Дата рождения: 19 апреля (2 мая) 1901
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 10 мая 1924 (23 года)
Место смерти: Гамбург
Род деятельности: драматург, прозаик
Годы творчества: 1919-1924
Лев Натанович Лунц (19 апреля (2 мая) 1901, Санкт-Петербург — 10 мая 1924,
Гамбург) — русский прозаик, драматург, публицист.
Отец — Натан Яковлевич Лунц (1871—1934) — провизор, торговец оптическими
приборами. Мать — Анна Ефимовна, концертная пианистка. Писать начал с
восемнадцати лет. По окончании в 1918 году с золотой медалью Петроградской
1-й мужской гимназии Лунц поступил на историко-филологический факультет
Петроградского университета, который окончил в 1922 году. Был оставлен при
кафедре западноевропейских литератур для научной работы, знал испанский,
итальянский, английский, французский, старофранцузский, древнееврейский
языки.
В 1923 году проявились первые признаки болезни сердца, которая заставила
Лунца всю зиму пролежать в постели. Добившись научной командировки в
Испанию, уехал лечиться в Германию, где проживали его эмигрировавшие ранее
родители. Через год умер от болезни мозга.
Некрологи Льву Лунцу написали Нина Берберова, Юрий Тынянов, Максим Горький,
Константин Федин, Михаил Слонимский.
Творчество
Писал с восемнадцати лет. Вёл литературную деятельность пять лет. За это
время он написал рассказы «В пустыне», «Родина», «Исходящая № 37», «Рассказ
о скопце», «Хождение по мукам», «Через границу», фельетоны «В вагоне»,
«Верная жена», «Патриот», пьесы «Вне закона», «Бертран де Борн», «Обезьяны
идут», «Город правды», киносценарий «Восстание вещей» и несколько
теоретических статей. Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец»
упоминает также «уморительно смешную повесть молодого, рано умершего
советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое
буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои
бриллианты в платяную щётку».
Проза и драматургия Льва Лунца публиковалась при его жизни в СССР и в
Европе. Его пьесы также шли в театрах как на родине, так и за рубежом.
Однако впоследствии произведения Лунца в СССР не печатались даже в самые
сравнительно либеральные времена, несмотря на то, что такую публикацию
мечтали осуществить превратившиеся в литературных генералов бывшие
«Серапионовы братья».
Причина неприятия Лунца советской культурой обнаруживается в его статье
«Почему мы Серапионовы братья», которая по стечению обстоятельств стала
восприниматься как манифест Серапионов. Именно эту статью цитировал в 1946
А. А. Жданов, доказывая антисоветскость М. М. Зощенко и «Серапионовых
братьев» вообще. Основная мысль статьи могла использоваться как пример
аполитичности и антисоветчины:
С кем же мы, Серапионовы Братья? Мы с пустынником Серапионом.
Раздражение властей вызвала трагедия «Вне закона». Так, Майзель указывает
на то, что «как бы ни были туманны и остранены общественные контуры и
характеристики в „Вне закона“, социальное звучание трагедии остается
глубоко реакционным».
Отзывы
Без него [Лунца] не обходилось ни одно сборище, он, конечно, был душой
«Серапионов».
Юноша-фавн запомнился как перепроизводство энергии.
Он был человек огромного темперамента и мгновенных реакций. <…> Это был
ум деятельный, не терпящий вялости и покоя.
В 1930-е годы творчество Лунца оказалось забыто и вычеркнуто из истории
русской советской литературы. 11-томная Литературная энциклопедия в 1932
году поместила статью о Лунце, где он назван «воинствующим буржуазным
индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной
интеллигенции предоктябрьской формации».
Монографии, посвященные Лунцу, вышли в Сербии и Польше.
Сочинения
Вне закона. Пьеса // «Беседа», Berlin, №1, 1921
Обезьяны идут! Пьеса // «Веселый альманах», 1923
В пустыне // «Серапионовы братья», Berlin, 1922
Исходящая №37 // «Россия», 1922, №1
Почему мы Серапионовы братья // «Литературные записки», 1922, №3
Ненормальное явление // «Петербург», 1922, №3
Обольститель. В вагоне // «Мухомор», 1922, №10
Бертран де Борн. Пьеса // «Город», 1923, №1
Родина // «Европейский альманах», 1923
На Запад // «Беседа», №2, 1923
Патриот. Пьеса // «Красный ворон», 1923, №33
Город Правды. Пьеса // «Беседа», №5, 1924
Восстание вещей. Киносценарий // «Новый журнал», №79, 1965
Путешествие на больничной койке // «Новый журнал», №90, 1968
Издания
Л. Лунц. Обезьяны идут. СПб; Инапресс; 2003.
Наиболее полное издание сочинений Льва Лунца. Прекрасное издание,
качественная бумага, переплёт и качество печати. Вступительная статья
Валерия Шубинского, подробный комментарий и послесловие Евгения Лемминга. В
издание входят рассказы, пьесы, киносценарии, статьи и рецензии,
автобиография, переписка, а также статьи и некрологи, посвящённые Лунцу,
написанные его современниками и друзьями — Берберовой, Слонимским,
Тыняновым, Кавериным, Фединым и другими.
Л. Лунц. Литературное наследие. М; Научный мир; 2007. — ISBN
978-5-91522-005-7
Это издание, хоть и несколько более полное, чем "Обезьяны идут",
подверглось критике в прессе. См. рецензию Феликса Икшина в «НЛО» 2008,
№91.[6]
Среди прочих Серапионов все отмечали Льва Лунца. Много и подробно о Лунце
писал Каверин. Лунц был одним из самых интересных и загадочных Серапионов -
этой загадочности способствовали не только его тексты, но ранняя смерть,
долгое забвение - эти обстоятельства, увы, сливаются с текстом. У Лунца
есть
рассказ "Исходящая * 37"
. Этот рассказ построен так же, как и "Записки сумасшедшего"
Гоголя. Только у Лунца не мелкий чиновник сходит с ума, а заведующий
канцелярией превращается в документ. В 1919 году, когда Роман Якобсон
говорил Шкловскому, пряча его в архиве: "Если будет обыск, притворись
бумагой и шурши", вряд ли он думал о торжестве бумажного мира по
Лунцу.
Как знать, вдруг Шкловский на заседании Серапионов рассказал эту историю, и
Лунц запомнил образ шуршащей человеческой бумаги.