|
|||
|
Мотовилов Георгий Иванович (1884 - 1963): краткая биография
Сын Ивана Андреевича Мотовилова и Надежды Кронидовны Воронцовой , родственники ласково называли его Гомой и даже Гомочкой. Известный скульптор, "внесший значительный вклад в развитие советской монументально-декоративной скульптуры". До октябрьского переворота 1917- го учился у скульптора Н.А. Андреева . В 1918-21 гг. занимался в Свободных художественных мастерских (затем Вхутемас и Вхутеин) у С.Т. Коненкова . Фото (класс) Мотовилов Георгий Иванович (Любознательному читателю дополнительно рекомендуются следующие книги: 1) [Статья М. Неймана о творчестве скульптора и репродукции с его произведений]. Георгий Иванович Мотовилов, М., Советский художник, 1954; 2) Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР, корреспондента Академии художеств СССР Александра Васильевича Куприна и Георгия Ивановича Мотовилова: живопись, скульптура. М., Советский художник, 1957. И категорически не рекомендуется вышедшая в 1969-м книга Ксении Кравченки "Георгий Иванович Мотовилов (1892-1963)" с небрежно прописанной его биографией, зато в духе пресловутого "социалистического реализма": "Лепить начал с детства, уже с ранних лет почувствовав тяготение к искусству. Но только после Октябрьской революции, когда ему уже исполнилось 23 года (в 1915-м!?), он смог посвятить себя делу своей жизни - скульптуре. В течение сорока лет он работал над проблемой синтеза скульптуры и архитектуры. <...>Еще учась во Вхутемасе, в мастерской С.Т. Коненкова и вначале работая совместно с ним, Мотовилов начал свою деятельность как художник с первых лет осуществления ленинского плана "Монументальной пропаганды". Конечно, "линия жизни" Г.И. Мотовилова была значительно богаче и разностороннее (что мы и пытаемся здесь показать, хотя бы несколькими штрихами) и до сих пор ждет внимательного, профессионального биографа. - Примеч. М.И. Классона. Когда в 1937 году в Париже открылась Международная выставка , то многие ее посетители, осматривая Советский павильон, невольно останавливались у величавой бронзовой фигуры "Металлурга". Смелая, ясная композиция, энергичная лепка - вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Автором скульптуры был Георгий Иванович Мотовилов. фото Г.Мотовилов во время работы над памятником А.П.Чехову. 1950 фото Наташа в нарядном платье. 1956. Бронза фото Портрет дочери. 1961. Бронза http://artmuseum.kaluga.ru/images/database/_s-82-stoyashaya_balerina.jpg Творческий путь Мотовилова от начала до конца связан с советской эпохой. Сын врача, он по настоянию родителей сначала учился на медицинском факультете Московского университета , но вернувшись из армии, всецело отдался своим художественным наклонностям. В 1918 году, став студентом Государственных свободных художественных мастерских , Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды . Правда, его первую скульптуру - памятник Генриху Гейне, установленный в одном из московских скверов, никак нельзя было назвать удачной. Но важно было другое, а именно то, что уже в начале творческой биографии интересы Мотовилова слились с интересами революционного народа. Закончив в 1921 году образование во Вхутемасе , Мотовилов сперва помогал С.Т. Коненкову , у которого, еще, будучи студентом, перенял знание различных скульптурных материалов, навыки обработки камня и резьбы по дереву. Однако вскоре молодой скульптор начал работать самостоятельно. Свои первые произведения Мотовилов экспонировал на выставке ОБИС (Общество искусств) и "Бытие". В конце 20-х годов он становится участником выставок АХРР . Из станковых произведений, выполненных Мотовиловым в этот период, можно отметить "Голову красноармейца" (1926), портрет героя гражданской войны Яна Фабрициуса (1930), выразительную композицию "Тачанка" (1931) и другие. В начале 30-х годов, когда у нас усилился интерес к синтетическим архитектурно - скульптурным решениям, Мотовилов стал одним из энтузиастов этого начинания. С большим увлечением и последовательностью работал Мотовилов в области монументально- декоративного искусства, показав себя прекрасным мастером тематического рельефа на современную тему в самых различных ее аспектах. Начало работы Мотовилова в области монументально-декоративной скульптуры было положено еще в 1921-1922 годах рельефами на тему "Интернационал" для одного из зданий Саратова. Однако значительных результатов как мастер скульптурного рельефа Мотовилов добился много лет спустя, когда совместно с архитектором Л.М. Поляковым создал оформление главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки . С этой работой тесно связано другое произведение Мотовилова - большой фриз на стене, соединявшей Главный павильон выставки с отдельно стоящей декоративной башней. Видное место в творчестве Мотовилова занимают скульптуры для станций московского метро - медальоны с фигурами на сводах надземных павильонных станций "Электрозаводская" (1942-1944) и "Новокузнецкая" (1944), группа у входа на станцию "Электрозаводская" и цикл рельефов в ее подземном зале. А сколько творческой энергии вложил Мотовилов в оформление станций "Октябрьская" (1950), "Парк культуры" (Кольцевая; 1950), "Комсомольская" (кольцевая; 1951), "Проспект Мира" (1952), "Смоленская" (новая; 1953). 1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой - он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В. И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета . В 1962 году к выставке "30-летие МОСХ" Мотовилов представил рельеф "Александр Невский", скомпонованный из многих отдельных сцен. Второй ведущей линией в творчестве Мотовилова была работа над памятниками. Первым памятником, созданным скульптором в послевоенные годы, был памятник генерал-лейтенанту П.В. Волоху, сооруженный в городе Изюме. В 50-х годах скульптор заканчивает один за другим памятники А.П. Чехову в Мелихове (1951), М.И. Кутузову в Смоленске (1954), А.Н. Толстому в Москве (1957), Н.А. Некрасову в Ярославле (1958). Интересна была и малая пластики Мотовилова, преимущественно женские портретные статуэтки. В основе этих небольших произведений лежало внимательное штудирование натуры. Произведения Мотовилова можно видеть не только в нашей стране, но и за границей. Они украшают Дворец культуры и науки в Варшаве, здание Советского посольства в Брюсселе. С 1945 по 1963 годы Мотовилов преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище. Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г. Изд-во "Советский художник", М., 1973 г. Ссылки:
|