоящий доклад очередной сессии 1914 года Московского Губернского Земского Собрания, как материал по вопросу, затронутому докладом П.И. Авцына . (Здесь видна рука гласного Московского Губернского Земского Собрания г-на Ржевского (см. выше его выступление в дискуссии после доклада г-на Авцына)! - Примеч. М.И. Классона

Губернское Земское Собрание экстренной сессии 1913 г. по предложению Финансовой Комиссии отложило рассмотрение доклада Управы о договоре Губернского Земства с Обществом электрического освещения 1886 г. и поручило Финансовой Комиссии рассмотреть вопрос во всем его объеме, включив в состав комиссии гласных В.А. Ржевского и С.И. Бакастова , представителей Московского самоуправления и губернских гласных-юристов?. Обсуждению означенного вопроса Финансовая Комиссия посвятила 8 заседаний (7, 8, 11, 19 и 23 декабря 1913 г. и 3, 8 и 23 февраля 1914 г.). В основание обсуждения был положен доклад Управы экстренной сессии 1913 г., содержащий главные основания для заключения договора с Обществом электрического освещения. Эти основные положения были подробно обсуждены в заседаниях Финансовой Комиссии и подверглись более или менее значительной переработке; от некоторых, по выяснении их невыгодности, пришлось совершенно отказаться и заменить их другими. Вновь выработанные основные положения Финансовая Комиссия имеет честь представить на рассмотрение Губернского Земского Собрания.

I. Предмет договора

Рассмотрение предложения Общества электрического освещения выяснило, какое громадное значение будет иметь для промышленности Московской губ. предприятие, проектируемое Обществом. Не подлежит сомнению, что при тех преимуществах, какие представляет пользование электрической энергией для промышленных заведений, значительная часть их, если не большинство, перейдут от пользования собственными паровыми или тепловыми двигателями к пользованию электрическими двигателями от тока Общества. Таким образом, промышленность Московской губернии неизбежно станет в зависимость от Общества электрического освещения. Приостановка действий станции Общества неизбежно вызовет приостановку действий промышленных заведений со всеми ее последствиями, как для владельцев, так и для рабочих. Но если этого ожидать в близком будущем нет оснований, хотя нельзя отрицать возможности таковой приостановки с использованием имеющихся у Общества торфяных болот и при необходимости для него перейти на более дорогое и потому невыгодное топливо, то, во всяком случае, отказ в предоставлении электрической энергии отдельным потребителям или предоставление электрической энергии отдельным потребителям на различных условиях, более или менее выгодных для них, даст в руки Общества могучее орудие влиять на распространение отдельных видов промышленности в Московской губернии. Так, будучи заинтересовано в какой-нибудь отрасли промышленности, Общество может отказать в предоставлении электрической энергии вновь возникающим конкурирующим предприятиям, ссылаясь на полное использование мощности станции, или же предложить этому предприятию менее выгодные условия пользования электрической энергии. Необходимо иметь в виду, что в настоящее время все крупные предприятия связаны между собой посредством банков, принимающих на себя их финансирование. Само собой понятно, что вполне устранить такое направление деятельности Общества, если оно будет иметь место, невозможно, но в значительной степени возможно препятствовать ему. С этой целью должен быть строго ограничен район деятельности Общества и должна быть обусловлена известная минимальная мощность станции, в зависимости от ожидаемого потребления энергии в этом районе.

Всякое дальнейшее увеличение района действия станции может происходить лишь с разрешения Земства, при соответственном увеличении мощности станции и гарантии со стороны Общества в том, что потребность данного района в электрической энергии в ближайшее, по крайней мере, время будет удовлетворена. В этом отношении со стороны Общества электрического освещения никаких гарантий не предоставлено.

Общество электрического освещения настойчиво добивается предос- тавления ему права прокладки проводов и кабелей "по всем общего пользования землям в пределах Московской губернии, находящимся в ведении и распоряжении Земства в течение действия сего договора". Другими словами, Общество электрического освещения желает предоставления ему права передачи электрической энергии на всю площадь Московской губернии, не оговариваясь в своем предложении, какова будет мощность сооружаемой им станции.

При переговорах с Обществом им была представлена справка следующего содержания: "Предполагаемая мощность Богородской станции не более 20 000 килоуатт. Число часов работы около 3 000 в год, причем в число 20 000 килоуатт входят, как резерв, 5 000 киловатт. Начальная мощность 15 000 киловатт, из них 5 000 киловатт - резерв". Не подлежит сомнению, что указанная мощность станции недостаточна для удовлетворения сколько- нибудь значительной части потребности в электрической энергии в Московской губернии. Несколько данных подтвердят это наглядно. По приведенной справке производительность Богородской станции, не считая запасных машин, будет 15 000 киловатт х 3 000 час. = 45 000 000 килоуатт-часов. Общество Московского металлического завода (Гужона) пользуется электрической энергией от станции Общества в гор. Москве (на Раушской набережной ) и потребляет, по словам представителя Общества, 20 000 000 килоуатт-часов в год, т.-е. почти половину энергии ,которая предполагается к отпуску с Богородской станции. Мощность электрической станции О-ва в Москве равна 68 000 лош. сил, или 46 000 килоуатт.

Потребление электрической энергии со станции О-ва в гор. Москве достигло в 1912 году свыше 53 миллионов килоуатт-часов. Та-ким образом, Богородская станция не в состоянии удовлетворить потребление электрической энергии в одной Москве. Не подлежит сомнению, что в черте Московской губ. найдется не одно промышленное предприятие с потреблением энергии, если не равным, то близким к потреблению О-вом Металлического завода и, таким образом, несколько таких крупных предприятий используют всю мощность Богородской станции. При этих условиях является опасность, что Обществом будут в самом начале действия Богородской станции заключены договоры с небольшим сравнительно числом крупных и выгодных для него предпринимателей, а дальнейшим [абонентам] будет отказано, так как в предложениях Общества не упоминается об обязательном для Общества увеличении мощности станции в зависимости от предъявляемых требований на энергию да и, конечно, на О-во не может быть возложено такое беспредельное увеличение мощности станции.

