Источник - Википедия
Фотография Фридрих Ницше, Friedrich Nietzsche, 1882
Имя при рождении: Фридрих Вильгельм Ницше
Дата рождения: 15 октября 1844
Место рождения: Рёккен, Германский союз
Дата смерти: 25 августа 1900 (55 лет)
Место смерти: Веймар, Германская империя
Подданство: Пруссия > Германская империя
Язык(и) произведений: немецкий
Школа/традиция: неклассическая немецкая философия
Направление: философия жизни
Основные интересы: философия, религия, культура, политика,
филология
Значительные идеи: сверхчеловек, «Бог умер», цикличность,
перспективистский субъективизм, ресентимент
Оказавшие влияние: Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Парменид,
Древнегреческая философия, Паскаль, Вольтер, Кант, Гегель, Гёте,
Шопенгауэр, Вагнер, Саломе, Гёльдерлин, Достоевский, Монтень,
Ларошфуко
Испытавшие влияние:
Шпенглер, Ортега-и-Гассет, Д’Аннунцио, Эвола, Хайдеггер, Шелер, Лёвит,
Маннгейм, Тённис, Ясперс, Камю, Батай, Юнгер, Бенн, Бубер
http://www.nietzsche.ru/
Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche
; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар,
Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор,
создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто
неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение,
выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная
концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности,
поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали,
религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии
отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере,
большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и
вызывают много споров.
Годы детства
Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига,
восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше
(1813—1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат
Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца.
Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую
гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил
первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо
интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал
Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с
музыкой Вагнера.
Годы юности
В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать
теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и,
попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и
отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский
университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако
и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже
несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи
ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической
филологии в
Базельский университет —
беспрецедентный случай в истории университетов Европы.
Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале
профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства,
а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в
боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он
заразился дизентерией и дифтеритом.
Дружба с Вагнером
8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом
Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше
филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное
впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения
искусством древних греков и любви к творчеству
Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и
возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став
для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего
около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их
отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен,
выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам
публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был
ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше
«Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни»
её автора.
Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой "Казус Вагнера"
(Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству
Бизе.
Кризис и выздоровление
Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал
испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение
здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он
лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил
преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000
франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он
писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:
…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей
витальности — я ещё жил, но не видел на расстоянии трех шагов впереди себя.
В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил
летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму
моей жизни, провел как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и
его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В
следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение,
которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали
«Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа,
отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой
глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди
пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной
рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень
хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не
нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости
скалолаза.
«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап
творчества Ницше — этап наиболее плодотворной работы и значительных
идей.
Заратустра
В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с
Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых
секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней
чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его
мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою
дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они
организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая
передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было
распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата
и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате
последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись. Вскоре Ницше напишет
первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в
котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 года
одновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году
Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего
40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых
Хелене фон Друсковиц.
Последние годы
Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания
произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со
стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему
лишь в конце 1880-х годов.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с
помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше
хозяин избил лошадь. Существует несколько версий, объясняющих причину
болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце
жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом,
спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую
психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Франсом
Овербэком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к
себе домой, в Наумбург. После смерти матери Фридрих не может ни двигаться,
ни говорить: его поражает апоплексический удар. Так, болезнь не отступала
от философа ни на шаг до самой смерти: до 25 августа 1900 года. Он был
похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII
века. Рядом с ним покоятся его родные.
Гражданство, национальность, этническая принадлежность
Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого
национального государства, называемого Германией, на момент его рождения
ещё не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был
гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил
должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на
аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий
аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля
1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без
гражданства.
В соответствии с распространенным мнением, предки Ницше были поляками. До
конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он
писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)». В одном из
высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому
происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной
крови, конечно, без немецкой крови». В другом случае Ницше заявил:
«Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь
много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». В одном из
писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей
крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые
оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате
невыносимому давлению — они были протестантами». Ницше считал, что его
фамилия могла быть германизирована.
