|
|||
|
Мотовилов Г.И. в письмах родственников
Из писем С.И. Мотовиловой И.Р. Классону и В.Н. Ульяновой (ф. 9508 РГАЭ и ф. 786 отдела рукописей РГБ) <...>Мне Георгий Иванович Мотовилов говорил, что и он забывает имена и отчества. Видитесь ли вы с ним? Вы знаете, что он был влюблен в Вашу сестру Соню И что трогательно, уже глубокий старик и все вспоминает ее. <...>О том, что он был влюблен, рассказывала мне его мать. Гомочка талантливый скульптор и большой труженик. <...>От Гомочки, по-моему, ничего не узнаете. Он своей семьей мало интересовался и, кроме того, кажется, скрывает свою родословную.<...> Гома при жене все расхваливает Вашу сестру Соню. <...>Читали ли Вы в газете, что Гомочка Мотовилов получил 2-ю премию за проект памятника Льву Толстому. 1-й премии никто не получил, так что делать его будет он. Если будете у него (Вы ведь хотели к нему пойти), передайте ему, что я очень горда, что он прославляет наше мотовиловское имя. Но я все же жалею (этого ему не передавайте), что памятник Льву Толстому делает он, а не Коненков. Правда, Коненков стар, но все-таки это лучший у нас скульптор. Как хорош его Горький! Коненков - учитель Гомочки. <...> И еще письмо от одной Московской скульпторши, поздравляет с Пасхой. Но до того у нас люди перепуганы, что слово "Пасха" она боится написать, а пишет: "поздравляю Вас с светлым праздником". Скульпторшей она стала из-за меня. Я ее познакомила с Гомой Мотовиловым. Он делал ее бюст. Тогда она была еще молода и хороша. Ну и после этого ей скульптура понравилась, она поступила в студию и стала скульптором. <...>Видите, это у меня форменное несчастие: забываю и перевираю все имена, отчества. Я сперва думала, что это потому что я долго жила за границей, где просто говорят: monsieur и madame, но очевидно это какой-то наш семейный дефект. Гомочка Мотовилов мне говорил, что и у него тоже (о себе я ему не рассказывала). Он никому не может пере-давать поклоны и приветы, так как забывает имена и отчества. Отчего Вы решили, что Гомочка неизвестный скульптор? Один из самых крупных у нас. На первой же выставке, где была выставлена наша скульптура в Париже (на выставке 1937 года), он получил золотую медаль. У нас его затирали. Причины две: во-первых, он не подхалим, а очень независим, а, во-вторых, одно время он давал уроки скульптуры жене Тухачевского . Это был какой-то важный военный у нас, который был арестован, расстрелян, ну и пострадали все его близкие, и родственники и знакомые. Одна моя знакомая, ссылавшаяся за то, что был сослан ее муж, ехала в поезде, в котором везли 700 жен, сестер и прочих *родственников и контактировавших с "врагами народа". С ней ехали 2 сестры Тухачевского . А в чем они виноваты? Да и он, кажется, реабилитирован. Была выслана, например, секретарша Бухарина и долго не имела права жить в Москве. Я ее немного знаю, она жила в одной квартире с моей знакомой. <...> Сейчас в Москве проходит выставка проектов памятников Льву Толстому, всего 70 проектов. Не знаю, может быть, она уже закрылась. Вероятно, там есть и проект Гомочки. Спросите его по телефону, и если есть, зайдите на выставку. Гомочка очень охотно показывает, или показывал, свои произведения. Как-то я видела у него всадника. Лошадь верх изящества, а на ней сидит наш грубый красноармеец. Я сказала про это несоответствие, как-то потом зашла: он переделал. Только, упаси боже, ему этого не расскажите. Я как-то ему нашла очень хорошую модель - грузинку. Он делал ее бюст. Но бюст вышел неудачный. Когда у нее работали полотеры, они сказали ей: "Тот, кто делал Ваш бюст, не любил Вас". Но она, модель, так заинтересовалась скульптурой, что сделалась скульптором, средним. Как-то сделала бюст Орджоникидзе, потом ей заказали бюст Чубаря *. Он вышел очень удачно. Но когда она пришла получать за него деньги, ей сказали: "Вот Вам молоток, разбейте его". Чубарь оказался вредителем. Она не захотела его разбивать, и заказчики разбили его сами. За работу по бюсту (всего 3000) ей не захотели платить. Но она, дама довольно настойчивая, обратилась к жене Орджоникидзе , а та добилась, чтоб ей заплатили. Зина ей посоветовала: "Не делайте теперешних вождей, делайте бывших писателей". Ее бюст Белинского у нас в музее. Но тогда она говорит: "Теперь я ничего не боюсь, я делаю бюст Николая Ивановича (Ежова) ". Но к счастью она не успела его кончить, Ежов -нарком внутренних дел СССР- ведь тогда оказался вредителем. Помните "ежовщину?" <...>Эти дни моя сестра Зина наслаждалась. В субботу гуляла со своей старой приживалкой, и затем они катались взад и вперед в метро. Вот уж не понимаю этого удовольствия! Шестьдесят лет тому назад, когда я жила в Лондоне, там уже было метро. Называлось under ground, а в просторечии "Two penny tube?" . <...>Для такого большого города как Лондон этот способ сообщения, конечно, необходим, но, по-моему, самый неприятный. А у нас с этим метро почему-то ужасно носятся. Разукрашивают его мраморными статуями. Несколько станций метро в Москве оформил Гомочка Мотовилов. Ну, к чему? Т.е. он-то хорошо заработал, но к чему все эти украшения, когда самого необходимого у нас часто нет? Вот у нас в доме уже второй год вода приходит только ночью. И с двух ночи и до шести утра я все хожу смотреть, пришла ли вода. После шести, набрав воды или не набрав, засыпаю. <...> Посылаю тебе извещение о смерти Гомочки Мотовилова (14 июня). Я все эти годы просила Зину повидать его, когда она бывает в Москве. Ведь в прежние годы, когда [мой племянник] Вика ездил в Москву, а денег тогда у него не было, чтоб останавливаться в гостинице, он жил обычно, и один, и с [другом] Иончиком , в мастерской Гомочки. И во время первого съезда писателей я тоже жила в его комнате. Он тогда еще не был женат, а сам отдыхал в Крыму, и комната его пустовала. Но после войны Вика и Зина не пожелали его больше знать. Одно время у него жила тети Анюты внучка Лена Игнатович . Тогда жена его писала очень милые письма Зине, но Зина ей, кажется, даже не ответила. Зина, под влиянием Вики, не хочет знать ни наших старых знакомых, ни родственников. Гомочка когда- то, в молодости был влюблен в Соничку Классон . Это рассказывала мне его мать. Ты помнишь Надежду Кронидовну ? А Лена, тети Анютина внучка, рассказывала, что теперь, шестидесятилетним стариком, он постоянно вспоминал Соничку и говорил, что никого лучше ее не знал. Я еще до его смерти очень просила Ваню Классона зайти к нему, они бы вспомнили их молодые годы. Но тот всегда отвечал, что зайдет, когда кончит редактировать биографию Р.Э. Классона . Ссылки:
|