Изложенные соображения приводят к выводу, что район, требуемый Обществом, не соответствует той станции, которая будет у Общества. Если даже предположить, что приведенная справка содержит уменьшенные данные и что в действительности Обществом будет сооружена станция значительно большей мощности, примерно, хотя бы в пять раз, то и то такая станция не в состоянии удовлетворить потребности в электрической энергии во всей Московской губернии. Необходимо поэтому ограничить первоначальный район, предоставляемый О-ву для прокладки проводов и в зависимости от вероятного потребления электрической энергии в этом районе обязать О-во устроить станцию соответственной мощности. По этим соображениям комиссия считает необходимым предоставить О-ву право прокладки проводов и кабелей лишь по тем дорогам, которые находятся в настоящее время в ведении Губернского Земства.

Что касается первоначальной мощности станции, то таковая за отсутствием данных не могла быть установлена комиссией. Соображения по этому поводу должны быть представлены О-вом, производившим с этой целью обследование местных фабрик и заводов. Подобное обстоятельство, устроить первоначально станцию определенной мощности, входит обычно в договоры предпринимателей с общественными управлениями. Так, в договоре этого же Общества с Петербургским Уездным земством первоначальная мощность станции для снабжения электрической энергией одного лишь Петербургского уезда определена в 3 000 килоуатт, с обязательством прокладки сети по всем улицам (пригородов), указанных на плане. То же О-во электрического освещения, при заключении с Московским Городским Управлением договора в 1895 году, обязывалось устроить в течение 4-х лет станцию, достаточную для питания 30 000 одновременно горящих ламп в 16 свечей. Лампы в 16 свечей того времени потребляли 56 уатт, и, следовательно, первоначальная мощность [Раушской] станции должна была быть 1 680 киловатт.

В целях ограждения Земства от возможных требований со стороны О-ва в договоре должна быть сделана оговорка, что обязательство со стороны Земства в отношении шоссе и дорог имеют для Земства силу лишь в том случае, если при передаче на новый срок в ведение Земства казенных шоссе правительством не будут поставлены условия, при которых Земство не будет иметь возможности выполнить принятые на себя перед О-вом обязательства.

Исходя из изложенных соображений комиссия приходит к следующим положениям. Для обслуживания электрической энергией Московской губернии и местных путей сообщения Московское Губернское Земство, согласно с п.2 Положения о земских учреждениях, предоставляет Обществу на все время действия сего договора право проводки электрических воздушных проводов и прокладки электрических подземных кабелей по находящимся ко времени заключения договора в ведении и распоряжении Московского Губернского Земства дорогам общего пользования и мостам на этих дорогах, согласно прилагаемой при сем карте дорог, для передачи по этим проводам и кабелям электрической энергии, как высокого напряжения до 100 000 вольт, так и трансформированной, низкого напряжения. Устройство сооружений для передачи энергии на деревянных мостах Общество может производить каждый раз лишь с особого разрешения Губернской Управы. Право для Общества прокладывать провода и кабели по не состоящим в настоящее время в ведении Земства разрывам, означенным на карте, возникает лишь с момента передачи этих разрывов в ведение и распоряжение Земства. В случаях, заявленных Ведомствами или частными лицами, споров о правах Земства на вышеозначенные дороги или части дорог Земство за исход таких споров не принимает перед Обществом никакой ответственности. Настоящее обязательство имеет для Московского Губернского Земства силу лишь в том случае, если правительством при возобновлении передачи казенных шоссе, дорог и мостов в ведение Московского Губернского Земства или новыми законами о дорогах не будут поставлены такие условия, при которых выполнение ст. 1-й настоящих положений явится для Московского Губернского Земства невыполнимым.

II. При предоставлении Обществу права прокладки проводов по дорогам, находящимся в ведении Земства, необходимо должны быть приняты меры к тому, чтобы устроенная О-вом сеть не могла служить препятствием для выполнения Земством устройств, имеющих общественное значение, как, например, прокладка водопроводных или канализационных труб, проведение земского трамвая, производство шоссейных работ и т.п. Перечисленные здесь для примера устройства имеют столь важное общественное значение, что перед ними должны поступиться интересы предпринимателя и отдельных лиц или предприятия. Поэтому является справедливым обязать Общество, в случае необходимости, при производстве работ по подобного рода устройствам переносить принадлежащую ему сеть проводов и другие принадлежности сети, как, например, трансформаторные будки, в другие места по указанию Управы. Расходы, связанные с таким переносом, должны быть относимы, по тем же соображениям, на счет О-ва.

Но Земство должно сохранить за собой возможность побуждения Общества к удешевлению для потребителей электрической энергии. Как показывает опыт городских управлений, единственным действительным* средством является предоставление таких же прав, какие имеет О-во, другим предпринимателям. С этой целью в договоре должно быть указано отсутствие у О-ва исключительных (монопольных) прав и обусловлено за Земством право предоставления другим предпринимателям тех же прав по прокладке проводов, какие предоставлены Обществу электрического освещения.

Опыт гор. Москвы показывает, что одна только возможность появления конкурента заставила Общество пойти на значительное удешевление тарифов, предоставление различных льгот потребителям и на усиленную прокладку сети по тем улицам, по которым Об-щество ранее не спешило с прокладкой кабелей, ввиду малого ожидаемого потребления электрической энергии. Нельзя при этом, однако, упускать из виду, что подобными действиями Об-ва новый конкурент может быть поставлен в столь невыгодное положение, что вынужден будет отказаться от устройства своего конкурирующего предприятия. В таких случаях Земство будет вынуждено само приступить к устройству станции и проведению сети. Не подлежит сомнению, что на устройство такого конкурирующего предприятия Земство пойдет не в интересах наживы, а в интересах населения губернии, и ему должны быть предоставлены некоторые преимущества перед Обществом. С этой целью представляется правильным предоставить Земству право требовать от О-ва, в случае устройства Земством собственной электропередачи, переноса проводов и кабелей, с тем лишь ограничением, что расходы по такому переносу должны быть оплачены Земством по их действительной стоимости. Указанные соображения формулированы в следующем положении.

