Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Лунц Лев Натанович (1901-1924)

См. в Википедии Лунц, Лев Натанович

Источник - Википедия 
Лев Лунц

Дата рождения: 19 апреля (2 мая) 1901
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 10 мая 1924 (23 года)
Место смерти: Гамбург
Род деятельности: драматург, прозаик
Годы творчества: 1919-1924

Лев Натанович Лунц (19 апреля (2 мая) 1901, Санкт-Петербург — 10 мая 1924, Гамбург) — русский прозаик, драматург, публицист.


Отец — Натан Яковлевич Лунц (1871—1934) — провизор, торговец оптическими приборами. Мать — Анна Ефимовна, концертная пианистка. Писать начал с восемнадцати лет. По окончании в 1918 году с золотой медалью Петроградской 1-й мужской гимназии Лунц поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, который окончил в 1922 году. Был оставлен при кафедре западноевропейских литератур для научной работы, знал испанский, итальянский, английский, французский, старофранцузский, древнееврейский языки.

Входил в литературную группу «Серапионовы братья».

В 1923 году проявились первые признаки болезни сердца, которая заставила Лунца всю зиму пролежать в постели. Добившись научной командировки в Испанию, уехал лечиться в Германию, где проживали его эмигрировавшие ранее родители. Через год умер от болезни мозга.

Некрологи Льву Лунцу написали Нина Берберова, Юрий Тынянов, Максим Горький, Константин Федин, Михаил Слонимский.

    Творчество
Писал с восемнадцати лет. Вёл литературную деятельность пять лет. За это время он написал рассказы «В пустыне», «Родина», «Исходящая № 37», «Рассказ о скопце», «Хождение по мукам», «Через границу», фельетоны «В вагоне», «Верная жена», «Патриот», пьесы «Вне закона», «Бертран де Борн», «Обезьяны идут», «Город правды», киносценарий «Восстание вещей» и несколько теоретических статей. Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» упоминает также «уморительно смешную повесть молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку».

Проза и драматургия Льва Лунца публиковалась при его жизни в СССР и в Европе. Его пьесы также шли в театрах как на родине, так и за рубежом.

Однако впоследствии произведения Лунца в СССР не печатались даже в самые сравнительно либеральные времена, несмотря на то, что такую публикацию мечтали осуществить превратившиеся в литературных генералов бывшие «Серапионовы братья».

Причина неприятия Лунца советской культурой обнаруживается в его статье «Почему мы Серапионовы братья», которая по стечению обстоятельств стала восприниматься как манифест Серапионов. Именно эту статью цитировал в 1946 А. А. Жданов, доказывая антисоветскость М. М. Зощенко и «Серапионовых братьев» вообще. Основная мысль статьи могла использоваться как пример аполитичности и антисоветчины:

С кем же мы, Серапионовы Братья? Мы с пустынником Серапионом.

Раздражение властей вызвала трагедия «Вне закона». Так, Майзель указывает на то, что «как бы ни были туманны и остранены общественные контуры и характеристики в „Вне закона“, социальное звучание трагедии остается глубоко реакционным».

Отзывы
Без него [Лунца] не обходилось ни одно сборище, он, конечно, был душой «Серапионов». 

Юноша-фавн запомнился как перепроизводство энергии.

Он был человек огромного темперамента и мгновенных реакций. <…> Это был ум деятельный, не терпящий вялости и покоя. 

В 1930-е годы творчество Лунца оказалось забыто и вычеркнуто из истории русской советской литературы. 11-томная Литературная энциклопедия в 1932 году поместила статью о Лунце, где он назван «воинствующим буржуазным индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации».

Монографии, посвященные Лунцу, вышли в Сербии и Польше.

    Сочинения
Вне закона. Пьеса // «Беседа», Berlin, №1, 1921
Обезьяны идут! Пьеса // «Веселый альманах», 1923
В пустыне // «Серапионовы братья», Berlin, 1922
Исходящая №37 // «Россия», 1922, №1
Почему мы Серапионовы братья // «Литературные за­писки», 1922, №3
Ненормальное явление // «Петербург», 1922, №3
Обольститель. В ваго­не // «Мухомор», 1922, №10
Бертран де Борн. Пьеса // «Город», 1923, №1
Родина // «Европейский альманах», 1923
На Запад // «Беседа», №2, 1923
Патриот. Пьеса // «Красный ворон», 1923, №33
Город Правды. Пье­са // «Беседа», №5, 1924
Восстание вещей. Киносценарий // «Новый журнал», №79, 1965
Путешествие на больнич­ной койке // «Новый журнал», №90, 1968

    Издания

Л. Лунц. Обезьяны идут. СПб; Инапресс; 2003.
Наиболее полное издание сочинений Льва Лунца. Прекрасное издание, качественная бумага, переплёт и качество печати. Вступительная статья Валерия Шубинского, подробный комментарий и послесловие Евгения Лемминга. В издание входят рассказы, пьесы, киносценарии, статьи и рецензии, автобиография, переписка, а также статьи и некрологи, посвящённые Лунцу, написанные его современниками и друзьями — Берберовой, Слонимским, Тыняновым, Кавериным, Фединым и другими.

Л. Лунц. Литературное наследие. М; Научный мир; 2007. — ISBN 978-5-91522-005-7
Это издание, хоть и несколько более полное, чем "Обезьяны идут", подверглось критике в прессе. См. рецензию Феликса Икшина в «НЛО» 2008, №91.[6]

Из Шкловского

Среди прочих Серапионов все отмечали Льва Лунца. Много и подробно о Лунце писал Каверин. Лунц был одним из самых интересных и загадочных Серапионов - этой загадочности способствовали не только его тексты, но ранняя смерть, долгое забвение - эти обстоятельства, увы, сливаются с текстом. У Лунца есть рассказ "Исходящая * 37" . Этот рассказ построен так же, как и "Записки сумасшедшего" Гоголя. Только у Лунца не мелкий чиновник сходит с ума, а заведующий канцелярией превращается в документ. В 1919 году, когда Роман Якобсон говорил Шкловскому, пряча его в архиве: "Если будет обыск, притворись бумагой и шурши", вряд ли он думал о торжестве бумажного мира по Лунцу.

Как знать, вдруг Шкловский на заседании Серапионов рассказал эту историю, и Лунц запомнил образ шуршащей человеческой бумаги.

Ссылки:

  • Дом Мурузи
  • Шкловский В.Б. и эсеры
  • Гор Геннадий Самойлович
  • Благие деяния Горького в 1917-19 гг
  • Максимов Дмитрий Евгеньевич 1918 г.р. (Вспоминания Л. Кумпан)
  • Чуковские и Шкловский
  • Наппельбаум Моисй Соломонович
  • Б. Сарнов: "правила игры" в "Литературной газете" и других учреждениях
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»