Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Доклад Г.М. Кржижановского: Областные электростанции на торфе 1915 1

Областные электрические станции на торфе и их значение для Центрального промышленного района России

Вопрос о районных станциях уже не нов для русских техников. Наши электротехнические съезды уже не раз дебатировали относящиеся сюда темы и 7-й Всероссийский электротехнический съезд в 1912-1913 гг., имевший место в Москве, поручил Постоянному Комитету съездов выработать законопроект об устройстве электропередач, "признавая общегосударственное значение электропередач и районных станций общего пользования в деле развития производительных сил страны, как в смысле возможности использования естественных источников энергии, широкого распространения дешевой энергии в массах населения, так и в деле усовершенствования путей сообщения, прогресса сельского хозяйства, развития мелкой и кустарной промышленности<.>."

Но до сей поры единственной областной электрической станцией в подлинном смысле этого слова у нас в России является лишь станция Московского Акционерного Общества "Электропередача" . Между тем мы не ошибемся, если скажем, что все развитие мировой электротехники в настоящее время совершается под знаком областных станций и их господствующее влияние в области грядущих переворотов мирового хозяйства несомненно. Отстать в этой области - значит влачиться по пройденным этапам экономического развития, значит отстать в основном и определяющем. Современная же война наглядно иллюстрирует, что значит в жизни государственного организма его техническая отсталость. <...>Не случайность, что первая областная станция России возникла в Центральном Промышленном районе России - этому же району предстоит сыграть и в дальнейшем крупную роль в деле развития областных станций.

Дороговизна наших капиталов, наша отсталость в области электротехнической промышленности и машиностроения, недостатки нашего транспорта - все это лишает нас возможности обходиться без излишних переплат при сооружении электрических станций и организаторам приходится неизбежно считаться с этим обстоятельством и искать выхода в значительной мощности сооружаемых централей. Крупные же областные станции могут благополучно существовать лишь при значительном отпуске электрической энергии для технических целей и Центральный Промышленный район должен был поэтому особенно привлекать предпринимателей.

Необходимость электрофикации Московского железнодорожного узла и развития в центре страны электрохимической промышленности открывают в этом направлении дальнейшие широкие перспективы. Обеспечивая промышленную нагрузку, Центрально-промышленный район обладает и другим необходимым фактором для создания районных станций - наличностью богатых залежей торфа .

Если мы вспомним, что количество торфяных залежей определяется в России десятками миллионов десятин, что рациональное исследование этих природных богатств находится у нас еще в зачаточном состоянии, и действительная площадь торфяных залежей, вероятно, значительно более предполагаемой, то мы должны будем признать, что Россия в этом отношении является наиболее богатой страной мира.

Чтобы отдать себе отчет, какое количество энергии таят в себе залежи нашего торфа, ответим на вопрос: в какой мере обеспечивается деятельность электрической станции, располагающим нашим типичным торфяником, площадью в 1 000 десятин, со средней мощностью залегания в 3 аршина. В таком случае запас торфа выразился бы в 2 400 000 куб. саж. сырой массы, что, на худой конец, дало бы в распоряжение станции 150 000 000 пудов воздушно-сухого торфа при 25% влажности. Обладая такими запасами топлива, станция могла бы отпускать ежегодно до 40 миллионов килоуатт-часов, потребляя при этом 6 миллионов пудов воздушно-сухого торфа, и запасов своего торфяника в 1 000 десятин ей хватило бы на 25 лет, т.е. на срок, который в настоящее время признается нормальным для всякого рода концессий электро-технического характера.

Чтобы вы наглядно могли себе представить размер той работы, которую могла бы совершать ежегодно такая станция, я прошу обратить ваше внимание на перечень крупнейших фабрик Московского района, работающих на торфу. Я попробовал подобрать по данным Совета съездов представителей промышленности и торговли, с пополнением этого материала лично мне известными сведениями, характеристику мощности установок 32-х крупных предприятий Центрально-промышленного района, утилизирующих торфяное топливо.

Таблица с 4

Или 83 360 килоуатт, что при полной электрофикации этих фабрик может дать действительную нагрузку максимально 60 000 килоуатт. Мы видим, что их общая мощность, в смысле нагрузки для электрической станции, может быть оценена примерно в 60 тысяч килоуатт. Предполагая 4 тысячи рабочих часов в году и полную электрофикацию этих фабрик, найдем, что для питания их какой-либо областной станцией максимально потребовалось бы отпустить с этой станции не свыше 160 миллионов килоуатт-часов в год.