Общество настоящим договором не приобретает никаких исключительных (монопольных) прав. Московское Губернское Земство, независимо от того, что само может прокладывать кабели и проводить воздушные провода для всяких целей по указанным в ст. 1 основных положений землям и мостам, может разрешать такую прокладку другим пред-принимателям и притом по всем землям, шоссе и дорогам, не исключая и тех, по которым будет идти сеть Общества, а так же и по всем направлениям, как параллельно с проводами и кабелями Общества, так и с пересечением их. Общество также должно предоставлять Московскому Губернскому Земству в пределах дорожной полосы, при всяких Московского Губернского Земства работах, преимущественное право перед своими работами, а также по требованию земства перекладывать кабели и переставлять мачты с проводами, равно как трансформаторные помещения на другое, по указанию Управы, место за свой счет в случаях необходимости, как то: шоссейных работ, земского трамвая или осу-ществления крупных предприятий Земства. При устройстве Земством собственной электропередачи перенос проводов и кабелей, указанный в этом параграфе, так же обязателен для Общества, но все расходу по переносу оплачиваются Земством по действительной стоимости.

III. Отчисления в пользу Земства Вопрос о плате Обществом Земству за предоставляемое Обществу право пользования земскими дорогами был подробно обсужден в двух заседаниях комиссии. Общество предлагало установить определенную плату за каждую версту проложенных проводов, причем эта плата понижалась в зависимости от расстояния от гор. Москвы. Это предложение было отвергнуто комиссией. Одним из главных оснований к отклонению предложенного Обществом способа оплаты послужило то соображение, что плата эта не находилась ни в каком соответствии с количеством передаваемой по проводам энергии. Так, по проводу одного и того же сечения может быть передано весьма различное количество энергии, в зависимости от напряжения электрического тока. Так как напряжение тока, доставляемого Обществом, будет весьма различно - от 120 вольт до 100 000 вольт, то не представляется возможным установление однообразной платы с версты. Пришлось бы плату изменять в зависимости от сечения проводов, от величины напряжения тока, от расстояния от Москвы и от числа проводов, что повело бы к установлению весьма сложных и запутанных ставок. По этим соображениям комиссия остановилась на принципе ежегодного процентного отчисления с сумм, получаемых Обществом за отпущенную им энергию. При этом был возбужден вопрос, должно ли Общество уплачивать отчисление со всей суммы, полученной за энергию, отпущенной со станции, или только за энергию, потребленную в пределах Московской губернии, за исключением гор. Москвы. Сторонники последнего мнения полагали, что отчисление в пользу Земства с суммы, полученной Обществом с абонентов, живущих в черте города Москвы и за пределами Московской губернии, было бы неправильно, так как гор. Москва в настоящее время получает известное отчисление с валового дохода Общества от тока, отпускаемого в черте гор. Москвы. Весьма вероятно, что и соседние губернии, по дорогам которых О- во поведет сеть своих проводов, установят какую-либо плату, и, таким образом, одно и то же количество доставленной энергии будет обложено как бы дважды: в пользу Московского Губернского земства и в пользу гор. Москвы или в пользу Земства соседней губернии.

Сторонники первого мнения - отчисления со всей суммы, полученной Об- вом за отпущенную энергию, независимо от места потребления - указывали, что здесь, собственно, нет двойного обложения. Раз Общество пользуется земскими дорогами, оно должно вносить известное отчисление в пользу Земства, независимо от того, кто является потребителем электрической энергии и где он находится. В Москве уже имеется электрическая станция, и О-ву, казалось бы, нет основания передавать энергию за 60 верст в Москву. Если О-во электрического освещения будет снабжать абонентов в черте города Москвы током от Богородской станции, то только потому, что ему это выгоднее, чем давать ток от станции на Раушской набережной. Эта выгода, будет ли она мала или значительна, поступит целиком в пользу Общества, так как размер отчисления в пользу гор. Москвы установлен договором и не может быть увеличен Городским Управлением. Нет основания предполагать, что О-во при отказе Земства от отчислений с платы за ток, потребляемый в черте гор. Москвы, понизит тариф.

Опыт показал, что О-во идет на понижение тарифа только под влиянием внешних условий, как, например, появление конкурента, с целью, по возможности, увеличить число абонентов. Таким образом, отказ Земства от отчисления с платы за ток, потребляемый в черте гор. Москвы, увеличит лишь чистый доход О-ва. Точно так же нет оснований отказываться от отчислений с платы за ток, потребляемый в соседних губерниях. Возможно, что земства этих губерний установят то-же какую-либо плату за пользование дорогами в черте этих губерний. Установление небольшого отчисления в пользу Московского Земства не помешает земству соседней губернии установить некоторое отчисление в свою пользу, а только лишь уменьшит размер этого отчисления.

