|
|||
|
"Союз-4" и "Союз-5": удачная ручная стыковка
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди После не удавшеяся стыковки Берегового мои коллеги, сторонники чистой автоматики, могли бы торжествовать. В данном случае человек не справился с задачей, которую до этого два раза выполняли автоматические системы. Но никто не радовался и не злорадствовал. Я так подробно остановился на истории полета Берегового , потому что она очень поучительна и теперь, спустя тридцать лет. Сами разработчики: проектанты, автоматчики, баллистики - все вместе поставили человека в такие условия, что он оказался решающим и самым ненадежным звеном в контуре управления. Мы не только сами убедились, но и всему миру показали, что умеем надежно стыковать без участия человека космические корабли. Зачем потребовалось в первом же после гибели Комарова пилотируемом полете включать человека в контур управления? В этом была своя логика. На пилотируемом космическом корабле включать человека в контур управления надо на случай отказа основного автоматического контура. Но для этого человека надо обеспечить средствами наблюдения, управления и контроля, все мыслимые отказы автоматического контура должны быть проиграны на Земле задолго до полета, а будущий космонавт должен не в полете, а на тренажере доказать, что он способен в нештатной и даже аварийной ситуации заменить автомат. Все средства массовой информации сообщали об очередной победе в космосе. Ни на приеме в Кремлевском Дворце съездов, ни на пресс-конференциях, ни в десятках различных статей даже намеков не было на какие-либо неприятности в полете. Несмотря на горячие поздравления партии и правительства, мы, действительные виновники "крупной победы в космосе", были морально подавлены. Примерно такие истины я декларировал на технических совещаниях, проводимых в своем управленческом кругу, при обсуждении результатов полета Берегового. От декларации до практической реализации очевидных истин путь оказывался трудным. Всего через два месяца после полета Берегового были запущены "активный" космический корабль Союз-4 (14.01.69), пилотируемый Владимиром Шаталовым , и через сутки - "пассивный" космический корабль Союз-5 (15.01.69) с Борисом Волыновым , Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым . На этот раз никто не требовал стыковки непосредственно после старта. Шаталов получил сутки для адаптации. Через сутки было выполнено автоматическое сближение и ручное причаливание на свету. Обошлись без пресловутой трапеции из четырех огней. Я не упустил случая рассказать своим товарищам в Евпатории после ручного причаливания, выполненного Шаталовым, о предупреждении, которое в свое время высказал Галлай мне и Бушуеву . - А кроме того, мы не послушали ваших перестраховщиков по поводу ионных ям, - сказала Зоя Дегтяренко , - у проектантов нашлись запасы на лишние сутки полета до сближения, а мы, баллистики, нашли для двух кораблей светлое время на посадку. - Да, теперь можно признать, что с нашей подачи программа полета для Берегового была авантюрной. Хорошо хоть, что кончилось благополучно, - высказался Раушенбах. Однако ни наш главный проектант космических кораблей космонавт Константин Феоктистов , ни ближайший соратник Раушенбаха Евгений Башкин с нами не согласились и утверждали, что мы впустую потеряли сутки полета только потому, что Береговой допустил ошибку. Если бы он состыковался, то без сомнений такую же программу мы дружно утвердили бы и для этой новой компании. Дальнейшие события все же показали, что мы слишком быстро успокоились и не извлекли всех уроков из полета Берегового. Ссылки:
|