Таким образом, областная станция, располагающая торфяником в 4 тысячи десятин, могла бы удовлетворить нуждам двигательной энергии этих 32-х предприятий в их нынешнем масштабе в течение целых 25-ти лет.

Вооружившись этим масштабом, обратимся к торфяникам нашего Центрального района. Когда в 1912 году мне пришлось обратиться за справками относительно предполагаемых к разработке торфяных болот в Московско- Тверское Управление Земледелия и Государственных Имуществ, мне сообщили, что исследовано лишь ничтожное количество казенных болот, но что по почину и на счет предпринимателя такие исследования возможно организовать. Среди обследованных болот находятся такие гигантские торфяники как, например, "Оршинский Мох" в Тверской губ ., общая площадь которого, состоящая из владений казны, Удела и частных лиц, оценивается в 100 тысяч десятин. Нет сомнения, что следует напрячь все усилия для быстрейшего исследования и использования этих могучих запасов природной энергии. До настоящего же времени точно исследованных казенных торфяных болот имеется: в Московской губ. 5 тысяч десятин, в Рязанской губ 2 300 десятин, в Тверской губ. 44 700 десятин, в Ярославской губ. 30 тысяч десятин, а всего по этим четырем губерниям 82 тысячи десятин, с 200 миллионами куб. саж. торфяной массы-сырца. Одни только эти исследованные казенные болота могли бы уже питать 20 крупных областных станций, с ежегодным отпуском в 80 миллионов килоуатт-часов каждая и в течение целых 50-ти лет!

Московская станция О-ва 1886 года , единственная станция, снабжающая всю Москву и пригороды электрической энергией для освещения и технических целей, оценивает свой общий отпуск электрической энергии в 1915 году в 120 миллионов килоуатт-часов. Следовательно, одни только исследованные казенные торфяники вышеуказанных 4-х губерний могли бы питать 10 таких центров как современная Москва, в течение целых 66-ти лет!

Вышеприведенных цифр достаточно, чтобы притти к тому несомненному заключению, что в торфяных болотах Центрально-промышленного района мы имеем колоссальные запасы местного топлива для многих десятков областных станций, могущих в течение столетий разносить по своим электропередачам живительные импульсы света и двигательной энергии. Действительность властно толкает нас в этом направлении и нам придется жестоко поплатиться, если мы не услышим ее зова. И пусть в этой области найдут себе свободное приложение всяческие виды труда и капитала: и общественные союзы, и частные предприниматели, и те смешанные формы организаций, которые так распространены за границей, до Государственного почина включительно. Лишь в свободной игре действующих сил выявятся перед страной достоинства и недостатки этих организаций, и она сможет безошибочно выбрать верный путь.

Пропагандировать же страхи относительно закабаления той или иной районной станцией местной промышленности могут лишь люди, недостаточно сведущие в этой области. Не забывайте, что уже 1 000 десятин торфяника обеспечивают 25-ти летнее действие областной станции с 6 миллионами пудов оборота топлива в год. Но, по хорошо известным настоящему совещанию статистическим данным, один рабочий вырабатывает в среднем около 2-х тысяч пудов воздушно-сухого торфа.

Таким образом, областной станции этого типа - с мощностью установленных агрегатов в 12-15 тысяч килоуатт - потребу-ется уже до 3 000 рабочих обоего пола. И в этой цифре каждый практик легко прочтет тот предел, который ставится мощности областных современной техникой торфяного производства .

Мы не сомневаемся, что грядущие преобразования в методах этого производства будут тесно связаны с работой областных электрических станций на торфе. Основные свойства электрической энергии, ее легкая дробимость и перенос в любом масштабе на любое расстояние, конструктивность электрических моторов, их малый вес, легкость ухода за ними и надежность их действия, все эти факторы, несомненно, дадут себя знать при добыче торфа районными станциями. Наличность в подобных предприятиях опытных инженеров обеспечит участие в этой производительной работе нужных технических сил, а большие средства дадут правиль-ный масштаб опытам.

Наконец, близость станции к залежам, дальнейшие успехи в конструкции котельных устройств, в свою очередь создадут для торфяного хозяйства станции новые, облегчающие массовую выработку торфа, задания. Но практикам торфяного дела известно, что, несмотря на видимую простоту и примитивность операций, быть может, ни в одной области техники не было столько разочарований для новаторов, столько напрасно потраченных усилий и средств!