Нельзя упускать и следующего соображения: передавая ток в соседние губернии, О-во как бы передает туда то количество торфа, которое могло бы поступить на рынок в Московской губернии, и этим несколько, может быть, ослабит повышение цен на топливо, особенно сильно замечаемое в Московской губер-нии. (По рыночной логике - понижение! - Примеч. М.И. Классона) (По отчету за 1912 г. эти цифры определялись для Москвы около 19 коп. за энергию для освещения и около 6 коп. за энергию для технических целей. Финансовая комиссия, признавая принципиально правильным обложение в пользу земства электрической энергии, потребляемой в черте гор. Москвы, не пришло к определенному заключению относительно размера этого обложения. Что касается размера ежегодного отчисления, то Комиссия остановилась на следующем: процент отчисления установлен различный, в зависимости от того, для каких целей потребляется энергия, и притом с энергии, потребляемой для освещения, процент установлен более высокий, чем с энергии для технических целей. Основанием к тому служи то обстоятельство, что и цена за энергию, потребляемую для освещения, значительно выше цены за энергию, потребляемую для технических целей. По этим соображениям Финансовая комиссия предлагает установить отчисления от сум, уплаченных О-ву за энергию, в следующих размерах:

Таб стр 162 Для освещения Для техниче-ских целей С суммы до 2 млн руб. Свыше 2 млн руб. до 4 млн руб. Свыше 4 млн руб. до 6 млн руб. Свыше 6 млн руб. до 8 млн руб. Свыше 8 млн руб. 4% 4.% 5% 5.% 6% 2% 2.% 2.% 2.% 3% Следующие соображения позволят судить, каковы будут приблизительные отчисления в пользу Земства с суммы, полученной О-вом за энергию, отпущенную с Богородской станции при условии, что производительность станции будет такова, какая указана в справке О-ва, и что отчисления в пользу Земства производятся с суммы, полученной за всю энергию независимо от места потребления ее. По упомянутой справке общая производительность Богородской станции будет 15 000 киловатт х 3 000 час = 45 000 000 млн киловатт-часов. Согласно отчета Общества за 1912 г. распределение отпущенной со станций Общества в Петербурге, Москве и Лодзи, между разными родами потребления было таково:

таб стр 162 Петербург Москва Лодзь Для освещения у абонентов Для освещения на улице Для технических целей Для трамвая Для собств. употребления 35,5% 3,7% 60,5% - 0,3% 35,9% 1,1% 62,6% - 0,4% 10,4% 0,7% 85,4% 3,4% 0,1% Всего отпущено 35 927 216 квт-ч 53 002 360 квт-ч 31 701 417 квт-ч Можно ожидать, что распределение энергии, отпущенной с Богородской станции, по роду потребления будет приближаться к имеющемуся в Лодзи. Предполагая, что 75% энергии с Богородской станции пойдет для технических целей и 25% - для освещения, и принимая среднюю цену энергии для освещения в 15 коп. за киловатт-час и для техниче-ских целей 6 коп. за киловатт-час** , получим, что доход Богородской станции будет: (освещение) 11 000 000 квт-ч х 15 коп. = 1 650 000 руб. (для технич. целей) 34 000 000 квт-ч х 5 коп. = 2 040 000 руб. (таб стр 163) Отчисления в пользу Земства составят:

с суммы, полученной за энергию для освещения 4% с 1 650 000 руб. 66 000 руб. с суммы, полученной за энергию для технич. целей 2% с 2 000 000 руб. 40 000 руб. 2.% с 40 000 руб. 900 руб. 40 900 руб. Всего 106 900 руб. На один отпущенный киловатт-час это составит менее 0,24 коп. и в процентах с валового дохода около 2,9%. Для сравнения здесь приведены данные из отчета по эксплоатации Московской станции Общества . Общество Электрического Освещения уплачивает в пользу Московского Городского Управления 6% с суммы, полученной за энергию, отпущенную для освещения, и 3% с суммы, полученной за энергию, отпущенную для технических целей. За 1912 г. Общество уплатило: за энергию для освещения 226 852 руб. 28 коп. за энергию для технич. целей 36 591 руб. 92 коп. Всего 263 444 руб. 20 коп. За 1912 год было отпущено: для освещения 19 050 755 киловатт-час для технич. целей 33 155 564 - Всего 52 206 319 киловатт-час Отчисления в пользу города Москвы составили за 1 киловатт-час несколько более 0,5 коп. В действительности это отчисление выше, так как с тока, отпускаемого для нужд Городского Управления, отчислений в пользу Городского Управления не производится.

По договору с Петербургским Уездным Земством Общество обязано уплачивать с суммы, полученной за энергию, отпущенную для освещения: в течение первых 5 лет по 3.5% - вторых 5 лет по 4% - третьих 5 лет по 4.5 - четвертых 5 лет по 5% ? пятых 5 лет по 5.5 - остальных лет по 6% с суммы, полученной за энергию, отпущенную для технических целей - по 2% в течение всего договорного срока.

Изложенные соображения показывают, что отчисления в пользу Губернского Земства не могут быть ни в каком случае признаны обременительными для Общества и что отдельные городские управления в пределах Московской губ., не исключая и гор. Москвы, могут взимать в свою пользу с энергии, потребляемой в черте городов, некоторый дополнительный налог.

Помимо ежегодной уплаты в виде процентного отчисления с валового дохода от продажи О-вом электрической энергии Комиссия признает необходимым получение от Об-щества некоторой определенной суммы в виде акций. Не подлежит сомнению, что владение хотя бы значительной частью акций не даст каких-либо особых прав и преимуществ Земству в настоящее время. Владение этими акциями может иметь очень большое значение при ликвидации О-ва, как при переходе предприятия в Земство, так и при выкупе. В этих целях количество акций, передаваемых Земству, должно находиться в известном отношении к общему числу всех выпущенных акций.

После переговоров по этому вопросу с представителями О-ва Комиссия остановилась на следующих цифрах: при подписании договора Земству должно быть передано бесплатно акций на сумму (по номинальной стоимости), равную 5% основного капитала; при всяком новом выпуске акций Земству должно быть предоставлено право приобретения сверх причитающихся Земству по разверстке акций еще 10% выпускаемых акций по цене выпуска. Согласно Устава вновь образованного Общества "Электропередача" , коему О-во электрического освещения передает все права и обязательства по договору с Губернским Земством, основной капитал Общества "Электропередача" определяется в 6 000 000 руб., разделенных на 12 000 акций по 500 руб.

