(26 октября 1873, Москва - 24 декабря 1932) - русский советский скульптор и
график.
Член "Товарищества
передвижников". Один из идеологов соцреализма. Автор огромного
количества портретов В. И. Ленину - "ленинианы" (около 100 скульптурных и
200 графических), а также многих политических деятелей.
Родился 26 октября 1873 года в семье плотника-подрядчика.
1885-1891 - учился в Строгановском художественно-промышленном училище.
1892-1901 - Московском училище живописи, ваяния и зодчества под
руководством С. М. Волнухина; испытал сильное формальное влияние П. П.
Трубецкого).
1904 - вступает в "Товарищество передвижников".
Творчество
Ранним произведениям Н. А. Андреева, в основном - жанровой, социальной
тематики, свойственны традиционные академические приёмы с элементами
получившей уже большое распространение в русской скульптуре раскованной
импрессионистской манеры, живописной пластической модуляции. В дальнейшем
художник обращается к неоклссицисткой стилизации, тяготеет к модерну,
модной "дионисийской" направленности (эротизм, образы вакханок и т. п.).
Характерным произведением, отмеченным печатью драматизма кризисной,
предреволюционной и предвоенной эпохи, является памятник Н. В. Гоголю
(бронза, гранит, 1904-1909), рельф, опоясывающий пьедестал, и повторяющий
приём, использованный скульптором П. К. Клодтом в памятнике И. А. Крылову в
Летнем саду, составляют гротесковые фигурки гоголевских героев,
контрастирующих с трагизмом фигуры писателя, "углубленного в мир своих
мистических видений" . В это же время скульптор создал памятники
доктору Ф. П. Гаазу (1910).
После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью,
участвовал в реализации
плана монументальной пропаганды. В пределах
этой программы им созданы памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву
(1918-1922). В начале 1920-х Н. А. Андреевым создано с натуры огромное
число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую "лениниану" (около 100
скульптурных и 200 графических портретов). Подавляющее большинство этих
работ носит парадно-официальный характер (1930-1932; Исторический музей),
один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета
ВКПб. Фигура "Ленин-вождь" (1931-1932, завершил и перевёл в мрамор - брат
скульптора, В. А. Андреев). Н. А.Андреевым создано с натуры также огромное
число портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей
культуры, в том числе - делегатов конгресса Коминтерна (А. В.
Луначарского,И. В. Сталина, М. Горького, К. С. Станиславского, М. А.
Чехова, Ф. И. Шаляпина и многих других; 1921-1922, Третьяковская
галерея).
В советское время А. Н. Андреев выступает и как театральный художник. В
этом жанре он также предстаёт как типичный представитель соцакадемизма; им
выполнены эскизы декораций спектаклей Московского художественного театра
("Каин" Дж. Байрона, 1920; "Ревизор" Н. В. Гоголя, 1921; и др.).