Надо признать, что современные русские способы производства машинно- формованного торфа стоят на известной высоте, в общем и целом представляют в своих процессах плотно сопряженные друг с другом звенья стройного целого. Нельзя вырвать одного звена, не нарушив целесообразную координацию остальных, и, быть может, лишь общий культурный прогресс страны и его неизбежный спутник - рост потребностей рабочих масс и соответствующее вздорожание рабочей силы покончат с "горбом и лопатой" в смысле их первенствующего значения в торфяном производстве. Но если это так, то предполагать, что в недалеком будущем будут возникать на торфу областные станции-левиафаны, монополизирующие производство электрической энергии целых губерний, это значит - проявлять крайнюю неосведомленность в трактуемом вопросе.

Ближайшее будущее за станциями среднего, по европейскому масштабу, размера - при 15-25 тыс. килоуатт мощности установленных агрегатов. Для этих станций наши торфяники представляют столь обильное предложение, что об монопольном положении та-ких станций говорить не приходится. Было бы желательно, чтобы линии электропередач шли вблизи линий железных дорог и шоссейных путей, как месте естественной концентрации промышленной культуры, своим соседством содействуя их дальнейшему росту и процветанию. Но сама по себе линия электропередачи не нуждается в специальных трактах, и нам пришлось прокладывать наши, первые в России, высоковольтные линии в лесах и болотах востока Московской губернии.

Перед линиями высоковольтных электропередач простираются не узкие улицы современных городов, с их многочисленными искусственными сооружениями, где электрические соседи так беспокоят друг друга, а необъятное пространство страны: здесь достаточно места для всех желающих.

Специальное законодательство должно обеспечить электропередачам России европейские формы бытия. Более того, Россия - страна расстояний, нуждается в особо льготных условиях для проведения электропередач, этого лучшего способа борьбы с расстояниями. Американская практика показывает, что при напряжении 110 тысяч вольт протяжение электропередач доходит до 250-350 верст. Мы берем 150-верстный радиус и очерчиваем из административных центров Центрально-промышленного района: Москвы, Владимира, Твери, Нижнего Новгорода, Смоленска, Ярославля, Рязани и Калуги 8 окружностей. На карте Вы видите, что даже этот скромный, сравнительно с американским, масштаб района действия станций, дает многочисленные перекрещивания их электропередач. Мы видим, таким образом, что предприниматели Московской губернии могут делать свободный выбор в предложениях электрической энергии, посылаемой из глубин болот губерний Владимирской, Рязанской, Калужской, Тверской и даже Ярославской. <...>Установить точно то количество паровых лошадей, которое представляет в настоя-щее время мощность установок всех промышленных заведений Центрального района, не представляется возможным. Но если судить по тем статистическим сведениям по обрабатывающей фабрично-заводской промышленности в Российской Империи, которые были опубликованы Министерством Торговли и Промышленности в 1908 году, то для всех 13-ти групп рассматриваемых там производств эта общая мощность выражалась в цифре, несколько превышающей 400 тыс. паровых лошадей или около 350 тысяч установленных килоуатт. На основании этого мы можем сказать, что если для 8-ми вышеуказанных губерний возникнет 8 районных станций, мощностью в 25 тысяч килоуатт каждая, и если эти станции бросят в оборот действующих сил Центрально-промышленного района 200 тысяч килоуатт, то этой мощности будет вполне достаточно для полной электрофикации района. Предполагая для этих станций около 4 000 часов полной нагрузки, в согласии с вышеприведенными расчетами найдем, что площадь эксплоатируемых ими торфяников в размере 32 тысяч десятин могла бы обеспечить их непрерывное действие в течение целых 40 лет. Эти 32 тысячи десятин - ничтожная величина в общей массе нашего торфяного резерва. Припомним, что лишь одно такое болото, как лежащий ныне впусте "Оршинский Мох", имеет площадь в 100 тысяч десятин. Думается, что при таких условиях какие бы то ни было сожаления о быстроте темпа, с какой электрические станции поглощают веками накопляемый природой запас торфа могут быть плодом явного недоразумения. Та или иная форма ускорения природных процессов преобразования веществ - основная задача современной техники, а громадная наличность заболоченных пространств в центре России говорит о той отсталой стадии культуры, в которой мы продолжаем пребывать в 20-м столетии.