Таким образом, Земству при подписании договора должны быть переданы 600 акций по 500 руб. каждая. Дивиденд по этим акциям, получаемый Земством, должен быть зачисляем в счет платы, отчисляемой в пользу Земства с отпущенной О-вом электрической энергии.

На основании приведенных соображений Комиссия пришла к следующему положению, долженствующему быть положенным в основание заключаемого договора. Общество уплачивает в пользу Земства за отпущенную своим потребителям энергию нижеследующее процентное отчисление, а именно: с суммы до первых 2 миллионов руб., получаемых Обществом за энергию с абонентов, в пользу Земства должно отчисляться 4%, за энергию, полученную на освещение, и 2% за энергию на технические и др. цели; с каждых последующих 2 миллионов руб., полученных Обществом за энергию, отпущенную абонентам, отчисления в пользу Земства должны увеличиваться с суммы за энергию, отпущенную на освещение, по 0,5% и суммы за энергию на технические и др. цели - по 025%, с тем чтобы высший процент, взимаемый Земством с суммы, получаемой Обществом за энергию в год, не должен превышать 6% с суммы, получаемой Обществом за освещение, и 3% с суммы, получаемой за энергию на технические цели. Причитающиеся в пользу Земства платежи вносятся Обществом в земскую кассу согласно общей суммы счетов, подаваемых Обществом абонентам. Долги по счетам абонентов, списанные Обществом как безнадежные, учитываются в конце года и уплаченные Земству по этим счетам процентные отчисления возвращаются Обществу обратно.

Московскому Губернскому Земству предоставляется преимущественное право покупки при каждом новом выпуске акций 10% новых акций по цене выпуска, установленной для акционеров, сверх акций, причитающихся Московскому Губернскому Земству по разверстке; о своем желании приобретения дополнительных акций Земство должно предупредить Общество за 1 месяц до их выпуска. Дивиденд с акций должен зачитываться в счет платы за отпуск энергии.

IV. Срок действия договора и выкуп

Существенно важным пунктом договора является срок, в течение которого сохраняет свою силу для обеих сторон подобный договор. В первоначальном предложении О-ва этот срок определялся в 80 лет. После переговоров представители О-ва согласились уменьшить срок до 60 лет, считая со дня подписания договора. Не имея в своем распоряжении достаточных данных Финансовая комиссия считает своим долгом довести до сведения Собрания, что этот указанный срок в 60 лет нельзя не признать слишком большим, как это видно из следующих соображений. О-во электрического освещения заключило с Московским Городским Управлением аналогичный договор в 1895 году сроком на 50 лет. В то время электрическая энергия применялась, главным образом, для освещения; применение электрической энергии для технических целей только начиналось, и столь значительный срок договора имел некоторое основание, давая возможность предпринимателю окупить свои расходы. В настоящее время условия резко изменились. Потребление электрической энергии для технических целей распространено весьма широко, и электрические станции начинают рассчитывать свой сбыт энергии, главным образом, на применение электрической энергии для технических целей. Так, по отчету Общества за 1912 г. присоединения на 31 декабря 1912 г. и число присоединений за 1912 г. определялись следующими цифрами:

табл стр 165 С.-Петербург Москва Лодзь Кол-во Квт Кол-во Квт Кол-во Квт Ламп накаливания в 5-1000 норм. свечей Прибыло Вольтовых дуг Прибыло Электрич. двиг. в 0,2-1000 лош. сил Прибыло 589681 77162 1603 72 3281 971 17144 1170 1130 56 19650 8377 1047363 238603 1919 127 7020 2165 35293 3913 1375 104 31383 10916 123177 37134 632 49 2404 729 5227 1451 463 34 18059 3397

Из этой таблицы видно, что в то время как ламп накаливания в Москве прибыло на 3 913 килоуатт, или на 11,8%, мощность присоединенных электродвигателей увеличилась на 10 916 килоуатт, или на 31,6%. Как известно, отпуск энергии для технических целей, вообще, выгоднее для центральных электрических станций, так как каждый присоединенный килоуатт моторов значительно больше по времени потребляет ток, чем килоуатт для освещения. То же Общество электрического освещения заключило с Петербургским Уездным Зем-ством 11 сентября 1912 г. договор на устройство и эксплоатацию центральной электрической станции в Петербургском уезде, сроком по 31 декабря 1953 г., т.е. на 41 год.

Приведенных данных о сроке договора О-ва с Петербургским Земством не было в распоряжении Финансовой комиссии во время последнего заседания 23 февраля [1914 г.]. По истечении срока договора все предприятие должно перейти в пользу Губернского земства безвозмездно.

Не менее важное значение имеет установление в договоре права Земства досрочного выкупа предприятия и установление условий выкупа. Наиболее трудностей представляет именно последнее. Что касается срока, с которого Земство получает право выкупа, то Комиссия полагала возможным предоставить Земству это право через число лет, равное половине срока дей-ствия договора, т.е. если договор будет заключен сроком на 60 лет, то через 30 лет. Это право выкупа должно быть предоставлено Земству и в дальнейшее время действия договора, причем комиссия остановилась на пятилетних сроках. Таким образом, Земству, если договор будет заключен на 60 лет, должно быть предоставлено право выкупа на 30-м, 35-м, 40-м, 45-м, 50-м и 55-м годах действия договора. О намерении своем выкупить предприятие Общество должно быть предупреждено заблаговременно, и в этом отношении комиссия сочла возможным принять предложение представителей О-ва и установить, что О-во должно быть предупреждено о выкупе за три года до срока, предусмотренного в договоре для выкупа. Определение условий, на которых может быть произведен выкуп, как указывалось выше, весьма затруднительно. Опыт городских управлений, выкупавших различные предприятия, показывает, на какие тяжелые материальные затраты вынуждены были идти Городские Управления при выкупе различных предприятий, как то водопровода, конно-железных дорог, газовых заводов и т.п.