Большинство ученых оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс
фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу
благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в
Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи
жен. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских
священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные ученые
рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым
вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют
заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе
фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей
центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и
Nitzke. Фамилия происходит от имени Николай, сокращенно Ник, под влиянием
славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche, а затем
Nietzsche.
Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому
роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его
польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против
Германии».
Отношения с сестрой
Сестра Фридриха Ницше Элизабет Ницше вышла
замуж за антисемитского идеолога
Бернарда Фёрстера (нем.), который решил уехать
в Парагвай, чтобы там со своими единомышленниками организовать немецкую
колонию Nueva Germania (нем.). Элизабет уехала с ним в 1886 году в
Парагвай, но вскоре из-за финансовых проблем Бернард покончил с собой, и
Элизабет вернулась в Германию.
Некоторое время Фридрих Ницше был в напряжённых отношениях с сестрой, но к
концу жизни нужда в заботе о себе заставила Ницше восстановить отношения с
ней.
Элизабет Фёрстер-Ницше была распорядительницей
литературного наследия Фридриха Ницше. Она издавала книги брата в
собственной редакции, а для многих материалов не давала разрешение на
публикацию. Так, «Воля к власти» была в плане работ Ницше, но он так и не
написал эту работу. Элизабет издала эту книгу на основании
отредактированных ею черновиков брата. Она также изъяла все ремарки брата
касательно отвращения к сестре. Подготовленное Элизабет двадцатитомное
собрание сочинений Ницше являлось эталоном для переизданий до середины XX
века. Только в 1967 году итальянские учёные опубликовали без искажений
ранее недоступные работы.
В 1930 году Элизабет стала сторонницей нацистов. К 1934 году она добилась
того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше,
сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив
центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги «Так говорил
Заратустра» вместе с «Майн Кампф» и «Мифом двадцатого века» Розенберга были
торжественно положены вместе в склеп Гинденбурга. Гитлер назначил Элизабет
пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.
Философия
Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли,
истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования
поступков.
Стиль философствования
Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю
ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося
стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он
полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии
являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли
автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля
однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с
желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало
его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой
стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая
долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее,
афористичность письма можно назвать следствием осознанного выбора философа,
результатом последовательного развития его убеждений. Афоризм как свой
собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в
постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы
контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда
закончиться, адекватнее передавая опыт жизни.
Здоровое и упадочное
В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности,
построенное на метафизике «бытия становления», а не данности и
неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи
действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а
становится лишь частной ценностью. Выходящие на первый план рассмотрения
ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые
прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и
разложение. Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в
своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за
симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше
предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично
подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.
Дионис и Аполлон. Проблема Сократа
Источник здоровой культуры Ницше усматривал в дихотомии двух начал:
дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную,
роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую
человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем;
второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью
сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг
друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В
рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению трагедии.
Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на
фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения и даже исправления
жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался
изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм.
Совершённый насильный перекос и является источником кризиса современной
Ницше культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности,
мифов.
Смерть Бога. Проблема христианства
Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией
Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату доверия к
сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, т.е. нигилизм,
проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по
мнению Ницше, исходит из самого духа христианского учения, отдающего
предпочтение потустороннему миру, поэтому являющегося нездоровым.
Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала
Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой
порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и
избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает
порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в
германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это
интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал
влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьбы за выживание (англ. struggle
for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и
слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше:
«Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле,
что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь
ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет
положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или
погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность
самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас,
делает нас сильнее!»
Сверхчеловек
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек
должен эволюционировать в Сверхчеловека (Ubermensch). Разум и все так
называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения
господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего
несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой.
Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых.
Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не
имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются
собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа.
Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания.
Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа
тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый
сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали
себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского
нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые
ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль
господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек.
Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение.
Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence
(декаданс).