Государство может с полным правом требовать от предпринимателя, чтобы, по мере выработки торфяных залежей, на месте производства оставались не плодящие малярию, обычные ныне, заполненные водой карьеры, а подготовленные для сельско-хозяйственной культуры новые площади плодоносных земель, и, быть может, первое приложение техники сильных токов к земледелию будет совершаться у нас именно около районных станций на торфу. Но то же государство в высокой степени заинтересовано в том, чтобы превращение энергии торфяника совершалось наиболее экономичным путем, т.е. путем превращения природной потенциальной энергии торфа в кинетическую энергию электричества.

Мы не можем здесь останавливать внимание совещания на том значении, которое имеет быстрейшая электрофикация промышленности, как в смысле экономии производительных ресурсов, интенсификации производств, так и в смысле тех новых горизонтов, которые для многих производств теснейшим образом связаны с широким применением электрической энергии. Но мы позволим себе сравнить с экономической точки зрения передачу известного количества электрической энергии по проводам и перевоз соответствующего количества торфа при обычных условиях нашего транспорта. Сооружение высоковольтной электропередачи на 100 верстное расстояние и трансформаторных устройств обошлось бы по ценам, имевшим место до войны, в круглых цифрах в 1 миллион руб. Проценты на этот затраченный капитал, амортизацию, ремонт и обслуживание линии - в общей сложности 12% . составят ежегодный расход в 120 тысяч рублей. По линии вышеуказанной стоимости возможно передать в течение года с небольшими потерями 40 миллионов килоуатт-часов, что соответствует, как мы видели выше, расходу 6 милл. пудов торфа в год. Перевозка же этого количества торфа с операциями взвешивания, нагрузки и выгрузки обойдется, по действующему железнодорожному тарифу, в круглых цифрах в 140 тыс. рублей (см. "Известия Московского О-ва Изучения и Использования болот", N3 за 1915 год, стр. 14). К этому расходу надо присоединить неизбежные расходы по доставке торфа с болот к железно-дорожной станции, что, в большинстве случаев, вероятно, даст гораздо большую статью расходов, чем самая железнодорожная провозка, ибо гужевая доставка на 8-10 верст обойдется не дешевле 3 коп. с пуда.

При постройке электрической станции на торфяном болоте, удачным расположением станции и использованием ее технических средств, можно свести расходы по доставке торфа с болота к котельной к расходу не более полукопейки на пуд торфа, тогда как при приобретении или аренде торфяника, в большинстве случаев, придется считаться с гораздо большими трудностями по доставке торфа к ближайшей железно-дорожной станции. Если бы нам, например, пришлось переотправлять ежегодно 6 000 000 пуд. торфа с нашего Богородского болота на ближайшую ж.-д. станцию - Павлово-посад, то, несмотря на наличность непрерывного шоссейного сообщения, нам пришлось бы расходовать с этой целью около 300 000 руб. в год. Эти сопоставления уже наглядно показывают невыгодность непосредственной перевозки торфа сравнительно с передачей энергии этого торфа по электрическим проводам. Выше мы указывали, что сооружение высоковольтной электропередачи на 100-верстное расстояние с соответствующим трансформаторным устройством следует ценить круглой суммой в 1 000 000 рублей. Эту стоимость электропередачи нельзя не признать чрезвычайно высокой. Главная причина дороговизны - неразвитость наших собственных электротехнических производств - наша полная зависимость от иностранных фабрикатов, доминирующих на нашем электротехническом рынке, несмотря на чрезвычайно высокие таможенные ставки. Будем надеяться, что горькие переживания современной войны дадут надлежащий толчок к пробуждению нашей самостоятельности и в этой области, что устройство дешевых электропередач для России - дело недалекого будущего. Работе русских техников здесь открываются обширные горизонты, ибо страна нуждается не в простом копировании иностранных образцов, а в работе творческой мысли, которая в достаточной мере сосчиталась бы с ее специфическими особенностями. Говорят, что во всяком деле труден почин. Но если это так, то такой почин для областных станций уже сделан, и мой товарищ инж. Кирпичников , познакомит Вас с тем опытом, который мы имеем в Богородской районной станции. Я извиняюсь перед Вами, Милостивые Государи, что в этом кратком, спешно подготовленном докладе я в далекой степени не исчерпал избранной темы.

Но я сочту себя глубо-ко удовлетворенным, если мне удалось пробудить в Вас, людях, близко стоящих к торфяному делу, интерес к работе областных электрических станций на торфяном топливе, и к тем вопросам и перспективам, которые связаны с возникновением и бытием таких станций.

Труды совещаний по подмосковному углю и торфу , созванных в Москве на 20-22 ноября 1915 года Московским Уполномоченным Председателя Особого совещания по топливу

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1912-1921 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»