Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Галлай Марк Лазаревич (1914-1998)

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Для Королева соображения Галлая по человеческому фактору были решающими. Обладая исключительно большим опытом летчика, воевавшего летчика- испытателя, авиационного инженера, Галлай, человек острого и критического ума, находящийся вне ведомственных интересов, давал неожиданно интересные советы по управлению пилотируемыми кораблями. С Королевым он был знаком еще до войны, встречался с ним и во время войны в казанской шарашке , когда Королев испытывал самолеты с ракетными ускорителями. Не являясь членом какой-либо официальной комиссии, Галлай имел возможность высказывать лично Королеву мысли, с которыми он не всегда мог выступать на публике.

После смерти Королева Галлай лишился главной опоры в нашем ОКБ-1. Мишин его к себе не приблизил. Хорошие отношения Галлай сохранил с Бушуевым , Раушенбахом и со мной .

См. в Википедии Галлай, Марк Лазаревич

Источник - Википедия

Галлай, Марк Лазаревич (3 [16] апреля 1914, Санкт-Петербург — 14 июля 1998, Москва) — советский лётчик-испытатель, писатель, Герой Советского Союза (1957).

Родился в еврейской семье родом из Волковыска. Его отец, Лазарь Моисеевич Галлай (1885—1953), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна Галлай (в девичестве Ливенсон, 1895—1985), — актрисой сказительного жанра в Ленгорэстраде. Брат отца — кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.
Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота (в 1941 г. Ленинградский институт инженеров Гражданской авиации Воздушного Флота преобразован в Военно-воздушную инженерную академию им. А. Ф. Можайского), потом окончил Ленинградский политехнический институт (1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 г. стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрилии ПВО Москвы, до сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налётов немецкой авиации. М. Галлай совершил 28 боевых вылетов. Во время первого ночного налёта фашистской авиации на Москву 22 июля 1941 г. М. Галлай сбил «Дорнье-215». Это единственная вражеская машина, сбитая им. За этот боевой эпизод М. Галлай был награждён орденом Красного Знамени. В январе — марте 1942 г. был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка (Калининский фронт). С мая 1943 г. был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года, в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.
В 1950 году был уволен из ЛИИ им. Громова (увольнение Галлай связывал с начавшейся антисемитской кампанией). В 1950—1953 годах — лётчик-испытатель НИИ-17, в 1953—1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева. За время лётно-испытательной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 г. М. Галлай был уволен в запас из Вооружённых сил СССР в звании полковника. В 1958—1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960—1961 годах — инженер-методист первого отряда космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой» (По одной из версий, знаменитое гагаринское «Поехали!» было перенято им у Галлая). Он работал с космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: «Ну? Поехали?» «Поехали!» — отвечали ему. С 1959 года М. Л. Галлай был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.
Награждён одиннадцатью орденами: трижды награждён орденом Ленина, четырежды награждён орденом Красного Знамени, награждён дважды орденом Отечественной войны I степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15 медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской Федерации.
Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 г. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде.
14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, (уч. № 4).

Ссылки:
1. Принятие решения о полете Гагарина и подготовка на полигоне
2. Программа стыковки пилотируемых кораблей "Союз"
3. Значение полета Гагарина
4. Системы автоматического и ручного управления кораблем-спутником
5. "Союз-4" и "Союз-5": удачная ручная стыковка
6. Черток Б.Е. о своей четвертой книге "Ракеты и люди"
7. Честность и километраж [Войнович В.Н. и Некрасов В.П., 1963]
8. Военная хитрость [Войнович В.Н.]

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»