Представители О-ва электрического освещения, со своей стороны, предложили следующие условия выкупа (Общество исходит из предположения, что выкуп может быть произведен на 40-м и 50-м году действия договора). За передачу Земству всех относящихся к предприятию земельных участков, сооружений, договоров и прав оно возмещает Обществу произведенные им по день перехода предприятия, согласно отчета торговых книг Общества, действительные затраты по приобретению и устройствам, за вычетом сумм фонда погашения, образующегося путем списывания Обществом в конце каждого календарного года (впервые - за 1916 г.) 0,421% со стоимости по балансу существующих к тому времени и служащих для целей сего предприятия земельных участков, сооружений и пр., причем на означенный фонд насчитыва-ется 4% годовых. К образующейся таким путем выкупной сумме прибавляется 30% при выкупе предприятия Земством через 40 лет и 20% при выкупе через 50 лет. Условия эти нельзя признать тяжелыми. Не входя в подробный разбор этих условий, Комиссия полагала возможным ограничиться лишь одними соображениями о выкупе и переходе предприятия в собственность Земства по истечении срока договора, полагая, что подробные условия выкупа будут выработаны комиссией, коей будет поручено Земским Собранием составление проекта договора.

В целях гарантии, что как при выкупе, так и при переходе к Земству по истечении срока договора всего предприятия все части и сооружения будут в исправном состоянии, Комиссия полагала обязать Общество к сроку первого выкупа внести в кассу Управы определенный капитал, из коего земство могло бы оплатить расходы по исправлению неисправных частей. Размер этого капитала Комиссия полагала необходимым установить в сумме не менее 250 000 руб. На случай могущих возникнуть споров о состоянии тех или иных частей устройства должна быть организована экспертная комиссия в составе трех лиц: одного по назначению Управы, другого по назначению Общества и третьего, выбираемого означенными двумя лицами, причем члены экспертной комиссии не должны состоять на службе ни у одной из договаривавшихся сторон. Постановления экспертной комиссии считаются обязательными для обеих сторон.

Изложенные соображения могут быть сведены к следующему положению. Настоящий договор заключается на срок по 31-ое декабря 1974 г. включительно. По истечении срока настоящего договора, т.е. 31 декабря 1974 года, все входящее в состав предприятия имущество Общества переходит в собственность земства безвозмездно. Земство имеет право 1-го января 1944 г., 1949 г., 10954 г, 1959 г., 1964 г. и 1969 года выкупить все входящее в состав данного предприятия имущество Общества, т.е. земельные участки, электрические станции, со всеми механическими и электрическими устройствами, кабели, провода и вообще необходимые для эксплуатации сооружения и склады. О выкупе Земство имеет заявить за три года. Общество обязуется все свои сооружения, касающиеся этого договора, передать Земству по последней инвентарной описи в исправности, причем мощность механических устройств должна превышать не менее чем на 10% наибольшую затребованную и разви-тую мощность станции в последнем году, которая, однако, ни в коем случае не должна быть ниже средней максимальной мощности за последние пять лет. В виде гарантии это-го обязательства Общество обязано, к первому указанному в договоре сроку, из чистой прибыли составить капитал в 250 000 рублей и внести таковой на хранение в кассу Земства наличными и процентными бумагами. Проценты с этого фонда получает Общество. При выкупе сооружений Земством последнее покрывает из этого фонда затраты по исправлению неисправных частей в случае, если бы Общество отказалось эти исправления произвести собственными силами. В случае разногласия о необходимости произвести эти затраты вопрос решает особо избираемая экспертная комиссия. Неизрасходованная часть этого капитала возвращается Обще-ству.

V. Тарифы Вопрос о тарифах подвергся подробной разработке в Комиссии. Исходя из того положения, что невозможно установить какой-либо определенный тариф на столь продолжительный срок, какой предусмотрен договором, Комиссия полагала необходимым установить лишь максимальные ставки для различных групп потребителей. Наиболее высокие ставки имеются в отделе Д, где помещены тарифы для частных лиц и неземских учреждений. Максимальный тариф для освещения определен в 2,5 коп. за один гектоуатт-час; при этом тарифе горение одной лампы с металлической нитью в 16 свечей будет стоить около 0,5 коп. в час. Что касается уличного освещения, то Комиссия не нашла возможным принять предложение Общества, по которому годовая плата за фонарь уличного освещения в 100 свечей определялась Обществом: при горении 2 500 час. в течение года 30 руб., 3 200 - 40 руб. При этой плате Общество принимало на свой счет установку фонарей, а также обслуживание при условии, что число фонарей в каждом районе будет не менее 200 штук. Если произвести подсчет, то окажется, что в тех районах, где фонарей будет менее 200 и где, следовательно, Об-во не принимает на себя обслуживание, электрическая энергия для горения фонарей будет оплачиваться при 2 500 час. по 1,20 коп. за гектоуатт-час и при 3 200 час. горения - по 1,25 коп. за гектоуатт-час. Эти цены нельзя не признать высокими. Комиссия считала возможным понизить эти цены до 0,7 коп. за гектоуатт-час, при условии освобождения О-ва от расходов по установке и обслуживанию фонарей. При этой оценке за электрическую энергию горение одного фонаря в 100 свечей, не считая расходов по обслуживанию, ремонту и замене ламп, будет стоить: при 2 500 час. около 17 руб. 50 коп. в год, 3 200 - 22 руб. 40 коп. в год.

Ввиду того, что за время действия договора, благодаря новым изобретениям, может значительно удешевиться получение электрической энергии и предусмотренные договором тарифы окажутся высокими, Комиссия считает необходимым внести в договор пункт, предусматривающий обязательное для О-ва понижение тарифов. Вопрос о том, насколько новые изобретения или усовершенствования понижают себестоимость энергии у Общества сравнительно с той, которая им определена первоначально, решается всякий раз особой экспертной комиссией, образуемой, как указано в положении.

