Для
Королева
соображения Галлая по человеческому фактору были решающими. Обладая
исключительно большим опытом летчика, воевавшего летчика- испытателя,
авиационного инженера, Галлай, человек острого и критического ума,
находящийся вне ведомственных интересов, давал неожиданно интересные советы
по управлению пилотируемыми кораблями. С Королевым он был знаком еще до
войны, встречался с ним и во время войны в
казанской шарашке
, когда Королев испытывал самолеты с ракетными ускорителями. Не являясь
членом какой-либо официальной комиссии, Галлай имел возможность высказывать
лично Королеву мысли, с которыми он не всегда мог выступать на публике.
После смерти Королева Галлай лишился главной опоры в нашем ОКБ-1. Мишин его
к себе не приблизил. Хорошие отношения Галлай сохранил с
Бушуевым
,
Раушенбахом
и со
мной
.
Галлай, Марк Лазаревич (3 [16] апреля 1914, Санкт-Петербург — 14 июля 1998,
Москва) — советский лётчик-испытатель, писатель, Герой Советского Союза
(1957).
Родился в еврейской семье родом из Волковыска. Его отец, Лазарь Моисеевич
Галлай (1885—1953), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна
Галлай (в девичестве Ливенсон, 1895—1985), — актрисой сказительного жанра в
Ленгорэстраде. Брат отца — кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.
Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского
воздушного флота (в 1941 г. Ленинградский институт инженеров Гражданской
авиации Воздушного Флота преобразован в
Военно-воздушную инженерную академию им. А. Ф.
Можайского), потом окончил
Ленинградский политехнический институт
(1937) и Школу пилотов ленинградского аэроклуба. С 1935 года летал на
планёрах и прыгал с парашютом в
Ленинградском аэроклубе. С 1937 года
работал инженером в
ЦАГИ, без отрыва от работы окончил
лётную школу и в сентябре 1937 года стал
лётчиком-испытателем ЦАГИ.
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 г. стал
лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрилии ПВО
Москвы, до сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налётов немецкой
авиации. М. Галлай совершил 28 боевых вылетов. Во время первого ночного
налёта фашистской авиации на Москву 22 июля 1941 г. М. Галлай сбил
«Дорнье-215». Это единственная вражеская машина, сбитая им. За этот боевой
эпизод М. Галлай был награждён орденом Красного Знамени. В январе — марте
1942 г. был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного
авиаполка (Калининский фронт). С мая 1943 г. был лётчиком 890-го полка
авиации дальнего действия. В июне 1943 года, в составе экипажа ТБ-7,
летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в
районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан
Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней он на
самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на
лётно-испытательную работу.
В 1950 году был уволен из ЛИИ им.
Громова (увольнение Галлай связывал с начавшейся
антисемитской кампанией). В 1950—1953 годах —
лётчик-испытатель НИИ-17, в 1953—1958 годах — лётчик-испытатель
ОКБ В. Мясищева. За время
лётно-испытательной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и
планеров. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1957 году за
мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной
техники.
В 1958 г. М. Галлай был уволен в запас из Вооружённых сил СССР в звании
полковника. В 1958—1975 годах он работал в ЛИИ старшим научным сотрудником.
В 1960—1961 годах — инженер-методист
первого отряда космонавтов, работал с
первой группой — «гагаринской шестёркой» (По одной из версий, знаменитое
гагаринское «Поехали!» было перенято им у Галлая). Он работал с
космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: «Ну?
Поехали?» «Поехали!» — отвечали ему. С 1959 года М. Л. Галлай был
заместителем председателя методического совета Министерства авиационной
промышленности СССР по лётным испытаниям. Опубликовал около 30 научных
работ, преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской
авиации.
Награждён одиннадцатью орденами: трижды награждён орденом Ленина, четырежды
награждён орденом Красного Знамени, награждён дважды орденом Отечественной
войны I степени , орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», 15
медалями. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). Доктор технических
наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской
Федерации.
Первую книгу «Через невидимые барьеры»
опубликовал в 1960 г. В 1965 г. Галлай стал членом Союза писателей
СССР. С 1975 г. полностью сконцентрировался на литературном труде.
14 июля 1998 года Марк Лазаревич Галлай скончался. Похоронен на
Троекуровском кладбище в Москве, (уч. № 4).