Произведения
Основные произведения
«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragodie,
1872)
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgemasse Betrachtungen, 1872—1876)
«Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner
und der Schriftsteller, 1873)
«О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie
fur das Leben, 1874)
«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
(Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
«Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Spruche,
1879)
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880)
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenrote,
1881)
«Весёлая наука» (Die frohliche Wissenschaft, 1882, 1887)
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach
Zarathustra, 1883—1887)
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von
Gut und Bose, 1886)
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral,
1887)
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Gotzen-Dammerung, 1888),
книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно
философствовать с помощью молотка»
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд.
1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П.
Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу
«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht —
Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце
произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом
черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе
написаны в 1888).
Прочие произведения[править | править исходный текст]
«Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie,
1869)
«О будущности наших образовательных учреждений» (Uber die Zukunft unserer
Bildungsanstalten, 1871—1872)
«Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Funf Vorreden zu funf
ungeschriebenen Buchern, 1871—1872)
«О пафосе истины» (Uber das Pathos der Wahrheit)
«Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken uber die
Zukunft unserer Bildungsanstalten)
«Греческое государство» (Der griechische Staat)
«Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das
Verhaltnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen
Cultur)
«Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf)
«Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Uber Wahrheit und Luge im
au?ermoralischen Sinn, 1873)
«Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen
Zeitalter der Griechen)
«Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner, 1888)
Юношеские произведения[править | править исходный текст]
«Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858)
«О музыке» (Uber Musik, 1858)
«Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862)
«Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862)
«Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862)
«Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je
wahrhaft glucklich sein?, 1863)
«О настроениях» (Uber Stimmungen, 1864)
«Моя жизнь» (Mein Leben, 1864)
Кинематограф[править | править исходный текст]
В фильме Лилианы Кавани «По ту сторону добра и зла» (англ.)русск. (итал.
«Al di la del bene e del male», 1977) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу
Саломе — Доминик Санда, Пауль Реё — Роберт Пауэлл, Элизабет Фёрстер-Ницше —
Вирна Лизи, Бернард Фёрстер (нем.)русск. — Умберто Орсини
(итал.)русск.).
В биографическом фильме Жулиу Брессане (порт.)русск. «Дни Ницше в Турине»
(англ.)русск. (порт. «Dias de Nietzsche em Turim», 2001) философа сыграл
бразильский актёр Фернанду Эйрас (порт.)русск..
В фильме Пинхаса Перри (Pinchas Perry) «Когда Ницше плакал» (англ. «When
Nietzsche Wept», США—Израиль, 2007, по роману Ялома Ирвина) заглавного
персонажа сыграл Арманд Ассанте (Лу Саломе — Кэтрин Винник (англ.)русск.,
Йозеф Брёйер — Бен Кросс, Зигмунд Фрейд — Джейми Элмэн (англ.)русск., Берта
Паппенгейм — Михаль Янай (иврит)русск.).
Фильм венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь» (венг. «A torinoi
lo», 2011) основан на истории[17] о Ницше, который в Турине 3 января 1889
года стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади,
обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей
жизни проведя в больнице для душевнобольных.
Литература
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах[прим 1] / Пер. с нем. В. М.
Бакусева, Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др.; Ред. совет: А. А.
Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005-.
Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и
наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005. — 556 с. — ISBN
5-902764-07-6
Бугера, В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. — М.: КомКнига,
2010. — ISBN 978-5-484-01062-2.
Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.:
Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с. — (Мировая Ницшеана). — ISBN
5-93615-031-3, ISBN 5-902565-09-X
Нордау М. Фридрих Ницше // Вырождение. — М.: Республика, 1995.— 400 с. —
(Прошлое и настоящее). ISBN 5-250-02539-0
[Стихотворения]// «Зарубежная поэзия в переводах Вячеслава Куприянова»,
Радуга, Москва, 2009
Цендровский О.Ю. Идеал величия в философии Ницше // Вестник РХГА. 2013. №4.
с. 119-129
Гергилов Р.Е. Влияние Ницше на немецкую социологию // Социологический
журнал 2006. N 1.