Основные положения о тарифах могут быть сведены к следующим.

А) Общество обязуется доставлять Московскому Губернскому Земству в течение действия сего договора электрическую энергию для учреждений и зданий Губернского Земства в Москве и уездах:

а) для освещения и подъемных машин не дороже одной (1) копейки за гектоуатт-час;

б) для моторов высокого напряжения водокачки не дороже трех десятых (0,3) коп. за гектоуатт-час, а для прочих моторов и технических целей не дороже четырех десятых (0,4) коп. гектоуатт-час низкого напряжения;

в) для электрических железных дорог, принадлежащих Московскому Губернскому Земству, не дороже четырех десятых (0,4) коп. за гектоуатт- час высокого напряжения. Тариф этот должен быть, во всяком случае, ниже на 10% цены, уплачиваемой Обществу трамваями Московской губернии аналогичного типа и значения. В случае, если Московское Губернское Земство пожелает устроить электрический трамвай, Обществу предоставляет ся преимущество перед другими соискателями, кроме Московского Губернского Земства при равных условиях.

Примечание 1. Для учреждений и зданий Московского Губернского Земства счетчики предоставляются Обществом бесплатно, причем Управа имеет право требовать от Общества проверки любого из устанавливаемых в учреждениях и зданиях Земства счетчиков по ее указанию.

Примечание 2. Означенные в сей статье цены за энергию не включают в себя расходов по могущему быть введенным правительством акцизу или обложению местными самоуправлениями публично-правового характера на электрическую энергию, уплата которых относится за счет Московского Губернского земства.

Примечание 3. Московское Губернское Земство имеет право для своих надобностей пользоваться электрической энергией как от Общества, так и от своих станций или от станций других предпринимателей вполне по своему усмотрению.

Б) Отпуск электрической энергии для учреждений и зданий уездных земств Московской губернии производится на условиях, одинаковых с Губернским Земством, и по ценам, не свыше установленных для Губернского Земства, если уездными земствами будут предоставлены Обществу те же права на дороги, находящиеся в их ведении, что и Губернским Земством.

В) Отпуск электрической энергии для кустарных артелей и организаций, для пожарных обществ и сельских хозяев производится по пониженному тарифу, а именно:

а) для технических целей - не свыше 0,8 коп. за 1 гектоуатт-час за первые 1 000 часов годового потребления энергии на каждый установленный гектоуатт и 0,5 коп. за 1 гектоуатт-час за все последующее количество энергии, потребной в том же контрактном году сверх 1 000 часов на каждый установленный гектоуатт;

б) для освещения - не свыше 1,5 коп. за один гектоуатт-час.

Г) Общество обязуется устраивать и эксплоатировать уличное освещение при сроках договоров на освещение не менее 30 лет при содержании уличного освещения средствами местного населения и приблизительной плате в размере 7 коп. за килоуатт-час.

Д) Для частных лиц и неземских учреждений Московской губернии отпуск электрической энергии производится на следующих условиях:

а) для освещения - не свыше 2,5 коп. за 1 гектоуатт-час;

б) для технических целей - 1 коп. за 1 гектоуатт-час за первые 1 000 часов годового потребления энергии и 0,6 коп. за 1 гектоуатт-час за все последующее количество энергии, потребленной в том же контрактном году сверх 1 000 часов на каждый установленный гектоуатт.

Примечание 4. Означенные выше цены за энергию не включают в себя расходов по могущему быть введенным правительством акцизу или обложению местными самоуправлениями публично-правового характера на электрическую энергию, уплата которых относится за счет потребителя.

Примечание 5. При желании потребителей Общество может применять и иные способы расчетов за отпускаемую электрическую энергию, как например, оптовая плата, двойной тариф и т.д., устанавливаемые каждый раз по взаимному соглашению Общества с потребителями. Замена перегоревших ламп накаливания и углей в вольтовых дугах производится средствами и за счет потребителей, кроме уличного освещения. Для учета отпускаемой электрической энергии Обществом устанавливаются счетчики на прокатных условиях за плату: за каждый однофазный счетчик по 3 руб. в год; за каждый трехфазный счетчик по 6 руб. в год и за каждый счетчик высокого напряжения или счетчик двойного тарифа 12 руб. в год. Прокатная плата за счетчики уплачивается Обществу потребителем ежегодно полностью за один год вперед, считая со дня постановки счетчика.

Е) В пределах проложенной Обществом сети низкого напряжения, считая, в том числе, и сеть уличного освещения, отпускать электрическую энергию и устроить безвозмездно ввод каждому, заявившему на это требование, при условии, что место потребления энергии не будет отстоять более чем на 12 метров от лицевой границы с улицы, по которой проходит сеть Общества. При расположении места потребления более чем на 12 метров от сети низкого напряжения Общество обязуется подать энергию, если на каждый лишний метр прокладываемого провода, сверх указанных 12 метров, будет заявлено требование на постоянное, т.е. не менее одного года, потребление электрической энергии не менее 200 гектоуатт-часов при подземной или 75 гектоуатт-часов при воздушной проводке.

Общество обязуется доставлять Московскому Губернскому Земству в течение действия сего договора электрическую энергию для учреждений и зданий Губернского Земства в Москве и уездах по означенному в пункте А тарифу, если эти учреждения и здания будут лежать на расстоянии: в Москве не далее 100 сажен, а в уездах - не более одной версты от сети Общества низкого напряжения или существующих трансформаторов. Для подачи энергии в районы работы кустарей, при известных гарантиях со стороны Московского Губернского Земства, вышеозначенные нормы для новых присоединений понижаются на 25%. В районы, не обслуживаемые Обществом, оно обязуется устроить безвозмездную проводку и подать энергию в том случае, если мощность установки будет в среднем не менее одного килоуатта на каждые 20 метров необходимой проводки от распределительной 30-тысячевольтной сети или сети низкого напряжения до места потребления, причем мощность установок не должна быть в общей сложности менее 50 килоуатт.

