Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Мотовилов Георгий Иванович (1884 - 1963): краткая биография

Сын Ивана Андреевича Мотовилова и Надежды Кронидовны Воронцовой , родственники ласково называли его Гомой и даже Гомочкой. Известный скульптор, "внесший значительный вклад в развитие советской монументально-декоративной скульптуры". До октябрьского переворота 1917- го учился у скульптора Н.А. Андреева . В 1918-21 гг. занимался в Свободных художественных мастерских (затем Вхутемас и Вхутеин) у С.Т. Коненкова .

Фото (класс) Мотовилов Георгий Иванович (Любознательному читателю дополнительно рекомендуются следующие книги:

1) [Статья М. Неймана о творчестве скульптора и репродукции с его произведений]. Георгий Иванович Мотовилов, М., Советский художник, 1954;

2) Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР, корреспондента Академии художеств СССР Александра Васильевича Куприна и Георгия Ивановича Мотовилова: живопись, скульптура. М., Советский художник, 1957. И категорически не рекомендуется вышедшая в 1969-м книга Ксении Кравченки "Георгий Иванович Мотовилов (1892-1963)" с небрежно прописанной его биографией, зато в духе пресловутого "социалистического реализма": "Лепить начал с детства, уже с ранних лет почувствовав тяготение к искусству. Но только после Октябрьской революции, когда ему уже исполнилось 23 года (в 1915-м!?), он смог посвятить себя делу своей жизни - скульптуре. В течение сорока лет он работал над проблемой синтеза скульптуры и архитектуры. <...>Еще учась во Вхутемасе, в мастерской С.Т. Коненкова и вначале работая совместно с ним, Мотовилов начал свою деятельность как художник с первых лет осуществления ленинского плана "Монументальной пропаганды". Конечно, "линия жизни" Г.И. Мотовилова была значительно богаче и разностороннее (что мы и пытаемся здесь показать, хотя бы несколькими штрихами) и до сих пор ждет внимательного, профессионального биографа. - Примеч. М.И. Классона.  Когда в 1937 году в Париже открылась Международная выставка , то многие ее посетители, осматривая Советский павильон, невольно останавливались у величавой бронзовой фигуры "Металлурга". Смелая, ясная композиция, энергичная лепка - вот что подкупало в произведении, воплощавшем типические черты молодого советского рабочего периода первых пятилеток. Автором скульптуры был Георгий Иванович Мотовилов.

фото Г.Мотовилов во время работы над памятником А.П.Чехову. 1950

фото Портрет отца. 1917

фото Стэлла. 1956. Бронза

фото Наташа в нарядном платье. 1956. Бронза

фото Портрет дочери. 1961. Бронза

http://artmuseum.kaluga.ru/images/database/_s-82-stoyashaya_balerina.jpg

Творческий путь Мотовилова от начала до конца связан с советской эпохой. Сын врача, он по настоянию родителей сначала учился на медицинском факультете Московского университета , но вернувшись из армии, всецело отдался своим художественным наклонностям. В 1918 году, став студентом Государственных свободных художественных мастерских , Мотовилов сразу же включился в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды . Правда, его первую скульптуру - памятник Генриху Гейне, установленный в одном из московских скверов, никак нельзя было назвать удачной. Но важно было другое, а именно то, что уже в начале творческой биографии интересы Мотовилова слились с интересами революционного народа. Закончив в 1921 году образование во Вхутемасе , Мотовилов сперва помогал С.Т. Коненкову , у которого, еще, будучи студентом, перенял знание различных скульптурных материалов, навыки обработки камня и резьбы по дереву. Однако вскоре молодой скульптор начал работать самостоятельно. Свои первые произведения Мотовилов экспонировал на выставке ОБИС (Общество искусств) и "Бытие". В конце 20-х годов он становится участником выставок АХРР . Из станковых произведений, выполненных Мотовиловым в этот период, можно отметить "Голову красноармейца" (1926), портрет героя гражданской войны Яна Фабрициуса (1930), выразительную композицию "Тачанка" (1931) и другие.

В начале 30-х годов, когда у нас усилился интерес к синтетическим архитектурно - скульптурным решениям, Мотовилов стал одним из энтузиастов этого начинания. С большим увлечением и последовательностью работал Мотовилов в области монументально- декоративного искусства, показав себя прекрасным мастером тематического рельефа на современную тему в самых различных ее аспектах. Начало работы Мотовилова в области монументально-декоративной скульптуры было положено еще в 1921-1922 годах рельефами на тему "Интернационал" для одного из зданий Саратова. Однако значительных результатов как мастер скульптурного рельефа Мотовилов добился много лет спустя, когда совместно с архитектором Л.М. Поляковым создал оформление главного входа Всесоюзной сельскохозяйственной выставки . С этой работой тесно связано другое произведение Мотовилова - большой фриз на стене, соединявшей Главный павильон выставки с отдельно стоящей декоративной башней.

Видное место в творчестве Мотовилова занимают скульптуры для станций московского метро - медальоны с фигурами на сводах надземных павильонных станций "Электрозаводская" (1942-1944) и "Новокузнецкая" (1944), группа у входа на станцию "Электрозаводская" и цикл рельефов в ее подземном зале. А сколько творческой энергии вложил Мотовилов в оформление станций "Октябрьская" (1950), "Парк культуры" (Кольцевая; 1950), "Комсомольская" (кольцевая; 1951), "Проспект Мира" (1952), "Смоленская" (новая; 1953). 1952 год был отмечен для Мотовилова крупнейшей творческой победой - он завершил свои рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В. И. Ленина, а вскоре после этого закончил фриз на портале нового здания Московского государственного университета .

В 1962 году к выставке "30-летие МОСХ" Мотовилов представил рельеф "Александр Невский", скомпонованный из многих отдельных сцен.

Второй ведущей линией в творчестве Мотовилова была работа над памятниками. Первым памятником, созданным скульптором в послевоенные годы, был памятник генерал-лейтенанту П.В. Волоху, сооруженный в городе Изюме. В 50-х годах скульптор заканчивает один за другим памятники А.П. Чехову в Мелихове (1951), М.И. Кутузову в Смоленске (1954), А.Н. Толстому в Москве (1957), Н.А. Некрасову в Ярославле (1958).

Интересна была и малая пластики Мотовилова, преимущественно женские портретные статуэтки. В основе этих небольших произведений лежало внимательное штудирование натуры. Произведения Мотовилова можно видеть не только в нашей стране, но и за границей. Они украшают Дворец культуры и науки в Варшаве, здание Советского посольства в Брюсселе.

С 1945 по 1963 годы Мотовилов преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище. Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г. Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.

Ссылки:

  • МОТОВИЛОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ 1884-1963 (воспоминания о скульпторе)
  • Классон Софья Ивановна, урожд. Мотовилова (1863 - 1912)
  • У Классона И.Р. завязалась переписка С.Н. Мотовиловой 1959
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»