Примечание. Если по определению экспертной комиссии в течение контрактного срока, но не ранее 10 лет со дня заключения договора, произойдет понижение себестоимости энергии у Общества, сравнительно с той, которая им определена перво-начально, то Общество обязано понизить максимальные цены на энергию на 0.5 понижения себестоимости.

V. Наблюдение за исполнением договора

В целях предоставления Земству возможно большего и постоянного наблюдения за исполнением Обществом всех требований договора как по отношению сооружения предприятия, так и в отношении его эксплоатации, первоначально предполагалось ввести в состав Правления и Ревизионной Комиссии Общества по одному представителю Земства, избираемому Губернским Собранием. Подробное выяснение этого вопроса привело Финансовую комиссию к заключению, что этой цели возможно скорее достигнуть при посредстве особого уполномоченного лица, которое, не вмешиваясь в распорядительную часть, наблюдало бы за исполнением Обществом договора и пользовалось бы широким правом фактического контроля, каковое должно выражаться, между прочим, в праве осмотра и поверки всякого рода имущества и сооружений Общества, осмотра документов, делопроизводства, [торговых] книг и т.п. О всех замеченных им нарушениях или отступлениях уполномоченный должен сообщать Губернской Управе и представлять через Управу ежегодно отчет Земскому Собранию. Уполномоченному должно быть предоставлено право, в случае надобности, пользоваться помощью и содействием лиц, назначаемых для указанных целей Управой. Уполномоченное лицо предусмотрено в договоре Петербургской Уездной Управы с Обществом электрического освещения. Эти соображения легли в основу следующего положения [будущего договора].

Московскому Губернскому Земству предоставляется, через особо уполномоченное Управою лицо, постоянное наблюдение по использованию сего договора как по отношению к первоначальному сооружению предприятия, так и в отношении дальнейшей его эксплоатации. Уполномоченный, не вмешиваясь в распорядительную часть, наблюдает, чтобы договор во всех его частях в точности исполнялся предпринимателем, и с этой целью пользуется широким правом фактического контроля, выражающегося, между прочим, в праве осмотра работ, сооружений, имущества, всякого рода книг, документов, делопроизводства, как текущего, так и находящегося в архиве, проверки исполнения обязательств предпринимателя к потребителям, делать всякого рода выборки из книг и документов, уполномоченный может действовать в сотрудничестве с другими лицами, назначаемыми для указанной цели Губернскою Земскою Управою по мере надобности.

Примечание. Земство вправе контролировать состояние инвентаря Общества и составлять инвентарную опись, но не чаще как один раз в год, после заключения книг Общества.

VI. Залог В обеспечение исправного выполнения всех условий сего договора Общество вносит в кассу Московской Губернской Земской управы, при подписании договора, залог в сумме десяти тысяч (10 000) рублей. IX. Уничтожение договора и штрафы

В случае неисполнения Обществом принятым на себя договором обязательств Управе должно быть предоставлено право наложения на Общество штрафов. Финансовая комиссия не рассматривала подробно как случаев, при которых должен быть наложен штраф, так и размер штрафа. Разработка этих статей договора должна быть исполнена комиссией, коей будет поручено Собранием составление проекта договора. В особо важных случаях неисполнения Обществом принятых на себя обязательств или нарушения договора Земству должно быть предоставлено право уничтожать настоящий договор. К таким случаям, по мнению Комиссии, должны быть отнесены следующие:

1) Если Общество в течение одного года со дня просрочки какого-либо платежа, предусмотренного сим договором, не уплатит, несмотря на своевременное нотариальное напоминание Московского Губернского земства, причитающихся Московскому Губернскому Земству денег.

2) Если Общество не пополнит сумм залога до установленного договором размера, в течение шести месяцев со дня предъявления Обществу о том, нотариального требования со стороны Губернской Земской Управы.

3) Если передаст договор другому Обществу без разрешения на то Губернского земства.

4) Если Общество не исполнит обязательства иметь особые счета для других городов и губерний по пользованию ими током Общества.

X. Все расходы по совершению настоящего договора, а также и уплата всего гербового сбора с сумм, подлежащих уплате Земству, на основании п.17 сего договора, относятся на счет Общества.

XI. При ведении переговоров с Губернской Управой представители Общества электрического освещения уведомили Управу, что с утверждением в апреле месяце 1913 г. устава акционерного общества "Московское акционерное общество "Электропередача", оно имеет в виду передать все свои права и обязанности по договору, имеющему быть заключенным с Губернским Земством, Обществу "Электропередача". Принимая во внимание, что некоторые обязательства, на принятие коих изъявили согласие представители Общества электрического освещения, не предусмотрены уставом Общества Электропередача, Финансовая комиссия считает необходимым включение в договор параграфа, обязующего Общество ходатайствовать об изменении устава Общество "Электропередача" соответственно принятого на себя обязательства по отношению к Московскому Губернскому Земству по сему договору.

Представляя на рассмотрение Губернского Земского Собрания изложенные выше основные положения договора с Обществом электрического освещения 1886 г., Финансовая комиссия имеет честь предложить собранию:

1) утвердить вышеизложенные основные положения договора Губернского Земства с Обществом электрического освещения 1886 года;

2) избрать комиссию для составления, совместно с Управой, проекта договора на вышеприведенных основаниях;

3) поручить Управе внести составленный проект договора в ближайшее экстренное собрание.

Ссылки:

  • БОРЬБА МОСКОВСКОЙ ДУМЫ С "ОБЩЕСТВОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ 1886 г"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»